"Ника" имеет индивидуальные особенности корпуса, рангоута и такелажа, отличающие ее от стандартной "шестерки" образца 1971г. Основным отличием корпуса является еще более укороченная в носовой части примерно на 0.5 м рубка, изготовленная на верфи при постройке яхты. Это позволило освободить место кормовее мачты и сделать более удобной работу у фаловых лебедок, а также позволило размещать между рубкой и мачтой в дальних плаваниях и крейсерских гонках спасательный плот ПСН-6МК прямо в контейнере. В прибрежных продолжительных плаваниях вместо плота на его "кильблоках" можно разместить до трех газовых баллонов емкостью по 12 литров.
Другой особенностью является вывод гребного вала на кронштейне на левый борт под углом около 10 град. к диаметральной плоскости (ДП). Такое решение позволило не ослаблять ахтерштевень и баллер руля и не делать вырез в пере руля, уменьшающий его площадь и ухудшающий обтекание. Кроме того, такое расположение гребного винта улучшает его коэффициент полезного действия при ходе яхты под двигателем, поскольку винт не закрывается достаточно широким ахтерштевнем. Так, при диаметре двухлопастного винта 312 мм при 13-сильном бензиновом двухтактном двигателе СМ557Л на полных оборотах восьмитонная яхта развивает скорость до 7 узлов. Отклонение оси гребного вала от ДП на переднем ходу при управлении не ощущается. Однако, на заднем ходу при вращающемся винте управляемость плохая. Выход вала в борт позволяет снимать и менять гребной винт вместе с коротким валом либо, ныряя под корпус, либо при закренивании яхты на правый борт на 20-25 град. В последнем случае винт оказывается на глубине около полуметра, и до него можно дотянуться с тузика или бона. Отрицательным моментом такой установки винта является повышенное сопротивление корпуса при ходе под парусами на скоростях до 3-4 узлов, т.к. винт, вал и кронштейн не закрываются корпусом, а также их слабая защищенность от топляков, водорослей и различного мусора. В некоторой степени указанные недостатки могут компенсироваться заменой более надежного жесткого винта на идентичный винт со складными лопастями, например, для участия в гонках.
Для подъема яхты на берег и спуска на воду в трюме под гайки 2-й и 3-й , 9-й и 10-й шпилек фальшкиля поставлены две мощные скобы для крепления подъемных стропов. Кормовой строп проходит через входной рубочный люк, носовой через специально прорезанный световой люк в палубе рубки размером 320 х 370 мм в свету. В люках стропы фиксируются специальными щитами, а между собой над рубкой траверсой. Специально изготовленные стропы имеют различную длину, и при подъеме краном яхта не имеет ни крена , ни дифферента. Такой способ крепления стропов облегчает и ускоряет процесс подъема или спуска яхты автокраном, что в условиях яхт-клуба ГМТУ, не имеющего стационарного крана, немаловажно. Кроме того, яхту удобно выставлять на берегу для обмера, при необходимости можно поднять и спустить яхту для ремонта или очистки днища, не снимая мачты и леерного ограждения, в любом месте, куда может подойти кран, не требуются специальные тяжелые длинные стропы и подушки для них, не портится борт.
Штатный деревянный люк форпика вместе с комингсом заменен люком и комингсом из легкого сплава АМг-61. Крышка люка и комингс спроектированы с четырьмя задрайками в углах, что позволяет в штормовую погоду равномерно обжимать крышку по всему периметру комингса. В нерабочем состоянии задрайки автоматически прижимаются пружинами к крышке люка и не мешают открывать и закрывать люк с палубы. Размеры люка не изменялись, на крышке оставлено прозрачное оргстекло, что позволяет освещать форпик дневным светом. Водотечность нового форлюка отсутствует даже при накрывании бака волной.
Модернизация 
Внутренняя планировка помещений мало отличается от проектной, но также имеет свои особенности. В форпике по левому борту установлена съемная брезентовая койка, которая используется для хранения парусов или как спальное место.
 
Модернизация
 
По правому борту к привальному брусу подвешиваются запасные концы, швартовы и непромоканцы. Кормовее по каждому борту на расстоянии около метра друг от друга расположены по две поперечные полупереборки, соединенные продольными переборками так, что образуются выгородки. По левому борту указанные поперечные полупереборки доведены практически до ДП, и вместе с продольной переборкой, установленной вертикально под небольшим углом к ДП и имеющей достаточный для прохода вырез, образуют помещение для основных и запасных аккумуляторов, одежды и переносного гальюна. Здесь же размещается один из двух огнетушителей. Главное назначение этого помещения заключается в передаче нагрузки от степса мачты, установленного с 1978г. на палубе перед рубкой на стальные подмачтовые шпангоуты и флоры. Для этого переборки подкреплены дубовыми пиллерсами, расклиненными между бимсами и стальными флорами. По правому борту поперечные полупереборки не доведены до ДП на расстояние, необходимое для прохода в форпик. Вместе с продольной переборкой они образуют шкаф для хранения продуктов, одновременно подкрепляющий бимсы под степсом мачты с правого борта. Кормовее указанных помещений под рубкой находится каюта, в которой по каждому борту располагаются диваны и верхние съемные брезентовые койки. Диваны и койки имеют парусиновые обвесы, которые при необходимости можно закреплять на карлингсах. В каюте под световым люком можно устанавливать на двух стойках из алюминиевых труб съемный стол, обычно хранящийся в аккумуляторном помещении под мачтой и отделяющий аккумуляторы от остальной части помещения. Под койками и диванами имеются легко доступные пространства и ячейки для хранения личных вещей экипажа, спасательных жилетов, анкерков с пресной водой и другого снабжения.
Модернизация
 
Под бимсами поликов каюты в трюме расположены два стандартных вынимающихся алюминиевых цилиндрических анкерка для пресной воды, снабженные перекидной системой подачи в них сжатого воздуха от автомобильного насоса. Емкость каждого анкерка доведена до 30 литров путем удаления из них переборок воздушных отсеков. Всего имеется четыре таких анкерка, причем заполнять израсходованные емкости в трюме можно из запасных анкерков под диванами самотеком по шлангу или менять их местами, поскольку они взаимозаменяемы. Кормовая часть каюты отделена от носовой поперечными полупереборками, причем в верхней части переборки не выходят за карлингсы, и создается эффект единого пространства в каюте. По правому борту размещен сравнительно большой и вместительный штурманский стол, работать за которым можно, сидя на специальной банке лицом по ходу яхты или стоя в проходе в зависимости от ситуации. На переборке перед штурманским столом расположена полка для книг и пособий, а справа на борту штурманские приборы и электрощит. Расположение штурманского стола в непосредственной близости от входного рубочного люка позволяет вахтенному начальнику быстро оценивать окружающюю обстановку, брать пеленги и контролировать курс яхты по главному компасу, расположенному на кожухе капа входного люка, встав ногами на штурманскую банку. Прозрачный кап люка позволяет использовать дневное освещение для штурманского стола и расположенного рядом по левому борту камбуза даже при закрытом люке.
Модернизация
 
Камбуз оборудован двухкомфорочной газовой плитой в кардановом подвесе, отсеком для 6-и или 12-литрового газового баллона, краном для пресной воды, шкафами и ящиками для посуды и продуктов. Между камбузом и штурманским столом, под входным трапом расположен двигатель, частично закрывающийся кожухом, и генератор. Дистанционного управления двигатель не имеет и заводится педалью. Сектор газа выведен на кормовой бимс каюты рядом с трапом и доступен из кокпита. Двигатель установлен на поддоне с отверстием и шлангом для сбора масла и бензина в плассмассовую емкость под поддоном. Выхлопная труба имеет колено, доходящее до палубы бридждека, и глушитель под днищем кокпита. На передней стенке кокпита, над двигателем и в непосредственной близости от камбуза закреплен второй огнетушитель. Перед двигателем в трюме, на стальном бракетном флоре закреплена поршневая ручная помпа, а под двигателем приемный патрубок шланга второй диафрагменной ручной помпы, работающей из кокпита. Справа и слева от короткого входного трапа, который опирается на кожух двигателя и который можно при необходимости достаточно легко снять, имеются проходы в "гробы", расположенные за кормовыми полупереборками каюты. "Гробы" традиционно используются как спальные места, а пространство под кокпитом для хранения парусов. Правый "гроб" отделен от ахтерпика переборкой, за которой располагается расходный топливный бак на 20 литров бензина. Левый "гроб" от ахтерпика не отделен и предназначен для "сверхгабаритных" членов экипажа.
Модернизации подвергся рангоут и стоячий такелаж яхты. Зимой 1977-1978г. деревянный рангоут был заменен металлическим. Мачта, гик и два спинакер-гика были изготовлены из труб легкого сплава АМг-6Н. Схема стоячего такелажа была оставлена без изменений, за исключением переноса палубной оковки штага ближе к форштевню. Был немного укорочен гик и предусмотрено его вращение для взятия рифов способом "патент-рифа". Степс мачты был установлен на палубе на месте пяртнерса, носовее рубки. Конструкция крепления мачты в степсе позволяет устанавливать и снимать мачту собственными силами экипажа без крана, мачт других яхт и т.п. Достаточно установить яхту носом к сравнительно высокому берегу, стенке набережной и т.д., уложить мачту шпором в степс, а топом на берег, завести ванты и штаг, установить вертикально в степсе гик с гика-шкотом и раскрепить его бортовыми оттяжками, обтянуть топенант и дополнительно заведенный на нок гика грота-фал и, выбирая гика-шкот при помощи лебедки стаксель-шкота, поднять мачту. Помимо этого способа мачта может быть установлена или снята обычным методом с помощью стрелы или другой большой яхты.
Схема постановки и уборки мачты на нашей яхте
Во время эксплуатации алюминиевой мачты была выявлена ее относительно высокая продольная гибкость, дважды приводившая к ее поломке при ходе яхты в крутой бейдевинд на короткой волне. В результате от нижних краспиц были дополнительно установлены внутренний штаг и нижние бакштаги, а основные бакштаги отнесены по палубе значительно кормовее для умешьшения прогиба штага. Кроме того, отнесение основных бакштагов в корму за грота-гик позволяет при зарифленном до верхних краспиц гроте заложить оба бакштага. Система закладки основных бакштагов рычажная, а дополнительные бакштаги обтягиваются талями.
© 2017 команда яхты "Ника"