Юбилейный сезон НИКИ

Юбилейный сезон «НИКИ»

Печатный вариант статьи...

      Яхте Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета «Ника» (класс «Л-6») в 2000 году исполнилось 25 лет. За эти годы яхтой и ее экипажами пройдено в дальних и местных спортивных плаваниях более 40 тысяч морских миль, что по расстоянию соответствует двум кругосветным рейсам. «Ника» неоднократно участвовала в парусных гонках и дальних походах, в том числе международных, побывав в Германии, Швеции, Финляндии, Дании, Франции и Англии. Ее хорошо знают яхтсмены Таллина и Пярну, Риги и Клайпеды, шведского Королевского яхтклуба и немецкого Клуба яхтсменов-туристов по совместным плаваниям и гонкам в Балтийском море и Ладожском озере. В 1994 году на «Нике» было совершено самое дальнее и продолжительное плавание в Англию по приглашению старейшего Сассекс-яхт-клуба, в течение которого яхта посетила 13 портов в шести странах на побережье Балтийского и Северного морей и, пройдя нулевой меридиан, побывала в западном полушарии. Известна наша «шестерка» и в яхт-клубах Петербурга как постоянная участница состязаний и неоднократный призер городских соревнований по парусному спорту. 


      За прошедшие 25 лет на «Нике» прошли хорошую морскую закалку более сотни студентов и сотрудников «Корабелки», подготовлены четыре яхтенных капитана, три шкипера, а также квалифицированные рулевые, имеющие соответствующие дипломы и удостоверения. По итогам навигации 1999 года «Ника» была признана лучшей яхтой ГМТУ, и ей был присужден Кубок памяти Д.М.Ростовцева. 
      В прошедшем сезоне 2000 года яхта «Ника» в числе более тысячи других парусников была приглашена в Амстердам на праздник парусов, приуроченный к финалу гонок учебных парусников «Операция Парус-2000», состоявшийся 24-28 августа. Однако свой юбилейный сезон экипаж решил отметить не дальним заграничным плаванием, а активным участием в наших питерских соревнованиях, проходящих в основном как раз с конца августа по начало октября, к которым и начал готовиться сразу после спуска яхты на воду. Уже в первой из двух гонок «Кубка Балтийца» 24 июня «Ника» заняла 1-е место, опередив быстроходную яхту 1/4-тонного класса «Фиджи». Однако во второй гонке, проходившей 16 сентября, «Фиджи» опередила «Нику» на несколько секунд и при одинаковой сумме мест, но лучшем времени выиграла «Кубок». В итоге «Ника» – вторая. 
      Перед чемпионатом Санкт-Петербурга, который в этом сезоне проводился по новой системе гандикапа (распределение мест в гонках по исправленному времени прохождения дистанции) и состоял из шести коротких гонок в первой половине сентября, экипажу пришлось выполнить обмер яхты по новым правилам, в том числе ее взвешивание. В целом по результатам шести гонок на чемпионате Санкт-Петербурга в 3-й зачетной группе из 18-ти яхт «Ника» заняла 5-е место, а в отдельном зачете для класса «Л-6» – 4-е место из 12. Хороший гоночный балл яхты позволил ей в отдельных гонках занять три раза 1-е место и по одному разу 2-е и 5-е, и лишь досадное опоздание на четвертую гонку не позволило ей оказаться в призерах чемпионата, как уже бывало в 1995 и 1998 годах. 
      В конце сентября состоялись еще две традиционные гонки: чемпионат Речного яхт-клуба и «Золотая осень», организованные соответственно Речным яхт-клубом (РЯК) и 146 Центром морской и физической подготовки при ЛенВМБ (бывший яхт-клуб № 55) 

      Чемпионат РЯК состоял из трех гонок, причем «Ника» участвовала только в двух и заняла общее 2-е место. К сожалению, график соревнований иногда допускает наложение одних гонок на другие, и яхтсменам приходится выбирать одни гонки и отказываться от других. Так и в этот раз 16 сентября вторая гонка «Кубка Балтийца» и первая гонка чемпионата РЯК проводились одновременно, и «Ника» не смогла участвовать в первой гонке чемпионата РЯК. На «Золотой осени» была одна гонка без гандикапа, и в зачетной группе «Л-6» «Ника» победила, опередив ближайшую шестерку на 20 минут. Нельзя не отметить и гонку «Кубок Квартета», проводящуюся яхт-клубом ГМТУ уже не первый год в первое воскресенье октября. Год от года эта гонка собирает все большее число участников и проводится по группам без гандикапа. Яхта «Ника» является постоянной участницей этой гонки, и, несмотря на то, что «Кубок Квартета» ей пока не доставался, она занимала первые места в своей группе не один раз. В 1999 году «Ника» пришла к финишу первой из всех яхт ГМТУ, участвовавших в гонке, проиграв только двум «чужим» яхтам. В этом году гонка проходила в штилевую погоду, и преимущество имели малые легкие яхты. Однако ни одна яхта не смогла финишировать за отведенное на гонку время, и, таким образом, не было ни победителей, ни побежденных. Несмотря на это, цели своей гонка достигла: и возбуждение от азарта, и хорошее настроение от гонки, и от вкусных призов, доставшихся всем желающим, сохранялись до самого вечера. Хотелось бы только, чтобы на «Кубок Квартета», да и на другие городские соревнования выходило большее число яхт ГМТУ. 
      Кроме гонок, в сезоне 2000 года яхта «Ника» участвовала вместе с другими яхтами ГМТУ в городском празднике на Неве «Алые паруса» 21 июня. В середине августа было совершено учебное плавание в Выборг и Выборгские шхеры. Дважды яхта посетила Стрельну и неоднократно – Кронштадские форты. Всего за сезон было совершено рекордное число выходов в море – 43 (в 1999 году – 34), пройдено 1420 миль. На яхте за сезон совершено 337 человеко-выходов, что также является рекордным результатом. В целом для яхты «Ника» юбилейный сезон 2000 года по числу гонок и призов тоже можно считать рекордным. Хотя количество пройденных миль может показаться небольшим (в 1994 году яхта прошла около 3500 миль), для местных плаваний в Невской губе это не так уж и мало. 

      На яхте «Ника» большое внимание уделяется привлечению студентов ГМТУ к парусному спорту. В сентябре 2000 года на яхте была организована экскурсия в район Кронштадта и фортов для студентов-астраханцев, обучающихся по договору в нашем университете, оказавших существенную помощь экипажу в отделке наружной поверхности яхты в период весенней подготовки, когда яхт-клуб остался без электроэнергии. В выходе приняли участие 23 человека, что опять же можно считать рекордом этого сезона. Ежегодно на яхту приходит пополнение из первокурсников, и в экипаже «Ники» студенты и сотрудники ГМТУ составляют более половины, а остальные – выпускники «Корабелки» и студенты других вузов города. 
      Не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что на яхте нет никаких проблем. Как и на других яхтах, особенно деревянных, ежегодно растут расходы (трудовые и денежные) на преднавигационный ремонт яхты и ее снабжение, которые целиком ложатся на плечи экипажа. Большие суммы приходится тратить на спуск яхты на воду и ее подъем тяжелым автокраном, так как у клуба нет оборудованной стенки, а приобретенная университетом когда-то судовая грузовая стрела так и лежит без дела уже второй десяток лет. Для того, чтобы успешно выступать в гонках и совершать дальние плавания, кроме совершенствования мастерства экипажа, в парусном спорте необходимо обновлять материальную часть, шить новые паруса, использовать дорогостоящие необрастающие покрытия для подводной части корпуса, обновлять просрочившее аварийно-спасательное имущество, приобретать современную навигационную и радиоаппаратуру и т. п. Понятно, что сегодняшним студентам, выпускникам и сотрудникам университета приходится многим жертвовать ради занятия этим красивейшим и дорогим видом спорта. Зачастую, придя на яхты, студенты довольно быстро понимают, что это не просто приятное времяпрепровождение, но и серьезный труд, постоянная учеба парусному мастерству и искусству кораблевождения, и уходят из яхт-клуба, не дождавшись того момента, когда романтика паруса войдет в них не по книгам, а через настоящие соленые брызги волн, журчание воды у борта, красивейшие закаты и восходы, которые можно увидеть только в открытом море, штормы и штили, легкий шорох и тревожный гул парусов, свист ветра в снастях такелажа, словом, всего того, без чего не может жить ни одна морская душа. Тем же, кто остается, университет, яхт-клуб и белокрылые яхты предоставляют реальную возможность приобщиться к прекрасному миру парусов. 
      О яхте «Ника» и ее плаваниях можно прочитать в следующих публикациях: 
      «Интервью с борта «Ники» – «ЗКВ» № 30 (I580), 1978г.; «Хождение за два моря» – «ЗКВ» № 9–10 (2I50–2I5I), 1994г.; «Потомки викингов решили пройти по пути своих предков» – «СПб ведомости» № 130 (I058), 1995г.; « Besuch aus St.Petersburg bei Tatjana»-Verkliker. Clubzeitung Segler-Club «Diimmer» e.V. № 9, 1994, c. 13–15; «From Russia with Love»-WaveLength, Sussex Yacht-Club, winter 1994, с 13–14.


В. МАНУХИН, 
яхтенный капитан, 
доцент кафедры строительной 
механики корабля ГМТУ 
к. т. н.

© 2021 команда яхты "Ника"