Вылазка на форт Риф

Вадим Манухин

04.11.2014

Уже традиционно после подъема «Ники» на берег мы совершаем осенние авто путешествия. Вот и в этом, 2014 году, наш старпом Саня Кульцеп предложил экипажу поехать 4 ноября на западную оконечность о. Котлин и осмотреть форт Риф. Мы каждый год проходим на яхте мимо этого укрепления, разглядываем в бинокль мощную укрепляющую берег железобетонную стенку и едва заметные сооружения форта, но никогда там не были. До весны 2014 года попасть на этот форт простому смертному было невозможно, так как на его территории базировалась войсковая часть.

Наверное, в этот праздничный день календаря члены нашего экипажа были заняты важными делами, поскольку, кроме меня, Ирины Манухиной, Веры Дьяковой и Татьяны Ковалевой, остальные это предложение проигнорировали.

Итак, в 11 часов утра мы встретились возле Владимирского собора. За разговорами быстро доехали до ст. Горская и оказались на дамбе защитных сооружений. День выдался теплый и безветренный. Справа в дымке над водой сначала показался форт Тотлебен, а затем смутно стал проглядываться и форт Обручев. Доехав по дамбе до острова, свернули направо. Дорога привела нас мимо кладбища к форту Шанец (Шанц). Дальше проезд был закрыт шлагбаумом.

Историческая справка. В 1706 году чуть впереди нынешнего правого фланга батареи был возведен земляной редут «Александр-шанец», долгое время являвшийся главным оборонительным сооружением на острове. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили деревоземляную «Александровскую» батарею. Дополнительно, для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». Все эти сооружения были кардинально перестроены летом 1855 года в ходе спешного усиления Кронштадта в связи с угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея № 7 («Александр-шанец»), на южном — батарея № 8 («Николай-шанец»), а между ними — батарея литер «В» (позднее получившая название «Куртинная»). Без сколь-нибудь серьёзной модернизации укрепления просуществовали до конца XIX века, когда на их месте решили возвести группу батарей долговременного типа, получившую название «Шанц» (Форт «Шанц»). Строительство северной (пушечной) и центральной (мортирной) батарей началось в 1897 году и продолжалось 5 лет. Постройки выполнялись из бетона по принятым за основу проектам фортов «А» и «В», в которые вносились необходимые по местным условиям изменения. На пушечной батарее кроме основного вооружения установили четыре пушки, предназначенные для борьбы с возможными неприятельскими десантами. Для освещения прилегающего участка рейда на правом фланге поместили прожектор, скрывающийся при необходимости в шахте. Через некоторое время на левом фланге группы возвели южную (пушечную) батарею, аналогичную по постройкам, вооружению и оборудованию северной. К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее «Шанц» установлено не было, в то же время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт — «Риф».

Сейчас западнее форта Шанец создан экологический заказник «Западный Котлин», и проезд под арку земляного вала на автомобиле запрещен. Мы пошли пешком по северному берегу острова, решив осмотреть сооружения Шанца на обратном пути.

Минут через сорок неспешной прогулки по песчаному берегу наш отряд подошел к форту Риф, расположенному на самой западной оконечности острова Котлин. Несколько лет назад мы с Ириной были здесь, но тогда всё было огорожено колючей проволокой, а у ворот на дороге, ведущей к форту, стоял часовой с карабином. Теперь форт не охраняется.

Историческая справка. Находится на западной оконечности косы острова Котлин. Здесь в 1704 году высадился шведский десант, отбитый солдатами под начальством полковникаТолбухина. Позже здесь была расположена временная дерево-земляная батарея 11" орудий, которая была ликвидирована в 1890 году. На месте батареи был организован полигон для испытания стойкости фортификационных сооружений на основе нового для того времени материала - портланд цемента. Испытания велись в течение шести лет, и их результаты были учтены при дальнейшем строительстве оборонительных сооружений по всей территории России. В частности, было установлено, что слишком толстая грунтовая подушка на заглубленном бетонном сооружении не увеличивает его стойкости против действия снарядов, а ухудшает её, поскольку возникающий при этом камуфлет не даёт возможности разгрузить давление газов в образовавшейся газовой каверне путём выброса грунта и образования воронки. Здесь же был построен экспериментальный башнеобразный каземат для 57-мм крепостного орудия, которое поднималось и опускалось посредством системы рычагов под действием сил отката при выстреле. Затем с использованием сохранившихся бетонных сооружений в 1909-1915 годах здесь была построена батарея под стандартную для того времени комбинацию из четырёх 10" орудий Бринка и восьми 6" пушек Кане. Гарнизон флота принимал активное участие в революционной смуте. В 1919 году он подвергся обстрелу с форта «Красная Горка», а при подавлении Кронштадтского восстания в ночь на 18 февраля 1921 года отсюда уходили по льду от расправы в Финляндию оставшиеся защитники крепости. В 1953 году здесь была проведена капитальная перестройка и на месте 10" орудий были установлены 130 мм орудия Б-13-3С. В конце 90-х лет ХХ века большая часть металлических конструкций была сдана в металлолом. В начале зимы 2014 года охрана с форта снята. Находится в свободном доступе.

Мы достаточно долго бродили по территории форта. Везде виднелись следы ещё недавнего пребывания гарнизона. В одном каземате, бродя с фонариком, я обнаружил большую кучу заскорузлых кирзовых сапог. Валялось много пустых добротных ящиков из-под боеприпасов. Помещения не загаженные, но это, похоже, ненадолго.

Иногда нам попадались странные сооружения. Вот одно из них. Внутри каземата стоят на резиновых амортизаторах два стальных закрытых резервуара непонятного назначения.

А вот ещё один загадочный объект. Из земли торчит кирпичная труба, как будто в глубине находилось какое-то подземное производство. Что там и как туда проникнуть, осталось не ясно.

А это что такое? Сначала я думал, это шахта прожектора, но позже выяснилось, что это шахта скрывающейся орудийной башни. После выстрела под действием сил отката с помощью рычажной системы с противовесами башня опускалась в шахту до самой крыши. Здесь есть ещё одна такая шахта размером поменьше.

Кроме нас, по форту гуляло несколько компаний. Приезжали сюда и велосипедисты. Рыбаки ловили рыбу. Мы прошли по берегу на самую западную точку косы. А я, пользуясь тем, что был в сапогах, прошел по воде еще дальше до ближайшего камня.

Затем мы с Саней залезли на 20-метровую башню. На ней, похоже, раньше находилась РЛС. Лезть пришлось внутри башни по вертикальному железному трапу. С высоты открывался общий вид на всю территорию форта. Вдали на западе в дымке виднелся маяк Толбухин.

На берегу южной бухточки стояли еще какие-то здания. Мы спустились с башни, и пошли к ним вдоль южного берега.

Там оказалось двухэтажное добротное здание. В нём были комнаты с разным хламом, видимо, предназначенные для проживания офицерского состава форта. Чуть дальше по берегу стояли здания котельной, дизель-генераторной станции и гаража. Мы заглянули и туда.

Назад мы возвращались по асфальтовой дорожке, местами засыпанной песком с северного берега при подъеме воды. Справа над деревьями временами можно было видеть парус-крыло от кайта. Мы дошли до рва перед фортом Шанец и вдоль него по дорожке вышли на южный берег косы к пляжу. Там стояла уютная беседка, где мы решили немного перекусить. Мы пили чай с бутербродами и наблюдали за кайтистами, которые носились на своих досках вдоль берега. Их было около десятка, и легкий SO позволял им разгоняться в галфвинд узлов до 10-ти.

Становилось прохладно, и мы решили возвращаться. Прошли на территорию форта Шанец через южную арку. Здесь, как было написано на стенде, раньше проходила железная дорога к форту Риф. Мы ограничились наружным осмотром форта, решив приехать сюда еще раз летом на велосипедах. Возле машины поели уже основательнее и покормили местных собак.

Перед тем как возвращаться в Питер, мы заехали в Кронштадт. Посетили Морской собор и памятник адмиралу С.О. Макарову.

Под занавес мы доехали до Ленинградской пристани, и уже в темноте пешком дошли до восточного края пирса. Таким образом, в этот день 4 ноября мы побывали на самой западной и на самой восточной оконечностях о. Котлин.

Вернулись домой без приключений, отлично проведя время и приоткрыв для себя еще одну страницу истории Кронштадтской крепости.

Оригинал статьи: Вылазка на форт Риф

© 2017 команда яхты "Ника"