"ТРАДИЦИЯ СОХРАНЕНА"

Обычно во второй половине января, в период яхтенного межсезонья, некоторые члены экипажа яхты «Ника» совершают автопутешествия по местам боев, связанных с прорывом и полным снятием блокады Ленинграда, а также с предшествовавшими блокаде и последовавши-ми после нее военными действиями на территории Ленинградской области. Ранее мы уже по-бывали в Осиновце, Шлиссельбурге, Лаврово, Кобоне, Дубровке, Ропше, Порожках, Гостилицах, Кингисеппе, Красном Бору, Сестрорецке, Приморске, на Невском пятачке, Вороньей Горе и горе Колокольня и других исторических местах, в некоторых не один раз. Мы посещали музеи, мая-ки, мемориалы, реконструкции сражений, участвовали в акциях «Январский гром» и в сооруже-нии памятника.

 

"Традиция сохранена"

Музей обороны и блокады Ленинграда и реконструированный филиал ЦВММ «Дорога Жизни» в Осиновце 28 Января 2017

Такие поездки стали хорошей традицией экипажа, своеобразной данью благодарной па-мяти участникам событий тех лет, отстоявшим и сохранившим Ленинград.

В эту зиму мы не нарушили традицию и 28 января 2017 года посетили Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда и реконструированный филиал ЦВММ «Дорога Жизни» в Осиновце. По пути к Ладожскому озеру у деревни Ириновка на 29 км Дороги Жизни мы стали свидетелями подготовки реконструкции заключительной фазы боев историче-ской операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда  18 января 1943 года – соединения Ле-ниградского и Волховского фронтов. А теперь обо всем по порядку.

 В музей обороны и блокады Ленинграда из разных концов Ленобласти приехали: из Все-воложска Юра и Вика Добрянские, из Петродворца Адриан Носов (он же Родик) и Тарас Голуб (сын Игоря Голуба) со своим семейством. К ним присоединились Александр Кульцеп (он же Са-ня), Вера Дьякова, Татьяна Ковалева, Ирина и Вадим Манухины. С нами был Владимир Сергее-вич – сосед Сани по даче и давний знакомый его отца. Владимир Сергеевич в мальчишеском возрасте пережил в Ленинграде блокаду от первого до последнего дня и является одним из уже немногих участников и свидетелей тех давних событий.

 

История этого музея драматична и интересна сама по себе. Все началось еще в годы войны, ко-гда 30 апреля 1944 года была открыта выставка «Героическая оборона Ленинграда». На эту вы-ставку экспонаты свозились прямо с поля боя. Здесь были трофейное оружие и техника, про-славленные боевые самолеты Ленинградского фронта, подлинные дневники блокадников, ма-кеты городских укреплений и др. В 1946 году выставка получила статус музея республиканского значения, и 27 января 1946 года состоялось торжественное открытие Музея обороны Ленин-града. В 1946 году Музей обороны Ленинграда занимал весь комплекс зданий т.н. Соляного го-родка в квартале, ограниченном Соляным переулком, ул. Гангутской, наб. р. Фонтанки, ул. Пе-стеля (экспозиционная площадь – 40 000 кв.м; выставочных залов – 39; экспонатов в экспози-ции – свыше 38 000; посетителей в год – 350 000 человек). В связи с «Ленинградским делом» экспозиция музея была признана идеологически ошибочной, недостаточно акцентирующей роль партии и Сталина и выпячивающей местный ленинградский патриотизм. В 1949 году музей был закрыт для публики, а 31 августа 1951 года вышло постановление Совета министров СССР за № 3216-1523 о передаче помещений музея военному ведомству. В ноябре 1952 года была образована ликвидационная комиссия во главе с заместителем заведующего отделом культур-но-просветительской работы исполкома Ленгорсовета В.Ф. Гусевой. Окончательно музей был уничтожен распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 января 1953 года № 239-р, в кото-ром было указано Исполкому Ленгорсовета расформировать Музей обороны Ленинграда, в том числе «…передать Государственному музею истории города Ленинграда фонды, научно-вспомогательные материалы, научный архив и хозяйственное имущество ликвидированного Государственного музея обороны Ленинграда». В годы перестройки активизировалось движе-ние ветеранов войны и блокадников с требованием восстановить музей. В результате 24 апреля 1989 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о восстановлении Музея обороны Ленинграда, а 8 сентября 1989 года состоялось торжественное открытие музея. 4 декабря 1990 года решением Министерства культуры России № 246 от 4 декабря 1990 года музей стал име-новаться «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда». Сегодня Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда размещается в Соля-ном городке в части здания бывшего Кустарного музея, возведенного в 1901-1903 годах по проекту архитектора П.П. Трифанова. Общая экспозиционная площадь музея – 600 кв.м. В 2015 году в коллекции музея было представлено более 52 000 музейных предметов и 17 000 эк-земпляров книжных изданий.

В музее мы провели более двух часов. Видели уже знакомые и новые экспонаты и доку-менты. Владимир Сергеевич комментировал некоторые из них, добавлял интересные детали. Здесь же была устроена выставка эскизов и моделей некоторых памятников и мемориалов за-щитникам и жителям блокадного Ленинграда, многие из которых остались только на бумаге. 

Осмотрев экспозицию, некоторые из нас оставили записи в книге посетителей с благодар-ностями и пожеланиями в адрес создателей и хранителей музея.

Через некоторое время мы уже ехали по Дороге Жизни к Ладожскому озеру. У отметки «29 км» мы остановились, чтобы посмотреть на подготовку к реконструкции прорыва войсками Ленинградского и Волховского фронтов блокады Ленинграда южнее Ладожского озера в районе Рабочего поселка № 5. Здесь рядом с дорогой у деревни Ириновка на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга были смоделированы фашистские линии обороны обоих фронтов, по-сле прорыва которых наши войска встретились друг с другом, разорвав тем самым кольцо бло-кады и победно завершив операцию «Искра». Перед самой реконструкцией мы обычно разго-вариваем с непосредственными её участниками с обеих сторон, задаем вопросы, слушаем очень подробные и «профессиональные» ответы, осматриваем и трогаем технику, держим в руках настоящее оружие и даже иногда стреляем из него холостыми патронами. Бывают и забавные моменты, например, когда «наши» и «немцы» стоят и мирно беседуют в одной очереди за па-тронами.

Здесь нам выдали копии фронтовых газет тех дней, предложили отчеканить памятные мо-неты. Я, как потомок кузнеца, не упустил случая и одним ударом кувалды по пуансону выбил монету с «Полуторкой» и «Катюшей». Не удержался и Саня. Он выбил монету с «Тридцатьчет-веркой» и «КВ». К изготовленным монетам нам выдали по сертификату. Конечно, не бесплатно.

 В этот раз саму реконструкцию мы не видели, так как только до её начала оставалось два часа, а у нас впереди еще было посещение музея в Осиновце и не только. Дело в том, что Юра с Викой после музея поехали домой во Всеволожск  для окончательной подготовки уже традици-онного в эти дни домашнего застолья с традиционными кислыми щами из собственноручно за-квашенной капусты. Мы же являлись традиционными участниками этого застолья.

В поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера и на 45-м км Дороги Жизни в годы блокады Ленинграда начиналась самая опасная водная или ледовая её часть. Например, по прямой до деревни Кобона на восточном берегу бухты Петрокрепость всего 35 км, но благопо-лучно преодолеть их по льду на «Полуторках» или по воде на судах многим не удалось. На этом участке фашисты наиболее яростно обстреливали и бомбили караваны машин и плавсредств. Здесь в Осиновце находится филиал Центрального военно-морского музея «Дорога Жизни».

 

Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» был создан приказом Главно-командующего Военно-Морским Флотом № 443 от 14 ноября 1968 года. До открытия филиала ЦВММ в двух залах Осиновецкой школы размещалась выставка об участниках событий на "До-роге жизни". Филиал открыл свои двери для посетителей 12 сентября 1972 года, в день 31-й годовщины начала работы водной военной коммуникации. Музей разместился в здании быв-шей пекарни на берегу Ладоги, недалеко от мыса Осиновец, откуда начиналась легендарная «Дорога жизни». Во время Великой Отечественной войны это здание служило столовой, в нем находился красный уголок и размещалось руководство Осиновецкой военно-морской базы. Си-лами научных сотрудников Центрального военно-морского музея и при активном участии со-трудников филиала была создана экспозиция музея «Дорога жизни». На месте работу возглавил военный комиссар лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград» в 1942–1943 гг., капитан I ранга Петр Лазаревич Редькин, первый заведующий филиалом. Экспозиция музея включала в себя предметы из собрания Центрального военно-морского музея, материалы из личных архи-вов, собранные для выставки, и постоянно пополнялась благодаря участию военных и обще-ственных организаций, поисковым отрядам, поднимавшим со дна Ладоги памятники военной истории. Моряки Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и сотрудники Северо-Западного речного пароходства своими руками изготовили и передали в дар музею более деся-ти моделей кораблей, участвовавших в годы войны в боях и перевозках на Ладожском озере. От автозавода г. Горького были переданы в дар модели автомобилей ГАЗ-АА. Усилиями ветерана Ладоги А.Н. Иванова был разыскан и доставлен на вечную стоянку буксирный пароход «Ижорец-8». На открытой площадке  были выставлены автомашины, на которых перевозили грузы и эва-куировали людей в период блокады. Комсомольцы Северо-западного управления гражданской авиации установили транспортный самолет Ли-2. Здесь же были размещены зенитные, поле-вые и корабельные орудия. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне было принято решение о полной реконструкции территории филиала «Дорога жизни». К открытию рекон-струированного музейного комплекса 9 мая 2015 года построено здание для открытого хране-ния крупногабаритных экспонатов, новая набережная, проведено озеленение и дополнена экс-позиция на открытом воздухе. Проведена масштабная реставрация автомобиля ГАЗ-АА и само-лета Ли-2. К Дню Военно-Морского Флота 2016 года закончено строительство современного здания музея, административно-бытового комплекса, павильона для катера Ладожской военной флотилии типа МО-4. Были закончены работы по обновлению и ремонту буксира «Ижорец-8», принят на временное хранение ряд экспонатов из собрания Военно-исторического музея ар-тиллерии, инженерных войск и войск связи и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в рамках совместных проектов. На сегодняшний день в  филиале ЦВММ «Дорога жизни» находится 391 музейный предмет. Из них моделей кораблей, морских прибо-ров и инструментов — 99 единиц; предметов оружия — 71 единица; картин советских художни-ков, в том числе студии художников-маринистов при ЦВММ — 6 единиц; плакатов периода Ве-ликой Отечественной войны — 15 единиц; знамен, флагов и вымпелов — 17 единиц.  

 

Мы были в этом музее еще до реконструкции и теперь могли сравнить новую экспозицию со старой. Помню, как было больно смотреть на прогнувшийся между кильблоками подгнивший деревянный корпус малого охотника — катера типа МО-4, стоявший под открытым небом. Те-перь для него построен специальный павильон. И хотя он в этот раз был закрыт, но через полу-прозрачные стены катер все-таки было видно. Его состояние и сегодня оставляет желать лучше-го, но есть надежда, что он уже не развалиться на части, и может быть будет когда-нибудь вос-становлен в первоначальном виде.

Конечно, хотелось прочитать каждый документ, посмотреть и потрогать все экспонаты, посидеть за рулем легендарной «Полуторки» на ледовой трассе (теперь в музее есть такие ими-таторы), но нас уже ждали гостеприимные Добрянские.

 После посещения подобных музеев возникает желание узнать о тех событиях еще больше. Как, например, грузили на баржи и перевозили через Ладогу паровозы; как буксировали, а затем устанавливали на железнодорожные платформы цистерны с топливом; как прокладывали по льду железную дорогу, а по дну озера кабели и трубопроводы. Как люди вообще могли в тех условиях не только выживать, но и работать, приближая победу.

К вечеру мы были во Всеволожске. Тарас и его семейство, сославшись на дела, распроща-лись с нами еще в Осиновце, так что нас за ломившимся от яств огромным столом в квартире Добрянских собралось девять человек. Хозяйская дочь Марина и хозяйский кот в застолье по различным причинам не участвовали. Щи, как всегда, были хороши, закуска отменна. Под горя-чее и холодное не грех было и немного выпить, тем более, что повод был. Было и что выпить: родиково шило собственного производства, хозяйские наливки и настойки, разные кальвадосы и коньяки – на любой вкус. Только Саня, наш авторулевой, не мог позволить себе присоединиться к остальным. По усам текло, а в рот не попало. Зато он нас возил весь день и привез благополуч-но обратно в Ленинград-Петербург, за что ему огромное от всех спасибо. Спасибо и Юре с Викой за теплое гостеприимство. Они по праву носят свою фамилию. Спасибо всем участникам путеше-ствия, поддержавшим и сохранившим эту традицию экипажа яхты «Ника». 

Вадим Манухин,

28.01.2017

Скачать оригинал статьи

© 2021 команда яхты "Ника"