Об участии яхты класса Л‐6 «Ника» в гонках классических яхт BCMC‐2016

(подготовил В.Манухин)

В 2016 г. гонки классических яхт на кубок «Baltic Classic Master Cup» (BCMC) были проведены в Сандхамне (Швеция) 11‐13 августа . Организатором гонок являлся Королевский яхт‐клуб Швеции – KSSS. Были проведены три гонки в шхерах в окрестностях Сандхамна. Длина дистанций составляла 20‐24 мили. В гонки было заявлено 34 классических яхты из Швеции (28), Финляндии (3), Бельгии (1), Великобритании (1) и России (1), которые вошли в одну зачетную группу классических деревянных яхт. Все яхты были разделены на две стартовые группы. В первой группе стартовали яхты с наибольшей длиной менее 40 футов, во второй – 40 футов и более. Список яхт с разбивкой на стартовые группы приведен в Приложении. В гонках стартовало 32 классические яхты, т .к. две яхты на регату не пришли из‐за погодных условий . Каждой яхте предварительно по ее характеристикам в KSSS был рассчитан по закрытой формуле гандикапный коэффициент SRS ≥ 1, в соответствии с которым определялось откорректированное время прохождения дистанции гонки

Немного истории

До 2013 г . включительно переходящий кубок «Baltic Classic Master Cup» (ВСМС) вручался Скандинавским союзом классических яхт (SCYT‐ Scandinavian Classic Yacht Trust) по лучшим результатам яхты как минимум в трех регатах сезона, проводимых различными яхт‐клубами Швеции, Финляндии и России (с 2012 г.). Причем , яхта обязана была участвовать в регатах, проводимых как минимум в двух балтийских странах. С 2014 г . условия упростились, и переходящий кубок BCMC стал вручаться по результатам одной регаты в одной стране. Этот кубок имеет еще одно название – «G.L.Watson Trophy», поскольку он был учрежден более 100 лет назад старейшей английской дизайнерской яхтенной фирмой G.L.Watson & Co, создавшей проекты знаменитых гоночных яхт «Shamrock II», «Britannia», «Rainbow».

Яхта «Ника» ранее трижды принимала участие в гонках на BCMC. Было это в 2010, 2011 и 2013 гг.

В 2010 г . «Ника» участвовала в гонке из Нюнесхамна в Троса (Швеция), в регате из двух гонок в Троса и в регате из двух гонок в Хельсинки (Финляндия) и заняла общее 3е место. На регате в Троса экипажу «Ники» был вручен специальный переходящий приз за победу среди нешведских яхт

В 2011 г. «Ника» участвовала в гонке из Аркезунд в Троса (Швеция), в регате из двух гонок в Троса и в регате из двух гонок в Мариенхамне (Финляндия) и заняла общее 1‐е место. В регате в Троса участвовала еще одна яхта класса Л‐6 из Санкт‐Петербурга – «Лилия», которая выиграла эту регату и получила переходящий приз за победу среди нешведских яхт. «Ника» в этой регате заняла 2‐е место. Заявленная на эту регату яхта класса Л‐6 «Фея» на гонки не пришла. За 1‐е место в гонке из Аркезунд в Троса и за 1‐е место в регате в Мариенхамне экипажу «Ники» были вручены специальные призы. За общее первое место в гонках BCMC в феврале 2012 г . на семинаре яхт‐клуба HSS в Хельсинки в рамках выставки «Boat Show‐2012» экипажу «Ники» был вручен переходящий кубок BCMC.

В 2013 г. переходящий кубок BCMC выиграла яхта класса Л‐6 «Онега». Яхты «Ника» и «Амур» смогли в том году участвовать только в двух регатах из трех необходимых для борьбы за кубок BCMC. Осенью 2015 г. экипажам яхт «Ника» и «Онега» Владимир Иванкив по поручению SCYT вручил сертификаты Скандинавского союза классических яхт о победах, одержанных яхтами в гонках BCMC в 2011 и 2013 гг. В 2015 г. яхты класса Л‐6 «Онега» и «Лилия» принимали участие в регате ÅF Offshore Race (бывш. «Gotland Runt», Швеция) в группе классических яхт и заняли соответственно 12 и 13 места из 16‐ти стартовавших яхт.

В 2016 г. гонки классических яхт на кубок «Baltic Classic Master Cup» (BCMC) были проведены в Сандхамне (Швеция) 11‐13 августа . Организатором гонок являлся Королевский яхт‐клуб Швеции – KSSS. Были проведены три гонки в шхерах в окрестностях Сандхамна. Длина дистанций составляла 20‐24 мили. В гонки было заявлено 34 классических яхты из Швеции (28), Финляндии (3), Бельгии (1), Великобритании (1) и России (1), которые вошли в одну зачетную группу классических деревянных яхт. Все яхты были разделены на две стартовые группы. В первой группе стартовали яхты с наибольшей длиной менее 40 футов, во второй – 40 футов и более. Список яхт с разбивкой на стартовые группы приведен в Приложении. В гонках стартовало 32 классические яхты, т .к. две яхты на регату не пришли из‐за погодных условий .

На гонки 2016 г . в Сандхамне из России заявилась одна яхта «Ника». По условиям соревнований необходимо было оплатить стартовый взнос, выполнить самообмер яхты и парусов , оформить страховку гражданской ответственности от ущерба третьим лицам.

Поскольку общая длина корпуса «Ники» составляет 12,27 м или 40,2 фута , необходимо было оплатить стартовый взнос в 2900 шведских крон (для яхт длиной более 40,0 футов). Указанную сумму стартового взноса мы внесли при поддержке «Яхт‐клуба Санкт‐Петербурга», неоднократно проводившего гонки Недели классических яхт на акватории Невской губы, являвшиеся одним из этапов розыгрыша BCMC.

Обмер яхты и парусов по Правилам SRS оказался не сложным и включал всего 24 параметра. Для нешведских яхт расчет гандикапного коэффициента выполнялся организаторами бесплатно.

Страховать яхту с каждым годом становится сложнее и дороже. Например, до 2015 г. можно было выбрать конкретный период страхования в пределах России только на время соревнований или на летний сезон, а с 2015 г. страховка по России оформляется только на календарный год по минимальной ставке 5 тыс. руб. с лимитом ответственности в 1 млн . руб . («Росгосстрах», «МАКС»). Получается абсурдная ситуация: яхта в Санкт‐Петербурге эксплуатируется не более 5 месяцев, а застраховать ее от ущерба третьим лицам можно как минимум на год. Большинство страховых компаний сейчас старые яхты не страхует совсем, а те компании, которые раньше страховали такие яхты, больше этим не занимаются . Хорошо , что еще страхование в пределах Европы производится на конкретные даты, а не целый год . В общем , страховка «Ники» с 7 по 14 августа по Европе в страховой компании «МАКС» обошлась нам в 10 тыс. руб. с лимитом в 4 млн . руб., причем на воды России она не распространялась. Таким образом, для участия в местных соревнованиях пришлось выложить еще 5 тыс. руб. Итого 15 тыс. руб.

Мы вышли в Сандхамн 5 августа днем за шесть суток до начала гонок . Запас времени был большой , т .к. расстояние от Санкт‐Петербурга до Сандхамна составляет 360 миль по генеральному курсу, а «шестерка» в среднем проходит в сутки 90‐100 миль. Нам, правда, еще предстояло зайти в Хельсинки, чтобы там открыть визы и принять на борт седьмого члена экипажа, к моменту выхода яхты находившегося в Еврозоне. Ветра в Невской губе практически не было. Чтобы успеть пройти границу на КПП «Форт Константин» (таможня работает с 9 часов утра до 9 часов вечера, пограничники работают круглосуточно), нам пришлось большую часть пути пройти под двигателем. Пришлось сжигать и без того небольшие запасы бензина (на «Нике» ‐ единственной на сегодняшний день «шестерке» в Санкт‐Петербурге ‐ сохранился аутентичный двухтактный бензиновый мотор СМ‐557Л). Мы пришли на КПП в 19:30 и прошли досмотр яхты погранслужбой. Таможня дала «добро» по телефону, не приезжая на КПП. Такое бывало и раньше, но рассчитывать на это всякий раз не следует.

Путь до Хельсинки прошел без затруднений, если не считать густого тумана с видимостью не более 50 м при подходе к Суоменлинне. Мы подошли к фарватеру в гавань по GPS и шуму от плеска волн в восьмом часу утра, ошвартовались к причалу финских пограничников и завалились спать. Почти сразу туман стал рассеиваться. В 10 ч нас разбудили стражи Еврозоны. Яхту они осмотрели тщательно с собакой, но ничего противозаконного не нашли. Затем «Ника» была нами перешвартована к гостевым причалам гавани, где и был принят на борт Юрий Тараненко . Вместе с ним экипаж яхты составили Вадим Манухин, Александр Кульцеп, Сергей Альбов, Алексей Игнатьев, Сергей Лысенко и Максим Воднев. Двое последних матросов до этого в гонках не участвовали совсем, да и опыта плаваний на яхте у них фактически не было. А вызвано это было тем, что участвовать во всех гонках сезона опытные ребята из экипажа не могут из‐за работы. Нам еще предстояло с 20 по 26 августа участвовать в Чемпионате России в классе яхт Л‐6. Вот и пришлось перераспределять силы. Была надежда , что по пути в Сандхамн новички научатся ставить и убирать спинакер, управлять парусами, делать повороты, но эти надежды, к сожалению, не оправдались...

Яхта ника в Смптхамне

Ночью с 7 на 8 августа ветер задул от юго‐запада с усилением и заходом к западу. 8 августа мы уже вышли в Северную Балтику. Весь день ветер усиливался, а высота волн росла, причем они оставались короткими. По сообщениям «Таллин‐радио» и «Турку‐радио» западный ветер дул со скоростью 15‐20 м/с. Прогноз на 9 августа обещал усиление западного ветра до штормового . Высота волн достигала 2,5‐3,0 м . К ночи ветер еще усилился. Мы убрали грот и оставили штормовой стаксель, надеясь снизить скорость яхты и ослабить удары о волны. Но при этом яхта пошла увалистее, и скорость уменьшилась незначительно. Время от время удары повторялись. Честно говоря, я стал опасаться за матчасть. Кроме того , часть экипажа укачалась , а один из членов экипажа при уборке грота получил травму , к счастью , оказавшуюся не серьезной. В этой ситуации самым правильным было бы укрыться в тихой гавани, а самой близкой была гавань на финском о.Утё, меридиан которого уже был пройден. Не сразу, но в 4‐ом часу утра мы приняли решение пойти на Утё, до которого было примерно 12 миль . Смущало , что в районе прибрежных банок волна будет еще больше, а в темноте заход на остров опасен. Тем более, что ни мне, ни Саше Кульцепу заходить на Утё с моря да еще при попутном шторме не приходилось. На этом острове мы были раньше и гавань знали, но заходили туда из шхер днем и в хорошую погоду. Через некоторое время стал виден маяк Утё, но по мере приближения к шхерам волны становились выше, и маяк часто скрывался за их гребнями . Яхта шла в бакштаг под штормовым стакселем со скоростью 7 узлов . Было жутковато , но уже светало. В 6 ч утра ошвартовались в гавани на Утё и залегли спать.

На Утё простояли сутки . Хорошо отдохнули, погуляли . Ходили на южный берег смотреть, как волны разбиваются о гранитные скалы. Весь день и ночь ветер дул с прежней, а то и с большей силой. К утру он немного ослаб, но направления не изменил . Наше участие в гонках становилось проблематичным, т .к. до Сандхамна оставалось пройти еще 85 миль. С Утё вышли 10 августа в 10 ч утра . Ветер был встречный порывистый 2025 узлов, высота волны в среднем 2,53,0 м . Отдельные гребни достигали 3,5‐4,0 м . Опять началась лавировка. Примерно в 16 ч на одной из наиболее крутых волн после удара корпуса о волну лопнул нижний огон наветренного правого бакштага. Трос был оцинкованный, и огон под Запись волнения с буя, находящегося в море восточнее Сандхамна клетневиной частично прокорродировал. В этот момент , поскольку яхта шла под двумя рифами, были заложены оба бакштага, и мачта не пострадала. Мы быстро восстановили бакштаг, основав огон стяжками на болтах. В 21:30 прошли в трех милях от маяка Бугшер. Всю ночь шли в лавировку при переменном ветре со шквалами. К утру ветер подскис, пошел дождь. Мы отдали сначала 1‐й риф, затем 2‐й, заменили стаксель на геную. Время поджимало. В 9:30 11 августа прошли южный буй Содедргрудден. Ветер зашел к северовостоку. Через 1,5 ч лавировки в 11:00 по судовому времени ошвартовались в Сандхамне, где часы показывали еще 10:00 местного времени.

Пошли с Сашей на разведку к клубному зданию KSSS. Там как раз закончилось собрание капитанов – участников регаты BCMC. В офисе нам выдали схему дистанции 1‐й гонки, список знаков для огибания , список яхт с коэффициентами SRS и разбивкой на стартовые группы, трэкер, большой пакет с орешками и конфетами, какие‐то талончики. Попросили расписаться в журнале, где «Ника» уже предварительно была зарегистрирована. Выяснили , что старт нашей 2‐й группы будет дан в 11:45, а до него еще надо пройти примерно одну милю. До старта оставался 1 ч 20 м. Несмотря на все передряги с погодой, мы успели.

1-я гонка

Времени, чтобы детально разобраться с дистанцией, у нас почти не оставалось, тем более, что инструкции были на шведском языке . Ситуация усугублялась еще и тем , что одновременно с классическими яхтами соревновались и «Драконы». Для них устанавливались свои знаки дистанции, а стартовая линия была общей. Где и чьи знаки стоят было не очень понятно . Длина дистанции составляла 24 мили . Схема дистанции показана в Приложении

Интересно, что дистанция гонки предполагает на отдельных участках возможность выбора экипажами того или иного варианта прохода между островами. Например, можно выбрать более длинный путь, но менее прикрытый островами, а можно идти более коротким путем близко к островам . Чтобы правильно выбрать маршрут, конечно, надо хорошо знать местные условия. Мы выбрали короткий путь. Стартовали мы в своей стартовой группе неважно, пропустив почти все яхты. Затем пошли на первый знак, указанный в списке с координатами. Шли хорошо, но увидели, что другие яхты идут к желтым надувным знакам и проходят между ними. Нам пришлось увалить и пройти через эти «желтые ворота».

Гонка проходила в шхерах, и ветер был изменчивый по направлению и по силе. Как‐то после постановки спинакера, почти сразу расстегнулся карабин спинакер‐фала . Мы достаточно быстро убрали упавший спинакер и поставили другой спинакер на запасном фале, но время на этом все‐таки потеряли.

После финиша гонки мы ошвартовались на прежнее место, но нам сказали, что этот бон к KSSS не имеет отношения, и , если мы хотим здесь стоять , то надо заплатить 300 шведских крон за сутки. Пришлось перешвартовываться в довольно тесную набитую яхтами гавань KSSS, где для участников регаты стоянка была бесплатной. В гавани KSSS буйков не предусмотрено, и яхты, швартуясь, подходят к бону носом или кормой возле закрепленного постоянно на бону притопленного каната от мертвого якоря. Экипаж поднимает канат из воды и закрепляет его на яхте. Если канатом долго не пользуются, он густо обрастает устрицами.

После гонки все участники должны отдать судьям свои трэкеры, по которым те проверяют правильность прохождения яхтой дистанции. Часа через 1,5‐2,0 после швартовки яхт можно узнать предварительные результаты гонки. В этой гонке у нас был 13‐й результат среди 32‐х участвовавших классических яхт. На следующий день после исправления результатов некоторых яхт у нас оказалось в 1‐й гонке 14‐е место. Результаты яхт в 1‐й гонке показаны в Приложении.

В первый гоночный день практически сразу после гонки на улице рядом с клубным зданием состоялась «тусовка» экипажей . Вот здесь и понадобились выданные утром талончики на каждого члена экипажа и мешок с орешками и конфетами. На свой талон участник по желанию мог получить бесплатно бокал сухого вина или бутылочку сидра. Можно было взять еще , но уже за кроны . Мы были очень уставшими после бессонной ночи и гонки, но все же немного «потусовались» и свои талончики «отоварили». Затем помылись в душе, опустили вниз основной спинакер‐фал (карабин оказался целым, видимо, при постановке спинакера он застегнулся не полностью), поужинали и рано легли спать.

2‐я гонка

Выстрел из стартового пистолета в KSSS означает время того или иного события по регламенту регаты , например, общего собрания по предстоящей гонке или утреннего подъема экипажей. Разбудил и нас такой выстрел в 8 часов утра 12 августа.

Ко 2‐й гонке мы подготовились лучше – отдохнули , изучили схему дистанции , которую тут назначают непосредственно перед гонкой в зависимости от направления и силы ветра. Но разгрузить яхту от ненужного в гонке имущества и продовольствия не получилось, т.к. оставить его было негде.

Длина дистанции составляла 20 миль. Схема дистанции показана в Приложении.

Стартовали мы в этот раз хорошо, но между «Никой» и стартовым судном нагло вклинилась большая шведская яхта («Ника» была самой маленькой яхтой в этой стартовой группе). Можно было ее не пускать, но отвернуть без столкновения с судном она уже не смогла бы , а доказать возможный протест с нашей стороны без касания яхт и надежных свидетелей было бы очень трудно. Ветер был свежий, и касание могло привести к повреждениям яхт. Я лишь жестами показал рулевому, что он не прав.

Перед нами стартовала 1‐я группа классических яхт . Наблюдая за ними , мы видели, что они проходят «желтые ворота», достаточно близко поставленные от линии старта. При этом там наблюдалась «свалка», слышались крики, а из рации раздавались голоса по‐шведски. Мы шли в первых рядах и сделали поворот, чтобы пройти в эти же ворота . Остальные яхты , стартовавшие с нами, в эти ворота не повернули . Позже выяснилось, что первые от старта ворота предназначались для «Драконов», а написано и сказано об этом нигде не было. Когда классические яхты 1‐й стартовой группы пошли в ближние ворота и устроили там «свалку», судьи по рации стали разъяснять ситуацию. Мы поняли, что нам надо было проходить в другие ворота слишком поздно . Кстати, некоторые яхты 1‐й стартовой группы в ближних воротах получили повреждения, но об этом мы узнали вечером.

В этой гонке при постановке спинакера он закрутился «восьмёркой». Попытки раскрутить спинакер к успеху не привели, и его пришлось опустить на бак. После перецепления брасов парус был поставлен снова. Опять потеряли время. Но эту гонку, несмотря на всё, мы прошли значительно лучше первой и заняли 4‐е место. Результаты яхт во 2‐й гонке показаны в Приложении.

После гонки рядом с нами ошвартовалась шведская яхта «Atena» с Олле Аппельбергом на борту. С Олле мы знакомы с 2010 г., когда он устроил прием у себя дома в шхерах под Троса для иностранных участников регаты. Мы рассказали Олле о том, с какими перипетиями добирались до Сандхамна и пришли за 1,5 часа до старта. Он сказал нам, что две заявленные яхты не пришли на гонки из‐за шторма.

Поскольку ветер был сильный, в гонке я опасался, что из‐за коррозии может лопнуть огон левого бакштага, т.к. заплетены бакштаги были одновременно . Поэтому вечером я решил обрубить нижний огон левого бакштага и основать его временно на болтовых стяжках . Доделывать эту работу пришлось уже утром 13 августа, т .к. нас с Сашей пригласили на стоящую рядом шведскую яхту , где уже в гостях сидел капитан бельгийской яхты. Мы пообщались, выпили пива. Оказалось, что «Нику» хорошо запомнили по 2010 и 2011 гг. Кстати , среди яхт‐участниц гонок есть наши старые знакомые по гонкам 2010 и 2011 гг . – шведская «Итака», финские «Китти» и «Кертси». Позже к нам на борт попросился капитан гафельной яхты класса R8m «Asagao» с обозначением на парусе «Н1» из 1‐й стартовой группы с таким же коэффициентом SRS, как у «Ники». С этой яхтой мы долго шли рядом в этой гонке и выиграли у неё . Из разговора с капитаном выяснилось, что эта яхта является одной из первых «восьмерок» и имела «в молодости» 120 кв .м парусности!

3‐я гонка

13 августа нас опять разбудил выстрел из пистолета в 8 часов утра по местному времени. В этот день собрание по гонке №3 задерживалось. Только в 11 часов дали сигнал и объявили дистанцию. Дистанция была похожа на дистанцию 1‐й гонки, но ее длина составила 20 миль . Схема дистанции показана в Приложении.

Ветра было меньше, чем накануне. Стартовали мы хорошо, но опять по‐наглому у нас перед носом пролезла левым галсом шведская 16‐метровая яхта «Beatrice Aurora». Чтобы не столкнуться с ней, нам пришлось немного увалиться. Протестовать по уже указанным выше причинам я не стал, а лишь обматерил шведа‐рулевого. Похоже, он все понял по губам. В этой гонке полных курсов было мало. При уборке спинакера развалился фирменный карабин браса (кольцо разорвалось, и палец с пружиной улетел в воду). Заменили брас запасным с другим карабином. Позже условия позволили нести спанкер и поджаться к лидерам. В итоге в 3‐й гонке мы заняли 11‐е место. Результаты яхт в 3‐й гонке показаны в Приложении. Вскоре после швартовки мы узнали, что «Ника» по сумме трех гонок заняла 10‐е место из 32‐х участвовавших в гонках яхт. Результаты яхт по сумме всех трех гонок показаны в Приложении. В призеры мы не попали по объективным и субъективным причинам , но главное, что гонки в шхерах Сандхамна всем очень понравились.

Отдыхая после гонки, я рассказал ребятам, что впервые «Ника» пришла в Сандхамн в 1995 г . по приглашению члена KSSS Лейфа Аксельссона, с которым мы познакомились в этом же году в Петербурге, когда по приглашению СПбГМТУ в наш яхт‐клуб пришли несколько шведских яхт из KSSS. «Ника», «Хортица» и «Надежда» сопровождали тогда шведские яхты по Неве на Ладожское озеро, посетили с ними острова Коневец и Валаам. В 1997 г . «Ника» была приглашена на 100‐летие первой гонки, проведенной KSSS в Сандхамне. Тогда мы участвовали в юбилейной гонке, посвященной этому событию. Неоднократно бывала «Ника» в Сольтшебадене – главной резиденции KSSS, а также в Стокгольме.

Вечером состоялось награждение победителей и призеров. Переходящий кубок BCMC выиграла шведская яхта класса SK30 «Pani». Похоже, ее экипаж состоял всего из двух человек! Интересно, что кубок вручали уже без крышки – видно её потеряли . Призы получали яхты до 7‐го места включительно. Мы заняли итоговое 10‐е место. Среди нешведских яхт «Ника» была первой, но призов за это здесь не вручали. Кстати, когда сказали, что в гонках принимали участие иностранные яхты, упомянули только Финляндию, Бельгию и почему‐то Германию (видимо, имели в виду яхту под английским флагом), а про Россию умолчали. Честно скажу, было обидно. Здесь же награждали победителей и призеров чемпионата Швеции в классе «Дракон». Максиму Водневу из нашего экипажа нужно было вернуться в Петербург к 15 августа. Он распрощался с нами, пожелал счастливого возвращения домой и уехал в Стокгольм. Нас осталось шестеро. После награждения был запланирован Dinner Regatta – обед на расположенном неподалеку острове Лёкхольмен по случаю завершения регаты. Участие мог принять любой желающий , добраться до острова можно было на паромчике, однако выяснилось, что за участие каждый должен был заплатить 300 шведских крон. Мы решили устроить праздничный ужин у себя на яхте. После ужина прогулялись по вечернему Сандхамну. Остров, похоже, представляет собой песчаный холм, поросший соснами. Везде аккуратные домики, где с заборами, где без. Горят светильники, трещат цикады. В 23:30 по судовому (московскому) времени отошли от причала KSSS. Кто‐то с яхты в темноте пожелал нам счастливого пути. При возвращении ветер был попутным, и мы без приключений 15 августа в 13 часов уже ошвартовались в Суоменлинне. Стражи Еврозоны на этот раз яхту не проверяли и собаку не приводили. Проверили только паспорта.

В 19:00 мы вышли из Суоменлинны, а в 20:50 16 августа при сильном южном ветре ошвартовались на КПП «Константин» во внутренней гавани к понтону. На этом переходе в районе маяка Стирсудден нас по рации вызвала береговая охрана «Приморск». Сообщили, что мы зашли в район № 105, который следует покинуть. Посмотрев на карту, увидели, что покинуть район уже проблематично. Ветер немного зашел, и нам волей‐неволей пришлось немного изменить курс к северному берегу. Затем ветер отошел, и мы снова стали пересекать обширный запретный район. Однако береговая охрана «Приморск» уже успокоилась . Через какое‐то время впереди в пелене моросящего дождя увидели нечто похожее на рубку ПЛ. Это действительно была подводная лодка. Она изменила курс и пошла на нас , видимо, используя в качестве «цели». «Ника» под спинакером и ПЛ разошлись почти рядом на встречных курсах . Рация молчала . Последствий для нас не было.

После проверки паспортов и яхты на КПП «Константин» нам пришлось простоять всю ночь до 10 ч утра 17 августа, т.к. таможня вечером приехать не пожелала и «добро» по телефону не дала. После прохожления границы двое из нашего экипажа ‐ Юра Тараненко, живущий в г. Ломоносов, и его школьный друг Сергей Лысенко ‐ отпросились покинуть яхту, чтобы успеть дома просушить вещи и собраться в дорогу. Вечером 17 августа они должны были поездом уезжать в Волгоград . Конечно, мы их отпустили , пожелав счастливого пути. Нас осталось четверо.

Утром 17.08 нас разбудил представитель таможни. Он попросил меня показать судовой билет и паспорт судовладельца. Я удовлетворил его просьбу, и «добро» таможни на отход было получено. Ветер, однако, уже дул с востока, и нам весь путь до дома пришлось идти в лавировку. Примерно в 15:30 «Ника» ошвартовалась у своего места в яхт‐клубе «Невка». В сентябре мне пришло письмо из KSSS (см. Приложение) с благодарностью за участие в гонках BCMC‐2016, просьбой сообщить свое мнение об организации соревнований и приглашением принять участие в гонках в следующем году. Надеюсь, что «Ника» еще примет участие в гонках BCMC, и может быть на кубке «G.L.Watson Trophy» снова появиться ее имя.

Выводы

Среди причин, не позволивших «Нике» занять лучшее место в регате 2016 г ., главными являются следующие:

‐ изношенность в предыдущих сезонах лавировочного комплекта парусов – грота и генуи, не позволяющая эффективно идти яхте в лавировку при слабом и среднем ветре;

‐ изношенность матчасти: обрыв бакштагов, проблемы с карабинами спинакер‐фала и браса;

‐ накопившаяся усталость экипажа от штормового перехода в Сандхамн;

‐ недостаток времени в 1‐й гонке на изучение дистанции;

‐ недостаточная опытность и сработанность экипажа.

 

(В статье использованы фотографии А.Игнатьева, А Кульцепа, С.Альбова, С.Довгялло).

Оригинал статьи в формате PDF

© 2017 команда яхты "Ника"