Поход яхты "Ника" в Швецию на гонки классических яхт BCMC в августе 2016 г.

Дневник капитана.
(печатается с разрешения В.Манухина)

    05 августа 2016 г. В 14:10 отошли от я/к "Невка" для следования в Сандхамн через Хельсинки, где к нам должен присоединиться Юра Тараненко. Ветра почти нет. Провожали И.Манухина, П.Бренс. Был Родик, но уехал раньше. В Сандхамне предстоят гонки в рамках ВСМС. Стартовый взнос 300 евро нам оплатил (компенсировал) порт "Геркулес". Шли под мотором ~ 2 ч 40 мин. Сожгли ~ 8 л бензина, но в 19:30 были на форте Константин. Таможня дала "Добро" без посещения яхты. Яхту осмотрела пограничница. В 21:00 прошли "С- 1". Дует S. Скорость 6,5 узлов. Вскоре пошел мелкий дождь. Санина вахта до 00:00 часов. Моя с 00:00 до  04:00. Расписание по вахтам: Я, Леха Игнатьев, Сергей Лысенко - 1-я вахта; Саня, Серега Альбов и Воднев Максим - 2-я вахта. В 00:04 прошли траверз Мк Шепелевский курсом 273.


06 августа 2016 г. Пасмурно, временами дождь. Скорость 5,5-6,5 узлов. Впереди виден о.Сескар и стоящие на якорях суда. При смене вахт в 04:00 ветер скис. Пошел спать. В 08:30 разбудили на завтрак - овсянка с яблоками, чай, кофе. Курс полный бакштаг, ветер NO, ход 5 узлов. Грот и генуя № 2 на бабочку. Перед о.Мощный ветер стал заходить к N. Убрали спинакер гик. Опять дождь. Ветер вскоре зашел к NNW. Когда дождь кончился, стал виден о.Гогланд. Наша вахта с 08:00 до 16:00. В 13:40 прошли меридиан Мк Южный Гогландский на расстоянии примерно 1,1 мили. Позвонила Ира: видит нас на карте (на "Нике" был установлен трэкер, передающий координаты яхты в автоматическом режиме, - прим. автора). Ветер стал заходить к NW, W и WSW. Около 15:00 сделали поворот оверштаг. Прояснилось, сквозь облака светит солнце. Леха с Сергеем (Лысенко, - прим. автора) приготовили суп. В 16 ч пообедали, выпили по 50 грамм, налили Нептуну. Сделали с Максимом стропку для второго ведра - заплели два огона. В районе Мк Кальбода опять подходил катер финской береговой охраны (в 2015 г. в этом же месте к "Нике" тоже подходил финский катер береговой охраны, и пограничники также потребовали сделать поворот, - прим. автора). Сказали, что надо поворачивать, т.к. впереди терводы Финляндии. Это мы и так знали, но поворачивать не спешили. Нам еще раз повторили, что надо поворачивать. Пришлось сделать поворот. Ночью дуло слабо от S-SW.

07 августа 2016 г. На вахте с 0 до 4-х (моя) меня клонило в сон, но держался. Ночи уже темные, да еще небо в облаках. Луны и звезд нет. На подходе к банке Сытина ветер зашел к W. Пришлось идти галсами. С рассветом на Саниной вахте входили в Хельсинки при полном тумане. Берег открывался только в 50-70 м. Так и облизали Суоменлинну и вошли в гавань в 07:18. Легли спать, т.к. погранцы еще не пришли. Только часов в 10 нас разбудили. Проверили яхту с собакой. Ничего не нашли. Дали "Добро". Затем мы переставились в гостевую гавань. Заплатили 6 евро за 4 часа (без эл-ва; за эл-во + 2 евро). Пообедали, т.к. утром не завтракали. Приняли 2 раза по 50 грамм, сходили в душ, поспали. Около 17 часов приехал Юра. Его ездили встречать в Хельсинки Сергей Лысенко с Максимом. Узнали прогноз: к 9-му августа постепенное усиление ветра до 30 узлов от W-SW. Приняли решение уходить сегодня по готовности. В районе 18:30 вышли из гавани под мотором. Ветер SW, около 15 уз. Поставили полный грот и геную № 2. Держим курс 190-200.
P.S. При выходе из Хельсинки на фарватере отвязался флаго-фал на мачте, и флажки с фалом  вытянулись горизонтально по ветру. Увалились, и я отпорником поймал их, правда, не сразу. Флажки убрали совсем, фал очень тонкий.                                                                          

08 августа 2016г. Около 02:30 прошли к NW от Мк Найссаар на расстоянии 4 мили. Ветер отошел к WSW и усилился. Сменили геную № 2 на стаксель № 1 (немецкий) и взяли 1-й риф на гроте. В районе 05:00 ветер снова изменился на SW. Сделали поворот оверштаг. Удается двигаться по генеральному курсу. Днем ветер продолжал усиливаться, волна выросла до 2-х метров. К 19:00 порывы ветра достигали 25-27 узлов. Отдельные волны были до 3-х метров. Заменили ст. № 1 на ст. штормовой и взяли 2-й риф на гроте. Скорость 3,5-4,5 узла. Днем Леха укачался, и его посадили на руль пока ветер и волна позволяли. Рулил около 5 часов. К ночи я уже был мокрый, т.к. рулили я и Саня. На небе звезды. Когда заменили ст. № 1 на ст. шт. и зарифили грот, выпили по 30 гр. и налили Нептуну, но, как показали дальнейшие события, видно недолили.

09 августа 2016 г. Ветер усилился и зашел к WSW. Волна стала выше и ровнее, но отдельные волны подходят сбоку и бьют в борт. Сильные удары днища о воду становятся все чаще. Решил убрать грот, т.к. скорость слишком высока для таких условий. Около 02:00 убрали грот. Яхта пошла плавнее и менее круто, но скорость осталась 5-7 узлов. От следования в Сандхамн не отказались - думаем идти туда под шт. стакселем. Но попытки идти круче приводили к сильным ударам корпуса. Я, честно говоря, опасался за матчасть. Сначала рулил я, потом Юра, потом снова сел я. Саня в центральном (так на "Нике" называется штурманский стол, - прим. автора), остальные в каюте греются и кемарят. Приготовить что-то пожрать в этих условиях невозможно. Съели по бутерброду без чая. В районе  03:20 решил идти на о.Уте, который был уже пройден, до него ~ 11 миль. Увалили и пошли со скоростью ~ 7 узлов. Начало светать. По мере приближения к острову стал виден маяк, но волны стали выше и все чаще закрывали огонь. Чем ближе подходили, тем выше становились волны из-за наличия банок. Было жутковато, и я опасался, что зайти будет трудно или невозможно, но Саня сказал, что волна будет меньше. Так и было. В 06:00 ошвартовались в гавани о.Уте. Вывесили все на просушку, выпили по 50 грамм и легли спать. Сейчас 14:10. Пишу эти строки, лежа в "гробу". В глазах стоят ночные волны, в ушах гудит ночной ветер. Хорошо, что зашли, т.к. дутье продолжается с прежней, а то и большей силой. Ребята очухались. Готовим обед. Наше участие в гонках становится проблематичным, т.к. там надо появиться не позднее утра 11 августа, а ветер не скисает и расстояние 85 миль. Вечером погуляли по острову. Сходили на южный мыс, где я показал ребятам кусты черной смородины. Ягод много. Поели все, кроме Юры и Сергея Лысенко, которые предпочли прогулке сон. Волны на берегу разбиваются о скалы каскадами брызг. Серега Альбов сказал, что у него проблема с ребрами после ночной уборки грота. Плохи дела.

10 августа 2016 г. Разбудил всех в 08:30. Позавтракали и в 10:15 отошли от причала под мотором. При выходе из бухты поставили грот с 2-я рифами и шт. стаксель. Ветер и волна еще большие. Отлавировали в море по фарватеру. Ветер ~ 20-25 узлов встречный. Опять лавировка. Волна ~ 2,5-3 м. Отдельные волны 3,5 м. Временами яхта получает сильные удары. Леха опять укачался и лежит в каюте на пайолах. Серега (Альбов, - прим. автора) в койке по правому борту (Серега Альбов отлежался и уже на следующий день восстановил работоспособность, - прим. автора). Примерно в 13:00 заменили штормовой стаксель стакселем № 1 (нем.). В 16:00 сделали поворот оверштаг на правый галс. Волна пошла почти перпендикулярно курсу. На одной из наиболее крупных волн лопнул нижний огон правого бакштага. Были заложены оба бакштага, и сразу сделали поворот на левый галс. Саня сделал временный огон на стяжках и скобах. В районе 21:30 прошли Мк Бугшер (ИП = 150, D = 3 М). Тюленей на скале Бугшер видно не было.

11 августа 2016 г. Всю ночь шли в лавировку. Ветер подкис, но по-прежнему дует в рожу. Отдали сначала 2-й риф, а затем и 1-й. Торопимся. В 09:31 прошли S-й буй Содедргрудден. В 11:00 ошвартовались в гав. Сандхамн. Пошли с Саней на разведку. Оказалось, что старт группы классических яхт в 11:45 по местному времени, т.е. через 1 ч 20 м (разница времени 1 час). Решили участвовать, хотя все устали и хотелось спать. Взяли ГИ и схему дистанции, но разобраться толком времени уже не было. Стартовали неудачно, чуть не пропустили "ворота". Гонка шла в шхерах, ветер часто менялся. При постановке спинакера отстегнулся спинакер-фал. Поставили голубой спинакер на запасном фале. После финиша ошвартовались в марине KSSS среди классических яхт. В гонке длиной ~ 20 миль участвовало 32 яхты. Были и большие яхты и поменьше "Ники". Есть старые знакомые "Itaka", "Kitty", "Кertsi". В этой гонке мы заняли по предварительным результатам 13-е место. Вечером нам дали по билетику, на который можно было бесплатно получить банку сидра или бокал вина. После душа поужинали, отметили приход водочкой и легли спать.

12 августа 2016 г. Встали в 09:30. Сегодня гонка по другой дистанции, но тоже в шхерах с открытыми участками. Стартовали хорошо в куче, но с "воротами" опять было непонятно: стартовая группа 1 (меньше 40 футов) прошла ближайшие "ворота" - была заруба и поломки 3-х гиков. Мы стартуем на 10 мин позже в стартовой группе 2 (40 футов и больше) по той же дистанции. Мы тоже прошли первые "ворота", но оказалось зря, т.к. для классических яхт "ворота" стояли дальше. Первые "ворота" были для "Драконов", но нигде об этом не было  ничего сказано (по крайней мере, мы ничего не слышали, - прим. автора). В целом гонка прошла хорошо, но при постановке рыжего спинакера он закрутился лифчиком. Пришлось убрать на бак и ставить снова. По предварительным результатам мы заняли 4-е место из 32-х. По двум гонкам "Ника" на 9-м месте. Вечером занимались судовыми работами: починили рычаг сцепления, обрубили огон левого бакштага и поставили стяжки. Леха приготовил картофан. Отметили 4-е место и легли спать.

13 августа 2016 г. Встали в 09:00. Закончил работу с бакштагами. Параша, конечно, но все-таки стало спокойнее. Информации по 3-й гонке пока нет, хотя уже 11:00 по моск. времени (10:30 по местному). В 12:00 дали сигнал о решении по 3-й гонке. Дистанция похожа на 1-ю гонку, но короче. Стартовали хорошо, но левым галсом нахально пролезла перед носом у нас шведская яхта "Beatrice Aurora" длиной 16 м. Я громко обматерил ее капитана по-русски, но он, похоже, все понял. Ветер от сильного до слабого, но было много лавировки и галфвинда. Поставили рыжий спинакер, но вскоре его пришлось убрать. При уборке развалился карабин браса. Поставили запасной брас. Еще ставили спанкер и немного подтянулись к лидерам. По итогу в 3-й гонке мы заняли 11-е место из 32-х яхт-участниц. В 18:00 состоялось награждение победителей. Кубок ВСМС выиграла шведская яхта класса SK30 "Pani". У нас итоговое 10-е место. Сказались усталость от перехода морем, перегрузка яхты, отсутствие слаженности в работе экипажа (по пути тренировок со спинакером и поворотов под полной парусиной не было) и уже потрепанные изрядно паруса. Матчасть также выходит из строя - карабины не держат, разваливаются, бакштаги обрываются. В этих условиях 10-е место среди 32-х ухоженных и обшитых парусами яхт уже неплохо. Сейчас готовится ужин, посвященный завершению гоночной программы.
P.S. Когда упоминали участников из других стран, про нас ничего не сказали, только про финнов и немцев. Призов за 1-е место среди иностранных (нешведских) яхт не было, как раньше, а 1-е место среди "иностранцев" заняла "Ника". В 18:30 на о.Лёкхольмен был дан DINNER-REGATTA (обед для участников регаты, - прим. автора). Участвовать мог любой, но заплатить за это надо было 300 Kr (~ 2400 р). Мы решили не участвовать, а поужинать на яхте.
Перед ужином я, Саня и Серега (Альбов, - прим. автора) сходили в душ. На ужин Леха приготовил картофельный суп. Отметили окончание гоночной программы, подвели итоги, проанализировали ошибки. Почти сразу после награждения ~ в 18:30 уехал Максим Воднев через Стокгольм и Хельсинки в СПб. Нас теперь шестеро. После ужина вместе с Саней прогулялись по Сандхамну. Похоже, весь остров состоит из песчаного холма, поросшего соснами. Везде аккуратные домики, есть с заборами, есть без заборов, горят светильники, трещат цикады. Вернулись, собрались и в 23:30 отошли из гавани KSSS, под мотором. Кто-то с яхты в темноте пожелал нам счастливого пути.

14 августа 2016 г. Вышли в море. Ветер WSW 14 узлов, попутный. Какое-то время я рулил, и шли под гротом и генуей № 2. Зыбь сбивает с курса. Примерно в 02:30 решил убрать грот, т.к. меня стало вырубать, а другим рулить было бы нелегко, и была вероятность поворота фордевинд. Под генуей яхта пошла спокойнее. Позже  ветер немного ослаб и отошел. Генуя начала летать с борта на борт. Саня на своей вахте поставил геную № 2 на спинакер-гик. Затем поднял на втором штаге геную № 1. В 08:00 поставили и ее на спинакер-гик. Т.о. сейчас несем "пассатные" стакселя на "бабочку". Через некоторое время ветер стал усиливаться и заходить к NW. Пришлось убрать геную № 1 и поставить грот. Так и шли всю ночь. Ночь была звездная. Нечасто падали метеоры, но их было на редкость мало для августа.

15 августа 2016 г. На Саниной вахте вошли в шхеры перед Мк Порккала. Идем по 9-ти метровому фарватеру. Когда я проснулся на вахту в 04:00, уже было светло. Кругом острова, волны нет. Так и дошли почти до самой Суоменлинны. Но примерно миль за 5 ветер ослаб, и яхта пошла со скоростью 1-1,5 узла. Завели двигатель. Я дергал педаль, она залипала, но все-таки завел. Саня проснулся, обнаружил, что я заводил на передаче и не открыл кингстон. Вставил мне пистон. Ошвартовались в гавани Суоменлинна к пальцам (на гостевом причале, - прим. автора). Леха приготовил обед с картошкой и салат из свежей капусты. Посидели, выпили за 30-летие Андрея Манухина (у него сегодня ДР), поговорили о современной молодежи и вспомнили свою молодость. Затем я сходил и заплатил 6 евро за 4 часа стоянки без электричества (5 евро мои, 1 евро Лехи Игнатьева). Сходил в душ и отправил "телеграммы" (письма по e-mail, - прим. автора). Операцию "ложки" осуществить не удалось, т.к. в ресторане ложки отсутствуют напрочь (во время мытья посуды в море после смены вахты Сергей Лысенко случайно выплеснул с водой столовые ложки, и на яхте осталось всего 4 или 5 ложек, - прим. автора). Пока стояли оба Сереги поймали две крупных плотвы прямо у бона (позже из них сварили уху, - прим. автора). В 18:00 отошли к пограничному пирсу. В 18:55 нас отпустили без проверки яхты. В 23:41 прошли Мк Кальбода. До 20:00 несли рыжий спинакер, потом его убрали и сделали поворот фордевинд. Затем поставили геную № 2. Сейчас уже ночь, небо покрылось тучами.

16 августа 2016 г. Сейчас ~ 04:00 и виден Мк Северный Гогландский. Ветер N до 12 узлов. Пошел спать. Проснулся в 6 часов, идет мелкий дождь, дует N 12-13 узлов. Подходим к Юж. Гогландскому маяку. Гогланд в дождевой хмари. Около 08:00 встал и предложил взять 1-й риф на гроте. Взяли. Ветер усилился до 17-18 узлов. Генуя № 2 принимает воду. Когда ветер покрепчал до 20-21 узла, убрали геную № 2 и поставили ст. № 1 (нем.). В 12:30 прошли о.Сескар. Связи GSM нет. Слева виден о.Большой Березовый. При подходе к линии Стирсудден - Шепелевский ветер начал скисать. Отдали риф на гроте, а затем заменили ст. № 1 на геную № 2. Ход все равно упал до 2-2,5 узлов. Решили ставить голубой спинакер. Ход 4 узла. За Стирсудденом береговая охрана "Приморск" по рации на 16 кан. сообщила, что мы вошли в район № 105, и его надо обойти. Саня привелся под спинакером, но из района мы не вышли. Идет дождь, ветер усилился. Вдруг впереди по курсу увидели ПЛ. Она прошла встречным курсом совсем рядом с нами. Ветер еще более усилился. Убрали спинакер и под одним гротом под дождем дошли до Кронштадта. Ошвартовались при сильном S-м ветре во внутренней гавани КПП "Константин". Прошли пограничный контроль, но таможня будет только утром, т.к. мы ошвартовались в 20:50 (по телефону в этот раз "Дрбро" не дали). Раскрепили яхту концами. Леха приготовил ужин. Отметили приход, спели пару песен. Сергей Лысенко и Юра отпросились уехать сушиться, т.к. вечером 17.08.16 у них поезд на Волгоград (Юра живет в Ломоносове, - прим. автора). Попрощались, и они ушли ждать такси (за 600 руб. до Ломоносова!). В 00:15 ложимся спать. Дождь перестал, но ветер не слабеет и поворачивает к Ost.

17 августа 2016 г. Около 10:00 разбудил таможенник. Я вылез на бон и показал ему судовой билет. Он попросил меня показать паспорт (мой). Показал. На этом "досмотр" судна закончился, и мы получили "Добро" на отход. Ветер уже дул с востока и не так сильно, как ночью. Отошли в районе 11 часов. Всю дорогу шли в лавировку. Ошвартовались в "Невке" к своему месту в 15:30. Поход закончен.

       Пройдено всего по лагу 944 мили.
       Потери:   - комплект столовых ложек с камбуза;
                           - карабин спинакер-браса (палец с пружиной и кольцом);
                           - нижние огона бакштагов.

       Приобретения:  - два кранца для Саниного швертбота (для шлюпки яхты "Ника").
   

P.S. По материалам дневника составлено более подробное описание плавания яхты "Ника" в Сандхамн на гонки BCMC

"Об участии яхты класса Л-6 «Ника» в гонках классических яхт BCMC-2016, проведенных KSSS в Сандхамне (Швеция) 11-13августа 2016 г.",опубликованное на сайте www.nika-l6.ru               

© 2021 команда яхты "Ника"