Плавание на яхте "Ника" в Копенгаген в июле 2018 г.

(Дневник капитана)    

02.07.2018 (понедельник)

Отошли от я/к "Невка" в 14:45. Провожал Саня Кульцеп. Погода осенняя, но ветер попутный. Видимо, он хотел выйти на "Ёжике", но передумал. До форта "Константин" дошли за 2,5 часа и в 17:10 ошвартовались у бона (изнутри) таможенного терминала. Идет дождь. Ждали таможню. ~ В 19:15 прошли таможенный и пограничный контроль. Пограничники тщательно осмотрели яхту изнутри вдвоем в моем присутствии. Снимали по ходу осмотра на видео. В 19:45 отошли от бона и прошли "С-1". Ветер ENE 14-16 узлов. Скорость 6-8 узлов. Пасмурно, дождь. Позвонил Ире. Распределили вахты. 1-я вахта: Манухин В., Ган А., Морозова Е. 2-я вахта: Альбов С., Саяркин А., Заболотский О. С 20:00 заступила 2-я вахта. Из парусов стоят коноваловский грот и генуя № 2. По пути в Кронштадт Олег сварил суп, а ~ в 22:00 попили чаю с бутербродами. После чая покемарил на правой верхней койке.

P.S. Вопросов у погранцов на счет АИСа не было. Я не стал развивать с ними эту тему. Перед отходом отметили прохождение границы у "Константина".

  03.07.2018 (вторник)

В 00:00 заступила 1-я вахта. На руле Шура Ган. Видимость плохая, ориентиров нет. Ветер ЕNЕ 11-14 узлов. ~ В 2 часа ночи отдался левый стаксель-шкот. Оказалось, вывинтился палец у скобы, но скоба осталась. С Катей я поменял местами шкоты и поставил палец от скобы из ЗИПа (оцинкованный). Одели спасжилеты. Обнаружил, что на 3-х из 4-х "новых" страховочных концах на скобах сломаны пружины. Надо ремонтировать. Ночью определил период Мк Сескар. Оказалось Пр (2) 15 с, но по "Огням и знакам" 2001 г. значится Пр (2) 30 с!!! Все меняется. После смены залег в 04:00 на правую верхнюю, где на подвахте спит Серега. Дождь кончился. Руль скрипит. В 08:00 позавтракали кашей с бананами и изюмом, давали кофе с бутербродами. Ветер ослаб и отошел на ЕSЕ 4-6 уз. За 12 часов прошли 71 милю. Саяркин Саша отремонтировал один страховочный пояс. Сейчас 10:00. Выглянуло солнце, ветер S 5-7 уз. Впереди в 10 милях виден Гогланд. В 12:35 прошли Мк Юж. Гогландский (D=0,4 М). Людей не видел. Отправил Ире SMS, сделал пару фото. В 14:10 прошли о. Родшер (к N в D=0,6 М) и вошли в нейтральные воды. Погранцы не беспокоили. Весь вечер была сухая погода, ветер зашел на NЕ, а затем на N. На смене моей вахты в 00:12 прошли Мк Кальбода (к S в D = 4 М). Видели финский сторожевой корабль и баржу с 2-мя судовыми секциями, которые тянул наш буксир на W.

P.S. Увидел на телефоне звонок от Координационного центра наших погранцов. Звонка не слышал, т.к. спал в форпике. Перезвонить не мог - связи не было. Отремонтировали другие карабины.

На вахте

04.07.2018 (среда)

В 01:00 принял решение пройти границу в Хельсинки. При заходе пришлось лавировать, т.к. дул N. В 05:20 ошвартовались у таможенного причала на о. Соуменлинна. Отметили приход и легли спать. В 08:30 разбудили погранцы. Осмотрели яхту (без собаки), проверили паспорта и судовой билет. Замечаний нет. В 09:20 отошли под мотором от острова. Ветер слабый от SW. Отправил Ире SMS. ~ В 13:50 прошли Мк Хельсинки. Он весь в лесах на ремонте. Ветер ровный от SW. Идем на S к эстонскому берегу. В 19:04 прошли траверз Мк Найссаар в D = 1,6 М. Ветер усилился. В 20:37 взяли 1-й риф на гроте и сделали поворот оверштаг. Лавируем. На одном галсе прошли в 1 миле от мыса Пакри. Количество ветряков увеличилось (мигают красными огнями). Олег насчитал 25 штук.

Маяк Хельсинки

05.07.2018 (четверг)

Примерно в 01:40 отдали риф на гроте. В 02:30ветер стал заходить к NW (смотрели у Олега на смартфоне WINDY.CO - прогноз так и обещал). К северу от о. Осмуссаар заменили геную № 2 на стаксель № 1, т.к. ветер от NW стал свежеть, и пошла волна. В 08:20 позавтракали рисовой кашей с фруктами и чаем с лимоном. Прошли мыс Тахкуна, а затем мыс Ристинина. В 12:00 легли на ИК 222 град к о. Готланд. Весь день и вечер шли по генеральному курсу (ГК). Ветер от NW заходил до W. Обедаем, завтракаем, ужинаем по расписанию - в 7:45, в 13:45 и в 19:45. Ветер вымпельный 14-16 узлов, ход 6-7 узлов. На 00:24 широта 57 град 55,2 мин N; долгота 20 град 17,2 мин Е.

Морская капустница

06.07.2018 (пятница)

Идем вдоль судового хода. Встречаются попутные и встречные суда. В 06:30 на моей вахте заменили стаксель № 1 на геную № 2. В 08:30 вошли в полосу тумана. Видимость 100-150 м. Туман то рассеивается, то снова сгущается. ~ С 14:00 туман рассеялся. Ветер скис. С SW идет зыбь. Хода почти нет. Где-то в 14:30 запустили двигатель, легли на курс к Готланду, т.к. отклонились от ГК сильно к SE. Пообедали полноценно. Я съел три порции супа. Произвели зарядку аккумулятора в течение 50 мин. В 17:30 первый раз посидел на носовом релинге - погода позволяет. На 19:00 широта 57 град 08 мин N; долгота 18 град 52,8 мин Е. В 19:45 прошло 100 часов с начала плавания. По ГК прошли 430 миль, по лагу 478 миль. Ветра практически нет. Хода нет. Яхту крутит на зыби. Тепло.

P.S. Пробовали грести веслами. У нас три весла: два от туза и одно с широкой лопастью. Разгоняли яхту до 0,5 узла, но зыбь сбивает ход, и "гребцы" быстро устают. Гребли Серега, Саша и Олег, как подвахтенные, не желающие отдыхать.

На подвахте

07.07.2018 (суббота)

Ночью ветра не было совсем. Стояли на месте, вернее крутились на зыби. Паруса хлопают, поэтому их убрали. Проходят суда. Взял компасные пеленги на Мк Нёр и на Мк Фалудден. Потом повторил. Пеленги не изменились. Значит, течения нет. Была красивая Луна (стареющая четверть) с дорожкой на воде. Без грота сильная бортовая качка. Ставили ~ в 04:30 спинакер - висит. В 07:00 поставили грот и геную на бабочку. Ход ~ 1 узел, зыбь. В 09:30 опять поставили спинакер, т.к. ветер немного усилился. В 14:10 ветер зашел на WNW, убрали спинакер, поставили геную. ~ В 17:30 прошли траверз Мк Хобург. Видны в воде маленькие медузы. Одну выловили ведром, затем отпустили. Олег приготовил на ужин хычин (лепешки с начинкой), назвали хочун (по-своему). Достаточно вкусно, что-то среднее между драниками и чебуреками без мяса. Пили сухое красное вино с хочунами. Идем курсом 235 град по ГК.

P.S. На 14:10 прошли по лагу 500 миль. Это событие и отметили вином с хочунами.

Даёшь хочуны

08.07.2018 (воскресенье)

В 12:00 прошли южную оконечность о. Эланд между Мк Эландс-Сёдра-Грунд и берегом. Проводим навигационные занятия по определению места. Днем ветер зашел на SW. Идем в лавировку. Виден материковый берег Швеции у Калскроны. Вечером ветер стал усиливаться и заходить к W, пошла волна. Заменили геную на стаксель в 23:20. Регулярно откачиваем воду (в сутки 2 ведра).

В Симрисхамне

09.07.2018 (понедельник)

Ветер зашел к WNW и дует 16-20 узлов. Волна небольшая. Яхта идет 6,5-7 узлов. По прогнозу в проливе Борнхольмсгат ветер W. Там должна быть приличная встречная волна. Принял решение зайти в Симрисхамн для отдыха и для того, чтобы переждать встречный ветер. По прогнозу (у Олега вблизи берегов работает интернет) 10.07 должен быть восточный ветер. В 07:15 ошвартовались лагом к бону в гавани Симрисхамн. Оплатил без напоминания хабормастеру стоянку. Сутки стоят 280 шведских крон или 20 евро (без сауны). Есть душ, гальюны, электричество и вода. Евро не принимают. Заплатил безналом с карты Мир Голд (~ 1500 р). Все прошло нормально. Сходили в душ. Погуляли по городу. Выпили сидра. Днем купались (Олег, Саша, Шура и я) на местном пляже. Есть Wi-Fi. Отправил Ире письмо. Серега и Саша на самокатах покатались по окрестностям. Привезли пакет черешни ~ 2 кг, которую нарвали по дороге. Ее здесь никто не собирает. Объявил им благодарность с занесением в журнал. Вечером хорошо поужинали картофелем с тушенкой, бигусом, салатом и огурчиками (полноценно).

P.S. Здесь проходит Чемпионат и Золотой Кубок в классе "Фолькбот" (NORDIC). Стоят ~ 40 лодок. Гоняются уже с 03.07. Будут гоняться до 13.07. Экипаж из 3-х человек. Возраст яхтсменов примерно 60-70 лет. Женщин практически нет. 09.07 они гонялись с 9 до 20 часов по местному времени.

Фолькботы

Медный фонтан

Отдыхаем

Искупались

Пляжи

 

Сюрприз для капитана

Местная черешня

10.07.2018 (вторник)

Встали в 08:00 по судовому времени. Сходил в душ. Позавтракали. Около 10 ч. стали массово отходить фолькботы на гонки. Подождали и вышли ~в 10:30. Посмотрели процедуру старта фолькботов. Здесь есть FIN, SWE, DN, GER яхты. Всего 39 участников. В основном яхты пластиковые, но есть несколько деревянных. Мачты в целом из АМг, но есть деревянные. Красиво. 12:30. Идем на SSW к проливу Борнхольмсгат. Весь день и вечершли вдоль шведского берега на W. Видели вдали слева по курсу о. Борнхольм, но не четко. Временами Е ветер нагонял хмарь, и шел дождь. Ставили спинакер, затем геную на бабочку. Вечером ветер стал заходить к NЕ. Привелись и вошли в пролив Зунд. Видели мост от Мальмё - подсвечен. У датского берега дорога идет под водой в тоннеле.

P.S. Истад прошли в 16:00.

11.07.2018 (среда)

Идем по GPS. Без него было бы трудно ориентироваться. Летим временами со скоростью 7,5-8 узлов. Волны нет. Много пароходов по фарватерам. ~ В 02:30 прошли поле ветряков (49 шт.) на акватории Швеции (справа) - Linnegrunt. Зрелище неземное. ~ В 04:30 подошли к входу в канал, ведущий в марину Карлбраендерихавнен. Еще было темновато, и я решил подождать час до восхода солнца. Ходили под гротом взад-вперед. Геную убрали вниз. Когда стало светлее, но солнце еще не взошло, запустили мотор и пошли в марину. Места свободные встречаются, но мы пошли в марину, которую посоветовали знакомые Олега, живущие в Копенгагене. Зашли в гавань, наметили свободное место. На подходе двигатель стал звучать как-то странно. Затем стал греться и заглох. Еле дошли до бона и ошвартовались в 05:45. Олег оплатил стоянку через автомат (230 DK в сутки). Электричество и вода есть. Душ и туалет по коду 751 - работают. Wi-Fi не работает, хотя включен в стоимость стоянки. Отметили приход в Копенгаген. По лагу от СПб получилось 783 мили за 8,5 суток. По ГК прошли 700 миль со средней скоростью 82,3 мили в сутки или 3,4 узла (по лагу 92 мили в сутки или ~ 4 узла). Помылись, побрились и т.п. Сходили в город. Пешком до центра идти ~ 40 мин.

 

Карлбраендерихавнен

У Русалочки

 

Старинные жилые дома...

...в центре Копенгагена

12.07.2018 (четверг)

Встали часов в 10:00. Опять ходили в город. Серега с Сашей ездили на самокатах. Были на Круглой башне. В парке у замка Розенборг во рву плавают крупные карпы и утки. Были в ратуше, на о. Кристианхавн и т.д. Отправил Ире из Макдональдса е-mail. По пути домой искупались с Шурой Ганом неподалеку от места стоянки. Вечером приехали Саня с Родиком (около 22:00). Приготовили ужин. Отметили их появление. Нас теперь 8 человек. В этот день за стоянку не платили. Ган покупал две банки пива и соломку на 20 DK. Oлег покупал сидр (по бутылке на брата ~ 15 DK).

 

В Круглой Башне

Вид с высоты Круглой башни

Средневековый гальюн в Круглой башне

Замок Розенборг

В Копенгагене

 

Канал Нюхавн

Центр города

 Крепость Кастеллет

Здесь мы купались

13.07.2018 (пятница)

Саня остался разбираться с мотором. Мы с Родиком пошли в город. Обошли центр. По пути назад искупались. Вернулись на яхту, а мотор снят и разобран. Саня сказал, что пробита прокладка головки цилиндра, и мотор был залит водой. Саня и Саша (Саяркин) добыли паранит у местных байкеров и сделали прокладку. Вечером пошли купаться. Мотор не заводили. Да, утром часов в 09:00 уехал домой Шура Ган. Я встал, чтобы проводить его. Вечером закончился 1-й газовый баллон. Поменял. День был очень жаркий и солнечный. Вечером полноценно поужинали гречневой кашей, которую приготовил Родик. Решили отходить завтра утром. Подъем назначил на 05:00. Попытка войти в интернет была неудачной. Пока соединялся с Wi-Fi и входил в mail.ru, разрядился аккумулятор. Плюнул и пошел спать.

Пешеходная улица

14.07.2018 (суббота)

Встали в 05:00. Ветер встречный на выход из гавани. Оделись, собрались по-походному. Двигатель Саня завел с третьего толчка. Вроде работает нормально, воды нет. Поставили грот и вышли под мотором. Ветер попутный. Прошли вдоль Копенгагена к югу. Позавтракали в 09:00 яичницей (омлетом), который приготовил Родик. Я объявил в судовом журнале благодарность Сане и Саше Саяркину за экстренный ремонт мотора. Разбил экипаж на три вахты с фиксированным временем дежурства по 4 часа. 1-я вахта: Саня и Катя (0-4, 12-16), 2- вахта: Серега и Родик (4-8, 16-20), 3- вахта: Саша и Олег (8-12, 20-24). Ветер попутный. Весь день и вечер шли на фордевинд, ветер 15 узлов. Генуя на бабочку. Делали повороты фордевинд. На одном из них Родик, отдавая правый бакштаг, заклинил его между леерами и прищемил себе руку. Я освободил ему руку. Все обошлось. Последствий нет.

Родик на руле

15.07.2018 (воскресенье)

В 02:56 прошли Мк Утклиппан (Карлскрона). Легли на южную оконечность о. Эланд. Ветер зашел к NW. Несем геную и полный грот. У Мк Эландс-Сёдра-Уддэ лаг начал останавливаться на скорости менее 4-х узлов. Прижимаемся к Е берегу о. Эланд в надежде на бриз, т.к. ветер слабый. Лаг то работает, то нет. Пытались прочистить изнутри - не получилось. Вертушка не вращается (вернее, то вращается, то нет). Что-то намотало. Ход, хоть и не большой, но есть, поэтому нырнуть нельзя. Вечером задуло слабо с S. Ставили спинакер. Солнечно, тепло, маловетрено. В 23:00 ветер зашел на NW. Убрали спинакер, поставили геную. Ночь была тихой. Вода гладкая. На небе виден Юпитер и Марс. Издал распоряжение о переносе обеда и ужина соответственно с 16 на 14 и с 24 на 22 часа.

 

У берега о. Готланд

В море

16.07.2018 (понедельник)

К 6 часам утра подошли к южной оконечности о. Готланд. Виден Мк Хобург. Приняли решение продолжать движение проливом вдоль W берега Готланда. Ветер встречный. В 10:00 произвел определение угла дрейфа. Стравил на бросательном конце канистру (пустую) из-под водки, которую пеленговал яхтой. В среднем в условиях отсутствия волнения угол дрейфа получился 7-8 град. Прошли по ГК 240 миль. Весь день лавируем. Около 22-х часов подошли к обрывистому берегу южнее Висбю. Затем заложили галс прямо на Висбю. Подошли близко к городу и сделали поворот. Хотелось зайти, но времени на это нет. После захода солнца видели Венеру и Юпитер.

17.07.2018 (вторник)

Проснулся в 6 утра от крика Родика. Оказалось, он общался с эстонцем на параллельно идущем фолькботе "Jonna" из Таллина. Их там 5 человек, и они были в Гданьске, а перед этим гонялись в Симрисхамне на Nordic Cup of Folkbot. Там, действительно, висел эстонский флаг. Но нас в Симрисхамне он не видел. Некоторое время шли рядом. Ближе к полудню прошли северную оконечность о. Фарё. Сейчас идем через море курсом 85-90 град. Круче не позволяет NЕ. Ближайшая земля - о. Сааремаа. Лаг то работает, то нет. Когда работает, показывает заниженную скорость. Надо будет нырять. Жизнь на яхте идет по установленному распорядку. Солнце на заходе красное. Наблюдаем Венеру.

Попутчик

Скоро обед

18.07.2018 (среда)

Ночью ребята видели в 3-4 милях судно без огней и без хода (сухогруз). Идем без огней, чтобы экономить заряд аккумуляторов. Включаем только по необходимости. На восходе солнце золотистое и чистое. Продолжает дуть NЕ 14-19 узлов. После восхода ~ в 08:00 повернули к о. Сааремаа. Целый день лавировали. В 18 часов прошли м. Ристнанина. Видели ту косу, где мы были в январе 2007 г., приехав туда из Пярну. За мысом ветер скис, хотя было видно, что совсем рядом он продолжает дуть. Идет зыбь от NЕ. Через 10 минут задуло. Привелись на м. Тахкуна. Хорошо виден в заходящем солнце Мк Кыпу. На 20:00 по ГК прошли 440 миль за 4,5 суток. Средняя скорость по ГК440 / 4,5 = 98 миль / сутки или 4,1 узла.

Туман, туман...

19.07.2018 (четверг)

После полуночи подул очень холодный ветер. Направление то же - NЕ. Закончились макароны. Лавируем. Ветер 12-14 узлов. Виден о. Осмуссаар (бывший Оденсхольм). Видели две яхты, идущие контргалсом. Опознать не удалось. ~ В 08:00 вошли в полосу тумана. Видимость 100 метров. По GPS вышли на фарватер гав. Дирхами и вошли в нее. Дует вдоль пирса. Ошвартовались, одерживаясь на руках, т.к. вода низкая, и штатные кранцы - покрышки на пирсе - висят высоко. Сходили с Родиком посмотреть возможные места стоянки. Везде плохо. Решили встать на самый конец мола, где ветер отжимной, и легче будет выйти. Перешли туда под мотором. Мотор работает ненадежно. Саня снимал магнето. Вроде работает. Когда завели на фарватере - заглох при входе в гавань. Стоим хорошо. Кранцы повесили горизонтально выше фальшборта, опирая на ванты. Сделали упор из отпорника в районе погона гика-шкота. Родик заплатил 25 евро за стоянку (душ с горячей водой, гальюн, электричество, вода). Сауна есть, но за отдельную плату. Есть Wi -Fi. Пошли с Саней искупаться на берег бухты - песок. Вода t = + 7 град (позже нам об этом сказали погранцы). Два раза окунулись. Ноги сводит. Зашли в лес. Черники почти нет, грибов нет. Немного поели черники и нашли кусты черной смородины возле переднего створного знака. Потом поспали. Ребята гуляют. Приходили погранцы, спросили, когда отход. Сказал, что завтра. Они сказали, что приедут в 12 часов дня. Вечером помылся в душе, постирался. Отправил Ире письмо. Хорошо поужинали.

В Дирхами

Эстонский берег

20.07.2018 (пятница)

Поднял всех в 10:00. В гавани достаточно много яхт (~ 15 штук). В основном немецкие и финские. Туман сгустился, и в гавани плохая видимость. Временами проясняется. Природа тумана - теплый воздух охлаждается холодной водой (адвективный туман). Позавтракали и приготовились к встрече с погранцами. ~ В 12 часов в гавань зашел катер COASTGARD и ошвартовался у стенки. К нам пришли трое погранцов. Двое спустились на яхту, третий остался на стенке. Контроль прошли. Один из них заметил опечатки в 2-х фамилиях в судовой роли. Финские погранцы не заметили! А эти делали все крайне медленно. Яхту не смотрели. Спросили только про сигареты и водку. В 13:20 вышли из гавани, т.к. туман открыл 1-ю пару вех. Двигатель опять заглох. Пришлось под рангоутом (т.к. сдуру не поставил грот при отходе, понадеявшись на мотор) увалить опять в гавань. Саня снова завел мотор, и мы вышли на глубокую воду. Идем в тумане. Дудим в туманный горн. Один раз нам кто-то ответил рожком. По-прежнему дует NЕ 14-15 узлов. Родик в Дирхами надыбал у местного жителя блесны и крючки. Саня сделал снасти для ловли трески. ~ В 22 часа на банке Пакри ложились в течение часа в дрейф для ловли трески. Заключил я с Родиком пари на 1000 рублей в судовую кассу. Я обеспечиваю условия лова: глубина не более 10 м, скорость не более 0,5 уз, а он вылавливает не менее одной трески. Поймано ничего не было. Родик должен в кассу 1000 р. Обнаружено течение на W. На банке Пакри 0,9 узла, восточнее - 0,6 узла. Опять нашел туман. Ветер слабый NNЕ.

21.07.20018 (суббота)

С утра опять туман. Ветер слабый, переменных направлений. Суда гудят в тумане. Мы дудим в туманный горн. Лаг по-прежнему то работает, то нет. ~ В 12 часов ветер от W немного усилился. Идем по генеральному курсу. В 15:40 прошли меридиан Мк Таллин. Продукты постепенно заканчиваются. Теперь закончился лимон. В 20:40 прошли меридиан м. Юминда (D = 8 М). Стало тепло. Видимость хорошая. Читал вахте отрывки из книги "В краю полярного дня". К вечеру ветер от WSW усилился. Идем по ГК. Саня на дудке разучил под моим и Серегиным руководством "Чижик - Пыжик, где ты был?". За час до полуночи я сел на руль, т.к. идет косая зыбь и сильно раскачивает яхту на курсе фордевинд - полный бакштаг (пр. борта).

22.07.2018 (воскресенье)

Начался 20-й день похода. Сидел на руле до 04:00. В 02:50 прошли в 4 кбт к северу от о. Родшер. Огонь не горит. Мы в России. В 04:00 прошли траверз Мк Южный Гогландский в 5 кбт с лев. борта. Ответили на запрос по УКВ береговой охране "Чистополье". Нас приняли. До этого слышали, как им же отвечал "Квартет", идущий в СПб из Таллина. На нем Вася Алексеев и еще один человек. Они где-то впереди нас миль на 15-20. В 07:50 прошли траверз Мк Мощный Северный. Сейчас 13:00. Идем в галфвинд правого галса. Скорость 6 узлов. Прикинул, что за сутки по ГК прошли 128 миль.В 16:30 прошли Мк Шепелевский (D = 1 М) К вечеру ветер скис.

Остров Гогланд

Горизонт чист

23.07.2018 (понедельник)

В 09:15 ошвартовались на КПП "Форт Константин". Прошли пограничный и таможенный контроль без замечаний. В 10:30 отошли и прошли вдоль стоящих на бочках на Большом Кронштадтском рейде ПЛ и КР "Маршал Устинов". С крейсера дважды салютовали. Приняли это на свой счет. В 13:20 легли в дрейф для прочистки лага. Я нырял. Вертушку вытащили, прочистили и снова поставили. В 15:00 снялись с дрейфа. Лаг работает нормально. В 16:40 ошвартовались в я/к "Невка". По ГК пройдено 1390 морских миль. Матчасть и экипаж в порядке.

© 2021 команда яхты "Ника"