«Кубок Балтийского моря» - дорога в гору

«Кубок Балтийского моря» - дорога в гору


      В июле прошлого года был проведен «Кубок Балтийского моря 2007», задуманный как продолжение легендарного советского «Кубка Балтики». Маршрут включал два безостановочных перехода - из Санкт-Петербурга в Пионерский (Калининградская обл.) и обратно. На старт регаты тогда вышло четыре яхты, но до финиша последнего этапа добралась только «шестерка» «Онега». Первый блин вышел комом, однако организаторы решили не останавливаться на этом. 


      Подготовка ко второму «Кубку Балтийского моря» началась уже в августе 2007 г. Основным пожеланием яхтсменов было наличие дополнительных портов захода по пути в Пионерский, так как два 500-мильных перехода в режиме нон-стоп сегодня многим не под силу. 

Кубок Балтики - дорога в гору

      Таким образом, «Кубок Балтийского моря 2008» сложился из пяти этапов: три короткие гонки в принимающих портах (Петербург, Пярну и Пионерский) и две длинные между ними. Регата началась в Невской губе, и на 10-мильную дистанцию вышли более 30 яхт в шести зачетных группах. Погода оказалась на редкость гоночной - солнце и свежий ветер благоприятствовали бескомпромиссному состязанию. 

      В самой многочисленной группе (яхты Л-6) раньше остальных обогнула знак «Лена», но первой на финиш пришла «Онега». За ней финишировала «Ника», а «Лена» замкнула тройку призеров. Победителями первого этапа регаты в других группах стали «Грёза», «Аризона», «Вея», «Фарт» и «Укор». 
      Торжественная церемония открытия соревнования и награждение призеров гонки «Балтийской Бот-шоу. Петербург» и первого этапа регаты «Кубок Балтийского моря 2008» прошли в выставочном комплексе «Ленэкспо». 
      Второй этап регаты «Кубок Балтийского моря 2008» стартовал от Кронштадта 6 июля. Все время с переменным успехом шла борьба за лидирующие позиции между яхтами «Онега» и «Ника», тогда как остальные лодки немного отстали. Вот и в самом затяжном штиле у о. Гогланд этот дуэт, находившийся южнее остальных яхт, первым получил ветер и смог значительно оторваться от преследователей, бросив их штилевать еще целую ночь. После Гогланда «Онеге» удалось окончательно вырваться вперед и оставшуюся часть пути идти первой. В Муху-Вяйн «Онега» с «Никой» вошли ночью 9 июля и долго несли спинакеры. Затем ветер зашел, и уже под стакселями яхты полетели со скоростью больше 8 уз. «Онега» смогла оторваться от «Ники» и первой вошла в Пярнуский яхт-клуб. 
      Кубок Балтики - дорога в гору  Кубок Балтики - дорога в гору

         Финиш принимал экипаж яхты «Эрна», после прохождения таможенного контроля по доброй пярнуской традиции экипажу «Онеги» поднесли по рюмке водки с соленым огурцом и хлебом, а затем угостили горячим борщом. Через 30 минут после победителя финишировали сначала яхта «Пилот» - единственный представитель третьей группы, затем «Ника» и «Лена», которая пришла ночью 10 июля. Остальные яхты приходили в Пярну до 7 ч утра. 

      На третьем этапе к питерскому флоту должны были присоединиться «хозяева» - местная «Эрна» и рижская «Санта-Мария», которые надеялись одолеть гостей в своих владениях. Гонка стартовала из яхт-клуба Пярну 11 июля. В процессе лавировки «Онега» затянула с одним из поворотов и села на мель, выпустив вперед остальные лодки. Оперативные действия позволили ей быстро сняться, но конкуренты к тому моменту уже прошли мимо. Вперед вырвалась яхта «Эрна», преследовали ее «Ника» и «Нептун». На финишную 40-мильную прямую, начинавшуюся на траверзе Салацгривы, «Онега», однако, вышла в лидерах и финишировала первой. За второе место разыгралась драматичная дуэль: «Нептун» при затихающем ветре смог догнать шедшую впереди «Лену» и обойти ее уже в устье р. Пярну. В воцарившейся тишине они плавно подходили к финишу, неся спинакеры на последнем издыхании ветра. За 50 м до конца дистанции у «Нептуна» погас спинакер, и «Лена» начала объезжать его с наветра, но «Нептун» все же смог финишировать на секунду раньше, став вторым в гонке. Третье место досталось «Лене», четвертой пришла «Ника». Еще примерно через 20 минут подошли «Эрна» и «Юлия», а «Санта-Мария» - уже ближе к вечеру. На следующий день, 13 июля, в яхт-клубе прошло награждение призеров за второй и третий этапы регаты. Позже яхтсмены сошлись во мнении, что третий этап был одним из самых интересных во всей регате. 

      Никита Бриллиантов, председатель оргкомитета регаты, капитан яхты «Онега»:
«Третья гонка была достаточно интересной, так как до последнего знака было не понятно, кто лидирует. Местные яхтсмены хотели победить, но тут сказался недостаток гоночной практики в течение навигации. Мы постоянно гоняемся между собой в Финском заливе, а прибалтийским «шестеркам» соревноваться у себя не с кем». 

      Анатолий Яковлев, капитан яхты «Лена»:
«Особо хочется отметить команду яхты «Эрна». Она приняла нас так доброжелательно и все сделала так хорошо, что вспоминается с теплотой и благодарностью. Хочется ответить им тем же русским гостеприимством». 

      Старт четвертого этапа регаты был дан вечером в понедельник 14 июля в пярнуском яхт-клубе. Со старта яхты разделились: «Онега» и «Дива» пошли генеральным курсом, а «Нептун», «Лена», «Ника» и «Юлия» привелись, развязав борьбу за место на ветру. В результате часового противостояния этот квартет, попав в ветровую зону, резко вырвался вперед, а лидирующую позицию занимал «Нептун». Рвение этой яхты к победе с самого старта было вполне объяснимо - на кону стоял шанс побороться за третье место в общем зачете регаты с «Леной». Спустя два часа ветер начал усиливаться и заходить. Яхты зарифились и пошли к Ирбенскому проливу в лавировку, и на первом знаке остальных опережал «Нептун», за ним шли «Онега», «Ника» и «Лена». 
      В проливе к утру поднялась приличная волна, и началось изнурительное соревнование экипажей, мастерство, выносливость и слаженность которых во многом определяли расстановку яхт на дистанции. Преодолев пролив, яхты вышли на финишную прямую длиной 150 миль в открытом море. Ближе к вечеру второго дня «Онега» за счет своевременной смены лавировочного стакселя на генуэзский при ослаблении ветра вышла вперед и финишировала в Пионерском 17 июля в 4 ч утра, за ней спустя час пришел «Нептун». «Ника» ошвартовалась через 1.5 ч после него, а «Лена» - только в полдень. Таким образом, в группе яхт класса Л-6 перед последним этапом регаты «Онега» и «Ника» занимали первое и второе места соответственно, а «Нептун» поднялся на третье место в общем зачете, отодвинув вниз «Лену». Причины этого ее результата во многом объяснились поломками входе гонки. Остальным экипажам четвертая гонка легкой прогулкой тоже не показалась. 

      Вадим Манухин, капитан яхты «Ника»:
«Самой тяжелой была четвертая гонка, хотя началась она при полном курсе и слабом ветре. Мы вышли вперед. Перед Кихну ветер зашел и усилился до штормового. Пока убирали спинакер, ставили стаксель и брали рифы, нас обошел «Нептун» и поджалась «Онега». На «Лене», как выяснилось позже, возникли проблемы с такелажем и парусами. Лавировка в Рижском заливе и Ирбенском проливе при хаотичном волнении вымотала экипаж, некоторые укачались. Отрыв лидеров нарастал - они несли больше парусов и лучше рулили на волне, но и мы не очень сильно отстали на таком переходе и финишировали третьими». 

      Последняя гонка регаты прошла в субботу 19 июля недалеко от Пионерского. К шести яхтам, финишировавшим 17 июля после перехода из Пярну, добавился флот калининградских лодок. Все участники были разбиты на две зачетные группы: в первую вошли яхты класса Л-6, «Teliga 104» и «Delphia 33», вторую представляли местные четвертьтонники. За несколько минут до старта яхты начали выбирать наиболее выгодные позиции, при этом экипажи питерских «шестерок» «Ники», «Лены» и «Нептуна» пристально следили друг за другом - в их противостоянии решалась судьба серебряных медалей. До начала гонки оставалась минута, когда ветер неожиданно закис, оставив многих далеко от стартовой линии без движения, но тут подул снова и, резко сменив направление, заставил некоторые яхты совершать незапланированный поворот оверштаг. До первого знака лодки шли в лавировку при непредсказуемых изменениях направления ветра - разница составляла порой 30o. «Нина» обогнула знак первой, за ней шли питерцы: «Онега», «Нептун», «Ника» и «Лена», остальные немного отстали. На курсе галфвинд «Онега» под спинакером смогла догнать калининградскую яхту и выйти вперед, а «Нептун» сцепился с «Ниной» за место на ветру. Затем «Онега» упрочила свое преимущество и после еще трех поворотов выиграла гонку. За второе место бились идущие вплотную «Нина», «Нептун» и «Ника». Калининградцы в этой схватке выстояли и заслуженно взяли серебро, у «Нептуна» же - третье место. 

      Вадим Манухин, капитан яхты «Ника»:
«Пятая гонка была короткой, но массовой. На старт вышло более 20 яхт. Мы хорошо стартовали и долго шли вторыми после местной «Нины». Затем нас просто ходом обошла плохо стартовавшая «Онега». Перед первым знаком я сделал два лишних поворота, забыв, что дистанция «правая». Сработал рефлекс «левой» дистанции на большинстве наших гонок. На этом нас обошел «Нептун». 

      После гонки яхты ошвартовались в порту Пионерского, где прошла церемония награждения победителей пятого этапа и регаты в целом. Участников соревнования приветствовали мэр города Р.А.Сагаева и президент Калининградской областной федерации парусного спорта К.И.Поляков., после чего судья местного этапа Ю.Ф.Правдин начал церемонию награждения. Среди яхт класса Л-6 бронзовые медали получил экипаж яхты «Нептун» во главе с Андреем Зыряновым; серебряные медали достались экипажу яхты «Ника» и ее легендарному капитану Вадиму Манухину, а золото и Большой переходящий кубок во второй раз получил экипаж яхты «Онега» с капитаном Никитой Бриллиантовым. Также «Онеге» был вручен специальный приз от журнала «Катера и Яхты» - Кубок быстрейшей яхте класса Л-6. Во второй зачетной группе золотыми медалями и переходящим кубком был награжден экипаж яхты «Юлия» (Санкт-Петербург) - капитан Виктор Анищенко. 

Кубок Балтики - дорога в гору

      Вадим Манухин, капитан яхты «Ника»:

«Организация гонки в Пионерском была на высоте, так же как и процедура закрытия соревнований. Достаточно сказать, что впервые был сооружен пьедестал для призеров...» 

      Уже в Санкт-Петербурге участники «Кубка Балтийского моря-2008» поделились впечатлениями от регаты, оценили свои результаты, а также высказали пожелания организаторам: 

      Андрей Зырянов, капитан яхты «Нептун»:
«Экипаж яхты «Нептун» проявил бойцовский характер и достойно занял третье место в общем зачете... Организаторам хочется пожелать следующее: больше заходов в разные порты Балтийского моря, длительность этапов не более двух суток, так держать и дальше, успехов в этом благом деле!» 

      Анатолий Яковлев, капитан яхты «Лена»:
«Результатом яхты недоволен... Общее впечатление от регаты положительное. Но маршрут надо бы изменить, т. е. этапы сделать покороче, например Петербург - Таллинн (может быть, Таллинн - Хельсинки) или Таллинн - Пярну, далее неплохо бы маршрут Пярну - Пионерский разделить на 2 этапа с заходом в Клайпеду или Вентспилс. 
      ...Думаю, что «Кубок Балтики» возрождать надо. Пожелания к организаторам - искать спонсоров и посильнее трясти спортивных чиновников». 

      Никита Бриллиантов:
«Мероприятие получилось более интересным, чем ранее. Открытие прошло на серьезной площадке (в «Ленэкспо») в рамках выставки «Балтийское Бот-шоу. Петербург», где для яхтсменов был организован хороший праздник и обеспечена стоянка со всеми удобствами перед стартом длинного этапа. Неоценимую поддержку нам оказали С.П.Алексеев (генеральный директор ОАО «Ленэкспо»), К.Г.Бойков (организатор гонки «Балтийское Бот-шоу. Петербург»), О.Л.Шишенина (директор выставки «Балтийское Бот-шоу. Петербург»), а также судейская бригада во главе с О.В.Александровым. 
      Возросло количество участников, что говорит об интересе со стороны питерских яхтсменов, появился иностранный порт захода - Пярну, где нас очень хорошо принимали (тут хотелось бы особо поблагодарить представителей эстонского яхт-клуба Маргуса Самели и Антса Весило), и уже доброй традицией стал заход в порт Пионерский, где нас ждут с распростертыми объятьями. Надеюсь, что регата будет развиваться как парусное соревнование открытого моря с длинными этапами, и через некоторое время к нам подключатся яхтсмены их прибалтийских стран. Но в этом случае возникает проблема - пограничный режим, который затрудняет приход сюда иностранных яхтсменов. Хотелось бы также заручиться поддержкой городской администрации и спорткомитета при проведении нашей регаты - пока с их стороны интереса нет, а без них мы не скоро выйдем на высокий уровень. 
      Тяжело дается и привлечение спонсоров. Нынче регату поддержал только постоянный спонсор - ЗАО «Экосинтез» в лице генерального директора И.Е.Шитикова. Вообще пока даже самые крупные компании не готовы оказывать поддержку нашему начинанию. Но мы не опускаем руки - в следующем году приложим вдвое больше сил к поискам. 
      Планируем в будущем прибавить к нашей географии такие города, как Хельсинки и Таллинн. Сейчас главное - определить сроки проведения. В 2009 г. Санкт-Петербург будет насыщен грандиозными парусными событиями, и нам нужно очень постараться, чтобы не затеряться на их фоне. В настоящий момент есть договоренность с оргкомитетом российского этапа «Volvo Ocean Race» о том, что после финиша этого соревнования в Петербурге начнется «Кубок Балтийского моря», в котором помимо питерских яхт примут участие зарубежные лодки, пришедшие посмотреть на финал кругосветной регаты. Им это будет интересно - дорога домой пройдет не в походном, а гоночном режиме. Таким образом, мы решаем одну из задач - привлечение иностранных участников. Все остальное - в наших руках!»


Петр Большаков, Павел Бренс
© 2021 команда яхты "Ника"