Юбилей в Пярну с ... продолжением

 

1. Прелюдия


      Говорят, что если чего-то сильно захотеть, то рано или поздно это случится... 
      С момента создания Ассоциации яхт класса Л6 вызревала идея восстановить контакты с прибалтийскими яхтсменами, ходящими на "шестерках", чтобы совместными усилиями сохранять и популяризировать эти замечательные яхты. В 70-80-е годы прошлого столетия наша "Ника" с 1978 по 1989 годы семь раз участвовала в Муху-Вяйнской регате, являвшейся тогда Открытым Чемпионатом Эстонской ССР в крейсерских яхтах. Среди участников были все эстонские и некоторые латвийские "шестерки": "Керберос", "Пеетер", Лембиту", "Санта-Мария", "Даго", "Карелия", "Гренада", Трийн", "Рига", "Роя" и др. На всю жизнь запомнил украшавший регату своим участием деревянный стаксельный кэч "Вянемуйне" из Таллинна. Много "шестерок" из Прибалтики приходили к нам для участия во Всесоюзных парусных гонках крейсерских яхт "Кубок Балтийского моря" (1971-1988 гг.). Другими словами многие капитаны и члены экипажей этих яхт были знакомы нашим яхтсменам, в том числе и мне лично. 
      Дополнительный толчок случился в 2002 году, когда в Санкт-Петербург тихо и скромно пришла "шестерка" из Эстонии под незнакомым именем "Эрна". Хотя само имя Эрна мне было знакомо еще по Муху-Вяйнским регатам, так звали милую женщину - капитана яхты "Рига", но о какой-либо ее связи с яхтой "Эрна" я тогда и думать не мог. Интересно, что "Эрна" пришла в Питер по собственной инициативе, и в Ассоциации класса о ней ничего не слышали. Помню в тот год мы на "Нике" возвращались из Выборгских шхер и в Маркизовой луже на приличном расстоянии по левому траверзу увидели на встречном курсе незнакомую "шестерку" под двигателем с деревянной мачтой и под эстонским флагом. Названия не разглядели. К сожалению, по рации связаться с ней не получилось, а догонять под парусами против ветра было бесполезно. Эстонцы нас либо не заметили, либо не придали встрече особого значения, т. к. приходили с сугубо туристическими целями. Позже выяснилось, что эта яхта заходила в Речной Яхт-клуб, а затем отправилась в Выборг (тут мы ее и видели), а называлась она "Эрной". Мои знакомые капитаны из РЯКа, побывавшие на "Эрне" потом рассказывали о тике на палубе и рубке, нержавеющем такелаже, дизеле и новых дакроновых парусах. Хотя на вопросы, кто капитан и как раньше называлась яхта, толком ответить не могли. Однако этот визит и контакты не прошли бесследно, и как-то осенью на сайт Ассоциации пришло письмо от экипажа "Эрны" на английском языке. Вот его перевод: 

Как я стал яхтенным капитаном?

      Это длинная история. Она будет состоять из нескольких частей.

      Часть 1. Начало.

      Еще будучи школьником, мне очень нравились парусные корабли. В натуре в городе их было очень мало. На Неве часто стояла баркентина «Сириус», из которой позже сделали ресторан «Кронверк». Изредка в Неву заходили учебные парусники-барки «Товарищ», «Седов», «Крузенштерн». Значительно позже появился парусный корабль «Мир», который сейчас иногда зимой стоит на наб. Лейтенанта Шмидта. Когда я учился с 3-го по 6-й класс, окна нашей школы выходили на Неву недалеко от моста Лейтенанта Шмидта, где днем обычно стоят суда в ожидании ночной проводки под мостами. На уроках я часто смотрел в окно на корабли, пока меня не пересадили в другой ряд. Но и оттуда я все равно прислушивался к речным звукам и гудкам кораблей. На мою учебу эти отвлечения не влияли, учился я в школе, а затем в Кораблестроительном институте хорошо (даже можно сказать почти отлично). Медалей за школу не имею, но ЛКИ закончил с красным дипломом. Это все от любви к кораблям.
      Как обычно, я много читал о море и кораблях (особенно парусных), строил модели. Однажды мы с моим другом Саней прочитали очень интересную книгу об одиночном плавании одного моряка на яхте из Панамы в Австралию сразу после окончания Второй мировой войны. Он был обычным моряком торгового флота и никак не мог добраться домой в Австралию к своей молодой жене. В парусах и яхтах он сначала ничего не смыслил, но обстоятельства заставили его научиться и выйти в океан на маленькой яхточке. До Австралии он не дошел. Более того, это плавание для него чуть было не стало последним. Его яхта попала в ураган посередине Тихого океана. Сломалась мачта, продукты полетели за борт вместе с вычерпываемой в исступлении водой из трюма. Он долго дрейфовал и мучился от жажды и голода. Но упорство свое взяло. Он добрался к жене, чуть не погибнув в пути. Звали его Джон Колдуэлл, а яхта называлась «Язычник». Это реальная история поразила меня и Саню до глубины души. Мы даже сделали каждый плавающую модель «Язычника» по эскизам из книги. Мы часто ходили на берег о.Декабристов, где на отмели устраивали гонки своих «Язычников». Эта модель и книга у меня сохранились до сих пор (и у Сани тоже).

Капитан с большой буквы. Об Асафе Оскольском


Капитан с большой буквы Я познакомился с Асафом Александровичем в 1976 году, поступив в ЛКИ и придя в сентябре в институтский яхт-клуб на о.Бычий. Говорят, что первое впечатление о человеке самое верное. Тогда мне сразу показалось, что именно таким и должен быть яхтенный капитан - четко ставящий задачи и контролирующий их выполнение, с громким голосом, всегда знающий чего он хочет и как этого добиться. Даже внешний облик Асафа импонировал. Высокий, сухощавый, чуть сутулый, с шевелюрой, слегка тронутой сединой. Не хватало только бороды и трубки. Трубку, правда, заменяла постоянная «беломорина», а вот подбородок был всегда чисто выбрит, даже в море.

100 миль по приказу


      25–26 июня уже в пятый раз Ассоциацией класса «Л-6» совместно с 81-м Спортклубом флота в Санкт-Петербурге была проведена «100-мильная гонка крейсерских яхт», имеющая давнюю историю. Она проходила по традиционной дистанции со стартом у форта Обручев, вокруг о. Нерва и финишем у маяка Толбухин. В этом году гонка была посвящена Дню работников Морского и Речного флота и в ней разыгрывались призы Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, а также переходящие Кубки, учрежденные Ассоциацией. В гонке, кроме яхт Ассоциации, как и раньше, могли принять участие другие классы крейсерских яхт.
 

Чемпионат Санкт-Петербурга 2003


      Чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту среди крейсерских яхт 2003 г. проходил так же, как и в прошлом году. Гонки проводились по выходным дням сентября, по субботам – по две короткие по олимпийскому треугольнику, по воскресеньям – по одной маршрутной гонке на дистанции в Невской губе. 
      В чемпионате участвовали 85 яхт. В 1-, 2-, 4-, 5- и 6-й группах зачет проходил по Правилам обмера и системе гандикапа RS-2000, в 3-й группе яхт класса «Л-6», а также в классах «Дракон» и «Фолькбот» результаты определялись по действительному времени на финише. Самыми многочисленными зачетными группами были «четвертьтонники» и «шестерки», включавшие соответственно 19 и 18 яхт. Увеличилось, по сравнению с прошлым годом, количество «Драконов» – в этот раз их было уже восемь. Впервые за много лет на старт вышли четыре «Фолькбота». 
      Своими впечатлениями о проведении соревнования поделился с нами ряд яхтсменов. 

В Ассоциации класса «Л-6»


      23 ноября 2002 г. в уютной кают-компании 81-го спортивного клуба (бывший яхт-клуб № 55) состоялось открытое собрание членов Ассоциации яхт класса «Л-6», посвященное подведению итогов прошедшего сезона. Перед собравшимися выступили Ю. Киселев и В. Чайкин, вспомнившие о днях 40-леней давности, когда закладывались первые «шестерки». 

Победные старты «НИКИ»


      Если заглянуть в календарь соревнований по парусному спорту в Санкт-Петербурге на навигацию 2002 года, то можно насчитать полтора десятка гонок, в которых могут принимать участие яхты класса «Л-6» и другие крейсерские яхты. Соревнования начинаются с самого начала июня и заканчиваются в начале октября, так что каждый экипаж может заранее запланировать для своей яхты участие в тех или иных гонках в наиболее благоприятное для себя время. 
      Мы на «Нике» – яхте нашего Морского технического университета – запланировали участие во всех мероприятиях Ассоциации яхт класса «Л-6», а также, по возможности, во всех соревнованиях крейсерских яхт Санкт-Петербургского календаря 2002 года. Во всех гонках мы, как всегда, представляли ГМТУ. Анализ результатов «Ники» в соревнованиях 2001 года:

Поход яхт Ассоциации класса «Л-6» в Выборг


      На лето 2002 г. Ассоциацией класса «Л-6» с 16 по 27 июля был запланирован поход по маршруту СПб – о. Гогланд – Выборг – о-ва Выборгского залива – Приморск – СПб, посвященный 300-летию города на Неве. Предусматривалось посещение о. Гогланд как одного из исторических мест боевой славы Краснознаменного Балтийского флота, а также краеведческих музеев в Выборге и Приморске. Для повышения интереса было решено провести соревнования на наименьшее время перехода трех этапов маршрута. Санкт-Петербургский Парусный Союз включил данное мероприятие в календарь соревнований по парусному спорту, и в нем могли принять участие все желающие яхтсмены. 

1000 миль по шхерам Балтики за кормой!


      В газете Морского технического университета "За кадры верфям" №11 (2202) за июнь 2001г. директор яхт-клуба ГМТУ К.Немчинов в статье "Сезон 2001 года начался...", рассказывая об участии яхт нашего университета в соревнованиях и других городских мероприятиях, упомянул о готовящемся походе яхт "Хортица" и "Ника" в Стокгольм. Сейчас, когда сезон уже закончился, и яхты погрузились в зимнюю спячку, у капитанов стало больше времени, чтобы спокойно вспомнить летние дни и о том, что планировалось и что осуществилось. 
      Идея пройти под парусами шхерными фарватерами северного берега Финского залива, Або-Аландского архипелага и западного побережья северной и центральной части Балтийского моря родилась у меня еще в 1989г., когда яхты Корабелки впервые побывали в Финляндии. В том году часть яхт, среди которых была "Хортица", посетила внутренние воды Финляндии по Сайменской водной системе до города Куопио. Другая часть яхт, в том числе и "Ника", побывала в Котке и Хельсинки, причем участок пути между этими городами проходил по шхерам. Так получилось, что в последующие годы на "Нике" совершались дальние плавания в основном по открытому морю, что гораздо быстрее, когда нужно за ограниченное время пройти достаточно большое расстояние. Осуществление чисто шхерного плавания приходилось откладывать на потом. Нельзя сказать, что мы совсем не посещали шхеры. Яхта часто бывала под Выборгом и в шхерах северной части Ладожского озера. Однако, несмотря на красоту этих мест, шхеры занимают здесь сравнительно небольшую площадь, а судоходные проходы между островами имеют поперечное направление и ведут к городам на коренном побережье. С 1995г. "Ника" по приглашению Королевского яхт-клуба трижды посещала Стокгольм и стокгольмские шхеры, отличающиеся удивительной красотой. В 1998г., участвуя в парусных фестивалях в Турку, Стокгольме и Мариехамне, мы, кроме шведских шхер, побывали в восточной части Або-Аландского архипелага, пройдя шхерами от Ханко до Турку и от Турку до о. Уте. Однако сжатые временные сроки не позволили тогда совершить чисто шхерное плавание, и большая часть маршрута пролегала в открытом море. Несмотря на такие эпизодические посещения шхерных районов, был накоплен определенный опыт плавания в шхерах под парусами, а желание осуществить в будущем сквозное шхерное плавание только усиливалось. 

«Чайные» гонки на Неве


      2 июня в С.-Петербурге состоялась Королевская парусная регата «Ахмад», организованная представителями английской чайной компании «AHMAD TEA» в России совместно с Санкт-Петербургским парусным союзом. В регате участвовали яхты нашего университета «Квартет» и «Ника». Чтобы узнать побольше о регате, что называется, «из первых рук», мы взяли интервью у Вадима Анатольевича Манухина – доцента кафедры строительной механики корабля, капитана яхты «Ника», стартовавшей в регате во второй зачетной группе яхт класса «Л-6» и занявшей в ней третье призовое место. 

Юбилейный сезон «НИКИ»

Печатный вариант статьи...

      Яхте Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета «Ника» (класс «Л-6») в 2000 году исполнилось 25 лет. За эти годы яхтой и ее экипажами пройдено в дальних и местных спортивных плаваниях более 40 тысяч морских миль, что по расстоянию соответствует двум кругосветным рейсам. «Ника» неоднократно участвовала в парусных гонках и дальних походах, в том числе международных, побывав в Германии, Швеции, Финляндии, Дании, Франции и Англии. Ее хорошо знают яхтсмены Таллина и Пярну, Риги и Клайпеды, шведского Королевского яхтклуба и немецкого Клуба яхтсменов-туристов по совместным плаваниям и гонкам в Балтийском море и Ладожском озере. В 1994 году на «Нике» было совершено самое дальнее и продолжительное плавание в Англию по приглашению старейшего Сассекс-яхт-клуба, в течение которого яхта посетила 13 портов в шести странах на побережье Балтийского и Северного морей и, пройдя нулевой меридиан, побывала в западном полушарии. Известна наша «шестерка» и в яхт-клубах Петербурга как постоянная участница состязаний и неоднократный призер городских соревнований по парусному спорту. 

© 2021 команда яхты "Ника"