Кубок Балтийского моря - 2008

Кубок Балтийского моря - 2008


      С 5 по 19 июля 2008 года в Финском заливе и в юго-восточноой части Балтийского моря прошла очередная парусная регата «Кубок Балтийского моря-2008». Это была уже вторая регата, после ее возрождения в 2007 году по инициативе Ассоциации яхт класса «Л-6» (и особенно экипажа яхты «Онега»). За 2 недели яхты, в основном «шестерки», участвовали в 5 гонках, 2 из которых были по генеральному курсу порядка 300 миль. В этот раз изюминкой регаты был промежуточный заход в я/к города Пярну, где местными яхтсменами был организован великолепный прием! Как и в прошлом году, соревнование закончилось в Пионерске, и домой яхты-участницы возвращались в походном режиме. Чтобы узнать побольше о регате, что называется, «из первых рук», я взял интервью у Вадима Анатольевича Манухина – капитана яхты «Ника», стартовавшей в регате в первой зачетной группе яхт класса «Л-6» и занявшей в ней второе призовое место. 


      Б.П.: Общее впечатление от «КБМ-2008» - маршрут, сроки проведения, организация, результаты, принимающая сторона и т. п. 
      В.А.:
 Общее впечатление хорошее. Маршрут удачный и интересный - особенно в проливе Муху-Вяйн и Пярнусском заливе. Этапы по 200-300 миль оптимальны, тем более, если между ними имеются короткие гонки по 80-100 миль, так как экипажи не переутомляются и имеют возможность восстановить силы. Сроки нормальные (2 недели на 5 этапов + неделя на спокойное возвращение в СПб), тем более что особого выбора по срокам нет: июнь и август насыщен другими гонками календаря. Организация заслуживает похвалы. Все документы и условия были опубликованы на сайте Кубка заблаговременно. Старты и финиши давались и принимались в соответствии с Правилами, призы присуждались в соответствии с традициями Кубка Балтики – Переходящие Кубок Балтики и Хрустальный Кубок быстрешей яхте, а также кубки и грамоты за призовые места в каждом этапе. Особенно ценно награждение призеров медалями, которые остаются у каждого члена экипажа-призера. Хотелось бы иметь протоколы результатов после каждого этапа и отделить результаты яхт, заявившихся на Кубок, от яхт, заявившихся на отдельные гонки. Особенно хочется отметить прием яхт в Пярну, обеспеченный в основном экипажем яхты «Эрна» и, в частности, Маргусом Сэмели, Антсом Весило и другими. Организация гонки в Пионерском была на высоте также как и процедура закрытия соревнований. Достаточно сказать, что был сооружен пьедестал для призеров, чего раньше нигде не было. Однако, работа пограничной и таможенной службы в Пионерском оказалась ложкой дегтя в бочке с медом. После финиша 4-го этапа рано утром нас промурыжили с оформлением более четырех часов, и мы не могли выйти на берег. Следует отметить огромную работу по организации соревнований и привлечению спонсоров экипажем яхты “Онега” и ее капитаном – Никитой Бриллиантовым. 
      Б.П.: Насколько вы довольны результатом «Ники»? 
      В.А.:
 Для «Ники» второе общее место в последние годы при участии в соревнованиях «Онеги» стало предельно достижимым по ряду объективных и субъективных причин. В этом Кубке нам просто повезло с хорошей погодой, в более жестких условиях мы выступили бы хуже. Для нас этот сезон начался очень поздно в связи с проблемой спуска яхты на воду. Первый выход был только 27 июня и сразу в 100-мильную гонку. Поэтому тренироваться и настраивать яхту времени не было. Большинство наиболее опытных членов экипажа в Кубке Балтики участвовать не захотели. Из шести человек (пять мужчин и женщина) двое студентов в гонки шли в первый раз, другой опытный яхтенный капитан вышел в море после 16-летнего перерыва. В длительных гонках у нас сказывается неравноценность рулевых, а в коротких ненатренерованность команды при маневрах. Поэтому этот результат для меня был неожиданным, но приятным, хотя я понимаю, что при участии «Нептуна» во второй гонке результат мог бы быть хуже, но более объективным. 
      Б.П.: Какой из этапов был для вас самым интересным? 
      В.А.:
 Для меня наиболее интересным был первый этап. Во-первых, в нем участвовало 12 «шестерок», и мы стартовали плохо, запутав спинакер. Гонка была динамичной с полным курсом и лавировкой, тем более что финишировали мы в итоге вторыми. Другие гонки были также интересны по-своему, особенно их первые половины, когда мы были впереди. Во второй гонке после упорной борьбы в штилях у Гогланда мы были первыми, но потом ночью «Онега» нас обошла, и мы, пытаясь ее догнать, шли достаточно долго до Рижского залива как «приклеенные» друг к другу, пока не устали окончательно. Пришли все же вторыми. Интересна была и третья гонка в Рижском заливе с переменной погодой. При слабом ветре мы боролись с «Эрной» впереди флота и обошли ее с трудом. На первом и втором знаке были первыми, но ночью после второго знака зря сразу сделали поворот на правый галс да еще с потравленным гика-шкотом, так как до этого шли в полный бейдевинд левого галса. В итоге, нас обошли еще и потому, что в свежий ветер на лавировке наш уже вытянувшийся за шесть лет гонок грот практически не дает тяги, и мы едем на одной генуе. Оторвавшихся на лавировке до Салацгривы «Онегу», «Лену» и «Нептуна» под спинакером в условиях затяжного дождя и, изрядно устав, мы догнать не смогли. Самой тяжелой была четвертая гонка, хотя началась она при полном курсе и слабом ветре. Мы вышли вперед. За нами вплотную шла «Лена», правее, сзади - «Нептун» и «Онега». Перед Кихну ветер зашел и усилился до штормового. Пока убрали спинакер, ставили стаксель и брали рифы, нас обошел «Нептун» и поджалась «Онега». На «Лене», как выяснилось позже, возникли проблемы с такелажем и парусами. Лавировка в Рижском заливе и Ирбенском проливе при хаотичном волнении вымотала экипаж, некоторые укачались. Отрыв лидеров нарастал – они несли больше парусов и лучше рулили на волне, но и мы отстали не очень сильно на таком переходе и финишировали третьими на полтора часа позже «Нептуна». Пятая гонка была короткой, но массовой. На старт вышло более 20-ти яхт. Мы хорошо стартовали и долго шли вторыми после местной «Нины». Затем нас просто ходом обошла плохо стартовавшая «Онега». Перед первым знаком я сделал два лишних поворота, забыв, что дистанция «правая». Сработал рефлекс «левой» дистанции на большинстве наших гонок. На этом нас обошел и «Нептун». Перед финишем была упорная борьба между «Никой», «Ниной» и «Нептуном», которую мы проиграли и финишировали четвертыми. Таким образом, в каждой гонке есть что-то интересное и поучительное. 
      Б.П.: С какими сложностями столкнулся экипаж «Ники» в процессе подготовки и в процессе самой регаты? 
      В.А.:
 Я уже говорил о позднем спуске яхты. Не было времени потренироваться. Кроме того, сыграла свою роль неопределенность состава экипажа. Не было почти до самого конца известно, кто же пойдет. Это наша извечная тема. Вроде все хотят, но потом слишком поздно выясняется, что многие не могут. Я считаю, что если действительно хочешь, то всегда можно найти и возможность пойти если не на всю гонку, то хотя бы на отдельные этапы, тем более, если есть открытая виза. Были и проблемы с оформлением загранпаспортов. Одному парню вообще отказали в выдаче паспорта, другой затянул с подачей заявления и устроился на работу, с которой его якобы и не отпустили бы на три недели. Старпом вообще получил визу за два дня до выхода в Пярну. Короче, нет отбора на конкурсной основе, и приходится идти с теми, кто имеет время, но не имеет опыта гонок, так сказать не напрягаясь. В связи с этим и возвращение из Пионерского было спланировано так, чтобы в процессе плавания получить удовольствие, посетить новые места. За это плавание мы посетили почти все известные курортные места Балтики – Пярну, Пионеркий курорт, Калининград, Куршская коса в Клайпеде, Пирита в Таллинне. Мы зашли в Клайпеду, где живет один из наших матросов, и привезли его собственно домой из Питера, где он учится в ГМТУ. Кстати, в Клайпеде мы обнаружили “шестерку” «Аушра» (зав. № 36, 1968 г), к сожалению, стоящую давно на берегу и практически сгнившую. Жаль, что поговорить о ней было не с кем. Мы зашли также в порт Дирхами, где я был очень давно, и в Таллинн. В процессе самой регаты сложностей не было. Матчасть не подвела, правда были небольшие проблемы с электрооборудованием. 
      Б.П.: Какие планы на 2009 год? Готовы ли вы участвовать в «КБМ-2009» или хотите идти на «TSR-2009»? 
      В.А.:
 На 2009 год планы не ясны. У нас все зависит от того, где и как мы будем базироваться. Скорее всего, нас не оставят в покое на Крестовском острове, и вместе с ВИФК-ом мы оттуда вылетим так же, как в 2006 году вылетели с о.Бычий. В этом случае придется не участвовать в соревнованиях, а решать вопрос с яхтой и контейнером с ее имуществом. Средств для перебазирования и стоянки в оставшихся клубах у нас явно не хватит. Если же все останется по-прежнему, то хотелось бы поучаствовать в TSR-2009, тем более что у старых «шестерок» есть все шансы выигрывать здесь по их гандикапу. Но даже не в этом дело. Мы привлекаем на яхту молодежь, студентов ГМТУ, с которым у нас есть договор о сотрудничестве, а TSR – регата для молодежи. В TSR-2009 с промежуточным этапом в Питере будет возможность смены экипажа без затрат на переезды. Мы подали в оргкомитет регаты соответствующую заявку на участие. Однако, все будет зависеть от материальной поддержки, например ГМТУ, поскольку для участия в регате требуется соответствующее дорогостоящее оборудование и снабжение, которого у нас нет. Что касается «Кубка Балтики-2009», то, мне кажется, что из Питера смогут выйти как и в этом году не более 4-5 «шестерок», так как многие экипажи морально и технически не готовы к таким продолжительным гонкам. Если у нас ничего не выйдет с TSR, то мы будем стараться участвовать в «Кубке Балтики-2009» с учетом сделанных выше оговорок. 
      Б.П.: Что вы думает по поводу возрождения «Кубка Балтийского моря»? Каким видите будущее регаты? Какие пожелания к организаторам? 
      В.А.:
 Возрождение Кубка – важное дело. У нас нет дальних продолжительных крейсерских гонок, кроме Санкт-Петербургской парусной недели, которая не развивается, а, по-моему, наоборот, загибается, так как проходит в основном в погранзоне. Ассоциация класса «Л-6» уже сделала свой вклад в это дело в лице Никиты Бриллиантова и экипажа яхты «Онега». Мы подключили в 2008 году яхтсменов Пярну и Риги (правда, они участвовали только в 3-м этапе). Посещение Пярну было изюминкой Кубка-2008 и многие это учли. В Пионерском также участвовали местные яхтсмены в 5-ом этапе, но для них это была региональная гонка, так же как и в Питере на 1-ом этапе. На всю дистанцию вышли только пять яхт из них четыре «шестерки». Конечно, это больше в четыре раза, чем в 2007 году, но все равно мало. Три из них базируются в РЯК и принадлежат организациям, пока заинтересованным в содержании своих яхт. Частным «шестеркам» в этом смысле участвовать сложнее, по соображениям материальных затрат и свободного времени членов экипажа. Как я уже сказал, из Питера смогут участвовать не более 4-5 «шестерок», из Прибалтики на весь маршрут смогут прийти 2-3 яхты. Другим питерским экипажам (не «шестерочникам»), по-моему, до Кубка Балтики как до лампочки, а ради чего напрягаться? Санкт-Петербургский Парусный Союз и Комитет по Физкультуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга занимают индифферентную позицию. В Таллинне поддержки не наблюдается. Все держится на энтузиазме отдельных личностей в Питере, Пярну и Калининграде, но это долго не продлится без привлечения административного ресурса и серьезных спонсоров. В этом смысле организаторы должны сосредоточить усилия на популяризации Кубка всеми возможными средствами и привлечении средств для этой популяризации и организации гонок. Немаловажным аспектом является безопасность. Сейчас нет судна обеспечения. Случись что на яхте, она сама должна выпутываться из ситуации, а это многих также отпугивает от участия. Для найма судна также нужны средсва и немалые. Хотелось бы, чтобы эти препятствия не были неустранимыми в будущем, тогда и у Кубка Балтики будет будущее, тем более что флот яхт класса «Л-6» растет.


Бренс Павел, 
матрос яхты «Ника»
© 2021 команда яхты "Ника"