Юбилей в Пярну. Продолжение!

Юбилей в Пярну. Продолжение!

После возвращения из Пярну у «Ники», как обычно, был достаточно насыщенный гонками август и сентябрь. Но после консервации яхты на зимовку, разбираясь в бумагах, я наткнулся на сертификат, который нам вручил Маати Хул. Это был лист формата А4 из плотной бумаги, на котором по-эстонски было написано что-то нам неведомое. И все! Можно было только догадываться, что речь там идет о призере Юбилейной гонки в Пярну и о санатории «Эстония». Прощупав настроение народа, я понял, что у него есть желание этот санаторий посетить. Халява есть халява, но в данном случае заслуженная. Возник вопрос, как из этой бумажки получить путевки и визы. Интернет все-же штука хорошая. Набрав в Яндексе «санаторий эстония», а затем «генеральное консульство эстонии в санкт-петербурге», я выбрал и записал нужные мне е-мэйлы, факсы и телефоны. Не очень надеясь на успех, я позвонил в Консульство. И о, чудо! Мне сразу ответили приятным женским голосом, правда, по-эстонски. Я было начал по-английски объяснять ситуацию, но голос сказал уже по-русски, что можно говорить и по-русски. Выяснилось, как и ожидалось, что нужно иметь, кроме сертификата, подтверждение и приглашение на всех людей из санатория. Я написал по мылу в санаторий кто мы такие и чего хотим на двух языках - на русском и английском и приложил отсканированный сертификат. Через несколько дней (видимо мое письмо привело администрацию санатория в некоторое замешательство), видимо вспомнив о контактах с яхт-клубом, мне ответили. Подпись вселяла надежду. Ответившую звали Анника и была она администратором санатория.

 

            После электронного общения с Анникой по-английски, стало ясно, что нужно от нас для оформления приглашения. Осталось выяснить, кого приглашать. Пообщавшись с Саней, решили ехать на двух автомобилях, а значит должно быть не более восьми человек, причем не менее четырех водителей. Сейчас я не помню, почему не поехали Серега, Киса и Леня – скорее всего не смогли. Но ведь приглашали-то экипаж, а экипаж «шестерки» по максимуму восемь человек. Так или иначе, в конце концов, определился состав, желающих посетить Пярну зимой и отведать SPA-процедуры в лучшем санатории Пярну, если не всей Эстонии. Это я и моя жена Ирина, Саня Кульцеп, Людмила Беспалько, Родик Носов, Игорь Голуб и Володя Вандышев. Все являются действительными или почетными членами нашего экипажа. Поскольку была еще одна вакансия, Родик предложил взять своего друга и участника многих автомобильных путешествий Мишу Рублевского, но в итоге он поехать тоже не смог. Мы собрали необходимые данные, и я отправил их Аннике в «Эстонию».

            Пока длилась вся эта канитель, наступил декабрь. Год заканчивался, и действие сертификата вместе с ним. Виз еще не было, и сроки оставались не согласованными. Я решил посоветоваться с Анникой, тем более, что она шла на диалог. Я предложил ей перенести наш визит на январь 2007г. с тем, чтобы в рождественские и новогодние дни не занимать на халяву дорогостоящие номера санатория. Тем более, что новогодние дни  всем хотелось провести дома, опять же декабрьский ажиотаж в консульстве при получении виз и т.д. и т.п. Подумав какое-то время (эстонцы, как известно, народ неторопливый), Анника согласилась, и мы решили, что наши дни будут с 27 по 29 января включительно. Она отправила факс с приглашением в Консульство, а мы без всякого ажиотажа спокойно получили в январе краткосрочные визы сроком на 5 дней. Все формальности остались позади.

            Я тут порылся у себя в книжном шкафу и нашел сохранившийся блокнот с путевыми заметками об этой зимней поездке в Пярну. Поэтому не буду сочинять по памяти и привирать, а просто перепишу все из дневника с небольшими комментариями, где сочту нужным.

Итак,

26.01.2007 Отсчет лага на санином «ISUZU TROOPER» 45км.

(На нем поехали Саня, я, Ира и Володя).

 

07:05 Выехали от с/м Спортивная.

08:05 Заправка за Русско-Высоцкой волостью.

09:30 До Ивангорода 21км. Кафе «Перекресток» - отлили. Родик звонил, он в 9км от Ивангорода.

(Поскольку Родик проживает в Русско-Высоцкой волости, он выехал отдельно от нас. Вместе с ним на «FORD FOCUS» поехали Игорь и Людмила).

09:50 Заправка перед Ивангородом. GPS не берет сигналы спутников. Кингисеппское шоссе, 44.

10:00 Подъехали к границе. Наши тут же впереди рядом.

11:30 Отсчет лага 180км. До Таллинна 187км. Остановка для рандеву с Родиком. Виден Финский залив (Нарвский залив).

11:50 Дождавшись Родика и К°, отъехали. Следующее рандеву у указателя «Таллинн».

13:30 До Таллинна 58км. Локсу проехали – не заметили. ~ на 50км от Таллинна.

(Именно из Локсы с судоремонтного завода в 1976г. «Ника» на трейлере под руководством Асафа Оскольского была перевезена в Ленинград после аварии на о.Мохни. Локса находится на берегу Финского залива, и к ней ведет от шоссе боковая дорога, которую мы не заметили. Подъезжая к Пирите, встретились с братом Людмилы Анатолием, т.к. она изначально собиралась поехать к нему).

 

Людмила отдана брату Анатолию.

14:30 Заехали в Пириту. Видели подъем воды вровень с мостовой. Прибой от SW в 5 баллов.

15:30 Проехали Русалку не останавливаясь.

(Здесь мы все бывали не один раз).

 Страница 1

15:45 Поставили машину на стоянку на 45мин. Родик и Игорь полезли в Вышгород, а мы (я, Ира, Володя и Саня) нашли «Каролину» и отведали глинтвейна (200 EKR за 4 порции по 100г).

17:00 Остановились у памятника «Погибшим во Вторую Мировую войну», который собираются сносить. Сфотографировались.

(К памятнику мы ходили в полном составе. Этот памятник в СМИ почему-то называли памятником «Советскому солдату», а в Эстонии открыто говорили и писали  «Советскому солдату-завоевателю». Вот вам правдивость информации и продажность СМИ в угоду политикам-сволочам. Позже этот памятник перенесли из центра Таллинна в другое место. Хорошо еще, что не уничтожили).

 

Едем в Пярну. Идет снег, t~2°C, осталось ~300км.

      (Снега в эту зиму почти не было, одна слякоть, а тут пошел белый пушистый снег, по которому успели соскучиться. Добавление Сани: По пути в Пярну пошел не просто пушистый снежок, а сильный снегопад с мокрым снегом, который постоянно налипал на щетки. Несколько раз приходилось останавливаться и очищать их. И это не смотря на купленную перед походом на пробу новейшую  «бесхребетную» щетку, для которой налипание снега якобы не страшно. Когда приехали в Пярну, снегу навалило уже прилично).

20:10 Приехали в Пярну. Нашли санаторий. Нас встретил Антс. Время в пути 13 час., проехали по лагу 490км.

(Добавление Сани: Антс встречал нас на улице перед гостиницей. Родик даже пошутил: «Вот мол, Антс, сколько снега оккупанты с собой привезли». На что был послан Антсом на три буквы. Родика такой ответ удовлетворил и по-моему даже очень порадовал).

 

На этом записи пока обрываются. Но можно и повспоминать. В санатории нас ждали в главном «зеленом корпусе». Так как Людмила не приехала, нас расселили по двое в двуместных номерах со всеми удобствами. Я естественно с Ирой, Саня с Володей, а Родик с Игорем. Не помню наверняка, но, когда устроились, то как водится, по-моему, мы «зафиксировали» благополучное прибытие в Пярну. Утром нас записали на различные процедуры по желанию и в бассейн, проинструктировали о времени приема пищи и т.п. Пищи, кстати, было много. От разнообразия глаза разбегались, хотелось попробовать всего. Это было вызвано тем, что у отдыхающих в санатории разные диеты, предписанные врачами, а поскольку в столовой предусмотрено самообслуживание, то весь корм выставлялся сразу в центре большого зала. Поскольку у нас диет не было, мы ели много и разнообразно. Далее в блокноте идут записи почему-то рукой Ирины.

 

27.01.2007 Пребывание в пансионате – массаж и ванны с эксркатами, прогулка по городу.

17:30 Подошел Антс, отправились в яхт-клуб. Маати Хул встретил нас, был в своем репертуаре. Осмотрели «Эрну». Прогулялись до «Эстонии». Пришла Эрна. Посидели в номере.

(Кратко, точно и ясно. Только для тех, кто там был, видел и знает Маати. Но теперь по порядку. Мы ходили в бассейн, на массаж и принимали ванны с экстрактами по своему расписанию, в зависимости от того, кто что выбрал. Встречались в столовой. Почти не виделись друг с другом. Но вечером Антс пригласил нас в яхт-клуб, и мы все вместе отправились туда. Там уже был экипаж яхты «Эрна» в полной готовности к нашему приходу. Мы хорошо сидели. В какой-то момент пришел Маати Хул. «В своем репертуаре» - это значит изрядно поддатый. Его жужжание в этот раз напоминало просто гудение. Разобрать, что он говорит, было невозможно. Русские слова перемежались с эстонскими и английскими. Антс пытался перевести нам хоть что-то. Выяснилось, что в яхт-клубе проходит свадьба. Маати ушел, но вскоре появился снова с тарелочкой пирожных, которые он преподнес Ирине. Затем он позвал нас в буерную мастерскую, показал буера класса DN, которые сам и делает. Он их не только делает, но и участвует на них в соревнованиях. После этой экскурсии мы осмотрели «Эрну», увидели как у нее выходит гребной вал и винт. Снегу к этому времени намело уже по колено. Затем с Антсом и Мартом пешком прогулялись до санатория. Падал пушистый снег, чуть подмораживало, ветра не было. В Пярну была зима. Мы собрались в одном номере, вскоре подошла Эрна – жена Антса. Мы провели остаток вечера, вспоминая совместные плавания, гонки и прошлые встречи. На следующий день было воскресенье. Мы плюнули на процедуры и решили поехать на машинах на о.Хийумаа).

 

28.01.2007 Отсчет лага 535км.

08:45 Едем на о.Хийумаа.

09:45 Заправились.

10:01 Видели косуль, а затем перед поворотом на Хаапсалу лося без рогов у самой дороги.

10:35 В 5км от Рохукюла осмотрели развалины немецкой усадьбы Lindenhol (Unden Manor), построенной в 1523г.

10:45 Приехали в Рохукюла.

(Рохукюла – это порт. Отсюда ходят паромы в порт Хельтерма на о.Хийумаа. Все эти места нам хорошо знакомы по прежним плаваниям на «Нике». В 1979г. после изготовления кормового весла взамен утерянного в гонке пера руля «Ника» пришла в Хельтерму, куда Володя Литвиненко на «Хортице» привез новый баллер и перо руля с Л-6 «Паллада». «Ника» была поднята в Хельтерма портовым краном на берег, где был установлен новый баллер и руль, который до сих пор стоит на «Нике».  Примечательно, что «Ника» и «Паллада» сейчас стоят рядом в одном клубе. В 1981г. после изготовления временной мачты в Куйвасту, взамен сломанной в гонке, «Ника» самостоятельно пришла в Хельтерму. Ночью пришлось выйти в пролив и штормовать между Хельтерма и Рохукюла. Подробнее см. статью «Как я стал яхтенным капитаном» части 7, 8 и 9. Сейчас мы шли по проливу на пароме и смотрели на знакомые места. Зимой мы их еще не видели).

 

12:50  Вьехали на о.Хийумаа. С парома наблюдали все стадии формирования льда. Сало – блины – спёк. Над Муху-Вяйном было солнце, над Хийумаа идет снег. Через 15 минут снег кончился, и опять светит солнце.

13:20 Заехали в Суремыйза. Там музей-усадьба.

13:40 Осмотрели финский хутор.Там тоже музей.

13:50 Осмотрели метеоритный кратер. Солнце. Едем в Кярдлу.

14:30 У мыса Тахкунина. Выпили в память о погибших моряках и воинах у маяка Тахкуна. Солнце, море, прибой, красота…

(Маяк Тахкуна  стоит на северном берегу о.Хийумаа на мысу Тахкунина. В 1941г. с этого мыса, сражаясь с фашистами, эвакуировались последние защитники Моонзундских островов).

 Страница 2

15:35 У маяка Кыпу. На маяк не залезали – все закрыто.

(Маяк Кыпу стоит на полуострове Дагерорт на высоком холме и является самым старым маяком Балтийского моря. Маяк представляет каменную башню квадратного сечения с контрофорсами. Летом можно подняться наверх к фонарю, зимой для посетителей маяк закрыт. Кстати, старое название о.Хийумаа – о.Даго).

 

16:00 У маяка Ристна. Кругом лес и снег. Моря не видно из-за леса. Только проблески. Выехали все-таки на мыс. Камни с отверстиями!

(Маяк Ристна стоит на мысе Ристинина на западном берегу острова. На мыс вела лесная дорога, по которой FORD FOCUS проехать не смог. Родик с Игорем залезли к нам в джип, и мы с трудом, но проехали на самый берег. Там мы с Саней дошли, местами прыгая с камня на камень, до самого западного камня косы мыса. На этой косе я нашел несколько камней с отверстиями. Позже Антс сказал, что такие камни можно найти только на этом мысу. Сейчас два камня лежат у меня дома, и я на них смотрю. Антс рассказал также, что высокая башня маяка Тахкуна должна была стоять на мысе Ристинина, а невысокая башня маяка Ристна на мысе Тахкунина. Перепутали при доставке, да так и оставили).

 

16:35 Искали гавань Калана. Выехали на берег, а гавани нет. Следы пребывания пограничников повсюду.

17:10 Выехали к гавани Калана на SW от м.Ристинина. Возвращаемся домой по южной дороге вдоль Соэла-Вяйн. Моря не видно из-за леса.

(Пролив Соэла-Вяйн разделяет острова Хийумаа и Сааремаа (бывшее название Эзель). Позже в 2010г. я на «Нике» по пути из Пярну в Нюнесхамн прошел этим проливом впервые. Саня проходил тут раньше с Асафом и Антсом на «Авроре», а Родик с Эрной на «Риге» в одной из гонок Мухувяйнской регаты).

 

17:30 Отсчет лага 770км.

18:00 заехали в гавань Сору.Паромная переправа Сору – Тригги между Хийумаа и Сааремаа. Стоит шхуна на берегу и шхуна на воде.

19:00 Приехали в Хельтерма. Паром (воскресный) в 19:30.

20:50 Прошли через Муху-Вяйн. Луна, лёд. Выпили на палубе. Наблюдали за швартовкой. Билет на 4-х + авто стоит 100+112=212 EKR.

22:50 Приехали. Отсчет лага 956км. За 14 часов проехали 421км.

(Уставшие, но полные впечатлений от увиденного, мы посмотрели на ноутбуке фотографии, сделанные Володей в этой поездке, и отправились отсыпаться).

 

29.01.2007 Виделся с Анникой. Договорились о ночевке с 29 на 30-е (было недоразумение, но его решили. Денег с нас не взяли). Купили и подарили ей букет роз. Купили подарки и гуляли по берегу залива. Лёд торосистый. Были в сауне (финской и турецкой). Утром на 15 минут и вечером уже минут 50 с бассейном и джакузи. Телефон автоматически перевелся на 1 час назад, из-за этого проспали бассейн и сауну утром.

(Днем кто-то из наших сказал, что к вечеру попросили освободить номер. Мы же рассчитывали уехать 30.01 утром. Я пошел к Аннике и договорился еще на одну ночь для всех, кроме Родика и Игоря, т.к. они сообщили, что поедут днем 29.01 за Людмилой в Пириту, а затем самостоятельно домой в Питер).

 Страница 3

Вечером после ужина [(1-й ужин за три дня!). На обед и ужин из напитков – вода! У них так принято. На завтрак – соки, кефир, молоко, йогурты, чай, кофе, что пожелаешь] пришли к нам Антс и Эрна. Долго говорили, показали им фотки с Хийумаа, затем пошли в бар – посидели за разговорами 1.5 часа, затем проводили их до дома и распрощались… как с хорошими друзьями.

Родик и Игорем уехали днем. Они должны заехать за Людмилой в Пириту (Люда так и не доехала до Пярну).

Антс сказал, что порт Пярну продал яхт-клуб городу, а город отдал яхт-клуб с землей в бесплатную аренду яхтсменам на 50 лет. Так, что дела у них идут отлично. А нас город выгоняет с земли и яхт-клубы исчезают.

      (Добавление Сани:   Запомнился рассказ Антса о том, как воевал его отец. Он служил в немецких войсках. Линия фронта на длительное время установилась по какой-то реке. Ходить к реке за водой было опасно, т.к. могли обстрелять с другого берега.  Так вот с обеих сторон установилось негласное правило: водоносов не обстреливать. Когда стало готовиться наступление, части Красной армии сменили, и за водой ходить стало сложнее. После войны отца вызвали в органы и спросили: «У немцев служил?» - «Служил»; «Стрелял?» - «Стрелял»; «Многих убил?» - «Послушай, я за пулей не бегал, откуда я знаю». На этом допрос закончился, репрессий к отцу не применялось.

Так закончился последний день нашего пребывания в санатории. Было немного грустно).

 Страница 4

30.01.2007 Отсчет лага 959км.

08:47 Выехали из санатория «Эстония». Ясно. Штиль.

10:00 Залили топливо 30л.

11:00 Отсчет лага 1102км. На мысе Пакри у маяка. Выпили водочки. 50-ю граммами окропили обрыв. Море с отдельными барашками, дует NO 3-4 балла. Холодно.

(Сейчас здесь устроена смотровая площадка. В советское время сюда проехать было невозможно. Это была территория воинской части. Обрывистый мыс мы тогда могли видеть только со стороны моря).

12:00 Осмотрели водопад и ГЭС на р.Кепиа. Висячий мост с замками. Могилу князей Волконских не нашли.

13:15 Остановились в Таллинне. Зашли в «Каролину», выпили глинтвейна.

13:50 Отсчет лага 1307км. У памятника «Русалке». 7 сентября 1897г., памятник в 1903г. 12 офиц.+165 ниж.чинов =177 чел. погибло в результате шторма. Замки на цепях. До Нарвы 78км.

16:15 Остановились. Видно с шоссе о.Гогланд и, вероятно, Мощный или Большой Тютерс.

18:00 Доехали до границы в Нарве. Нас отправили за талоном Трансервиса. Прошли пограничный и таможенный контроль.

18:30 Сидим в кафе «Елена». Заправились сами и заправили джип (53л=823.75руб).

22:00 Отсчет лага 1535км. Доехали до пр. Маршала Жукова. Высадили Володю Вандышева.

22:30 Отсчет лага 1550км. Приехали на с/м «Спортивная».

 

Вот такое продолжение имел наш поход на Юбилейную гонку в Пярну в 2006 году. Путешествие длилось 4 суток 15 часов 25 минут. За это время мы проехали 1505км.

 

P.S. Когда я писал, что в дороге мы принимали по стопочке, это, конечно, не касалось тех, кто сидел за рулем.

 

 

 

 

© 2017 команда яхты "Ника"