В конце июля 2014 года исполнилось 300 лет Победе русско-го флота над шведским в битвепри Гангуте. Не могу сказать, ка-кие мероприятия были посвяще-ны этому событию в нашей стра-не. Наверняка что-то было, нокак-то не запомнилось. Зато фин-ская Ассоциация учебных парус-ников (STAF) организовала рега-ту «Гангут-2014» и пригласила дляучастия в ней яхтсменов из странБалтийского моря, в том числе изРоссии.Условия участия в регате былидовольно заманчивые: бесплат-ные стоянки в портах, отсутствиестартовых взносов, насыщеннаябереговая программа, не требо-вавшая от участников матери-альных затрат и включавшая экс-курсии, вечеринки для экипажей,капитанские ужины и другое. Витоге, благодаря информацион-ному обеспечению регаты и ко-ординации действий финской ироссийской сторон, было заявле-но 55 судов, причем 43 из них бы-ли из Санкт-Петербурга.Для питерских яхтсменов пред-усматривались две самостоя-тельные гонки от Кронштадта доВыборга и от Выборга до Котки,между которыми удачно «вкли-нивался» фестиваль «ПарусаВыборга». Среди яхт из Санкт-Петербурга была заявлена и на-ша «Ника».
Было интересно вновьпобывать в Котке, Ханко и Турку,отметить День Военно-Морско-го Флота на месте историческогоГангутского боя, посоревновать-ся с конкурентами по классу «Л-6» в шхерных гонках.Открытие российской частирегаты «Гангут-2014» состоя-лось в Кронштадте 13 июля в Пе-тровском парке у памятника Пе-тру Первому. Несмотря на боль-шое число заявленных судовиз Петербурга, в Средней гава-ни Кронштадта пришедших яхтбыло значительно меньше. Са-мой крупной среди них была ях-та Ленинградской Военно-Мор-ской Базы (ЛенВМБ) «Эдвенчер»(«Adventure»). На её борт был пе-редан венок от ЛенВМБ для воз-ложения у мемориала, установ-ленного в Финляндии неподале-ку от места Гангутского сражения.Все яхты были празднично укра-шены собственными флагамирасцвечивания и вымпелами. Ксожалению, какой-либо специ-альной символики регаты «Ган-гут-2014» для яхт подготовленоне было.Старт первого этапа регатыбыл дан 16 июля от Кронштадтана Выборг. Гонка получилась ин-тересной, но не обошлось безкурьёза. Яхта «Эдвенчер» опро-тестовала яхту «Славия», какфинишировавшую ранее пред-писанного Гоночной инструкциейместа, но доказать этого не смог-ла. Инцидент был связан с тем,что судейского судна на фини-ше почему-то не предусматрива-лось. Из-за этого же была нераз-бериха со временем финиша яхт«Эдвенчер», «Ника» и «Нептун»,закончивших гонку с интерваломв несколько секунд. В своём Го-ночном объяснении я указал вре-мя с точностью до секунды, а со-перники — до минуты. К счастью,здесь мы разобрались между со-бой без протестов.После финиша на меридианемаяка Поворотный яхты пришли вВыборг. В рамках фестиваля «Па-руса Выборга» 19 июля состоя-лась одна шхерная гонка. Старто-вого взноса не брали, участниковбыло много, а координаты одногоиз знаков, указанные в Гоночнойинструкции, явно не соответство-вали действительности. Я давноне участвовал в этом фестивале,явно ощутил перемены к худше-му. Открытие и закрытие фести-валя происходили довольно вяло,сауны и фуршета для участников,как бывало раньше, не предус-матривалось. Для яхтсменов былпредоставлен только бесплатныйвход в Выборгский замок и в Эр-митажный павильон. Приятнымновшеством оказались два де-нежных приза от Выборгского су-достроительного завода: за абсо-лютный лучший результат в гонкеи за лучший результат среди яхтотечественной постройки. Увы,оба этих приза заслуженно доста-лись другой яхте.* * *Утром в воскресенье 20 ию-ля яхты-участницы регаты «Ган-гут-2014» должны были пройтипограничный и таможенный кон-троль на выборгском термина-ле. Накануне вечером состоялосьорганизационное собрание капи-танов, и была намечена очерёд-ность прохождения границы. Су-дейского судна опять не предус-матривалось, и отсчёт временидо старта по рации давала яхта«Былина».Вторая гонка была менее ин-тересной, чем первая, так как ве-тровые условия оказались оченьразными. Яхты, избравшие путьближе к маяку Крестовый, имеливетер, а основная группа, шедшаяюжнее за банкой, его потеряла.Таким образом, уже в серединегонки лидеры были известны. ПоГоночной инструкции яхты долж-ны были обогнуть остров Сом-мерс правым бортом и финиши-ровать между буями «15» и «16»на линии границы с Финлянди-ей. Судейского судна на фини-ше опять не предусматривалось.Не знаю, по каким причинам, какминимум две яхты ночью не оги-бали Соммерс, о чём мною былоуказано в Гоночном объяснении.Это были яхты «Бриз» и «Славия».Протестов подано не было.После прохождения границына о. Хапассаари, яхты пришли вКотку, где были размещены у спе-циально поставленных бонов сэлектричеством и пресной водойв гавани возле Морского ЦентраVellamo. Сюда же пришли парус-ные корабли «Мир» и «Штандарт».Общее количество судов было яв-но меньше заявленного на дан-ный этап регаты. Здесь 22 июлясостоялось официальное откры-тие финской части регаты «Ган-гут-2014», выступали мэр горо-да и представители оргкомитета,играл оркестр. Экипажам назна-чили время для бесплатного по-сещения музеев Морского Цен-тра Vellamo и для соревнованийпо боулингу.Капитанский ужин прошёл ве-чером в ближайшем к порту ре-сторане и отличался низкой кало-рийностью. Были поданы салат,йогурт из шпината, приготовлен-ная на пару белая рыба с гарни-ром из пареной репы и морковис кусочком лимона, налито по двабокала белого вина. Ужин завер-шился десертом и кофе. Честноговоря, после этого ужина хоте-лось съесть еще чего-нибудь. Ви-димо, хозяева регаты нам показа-ли, как надо правильно питаться.Вечером 23 июля в велико-лепном деревянном здании яхт-клуба Котки состоялась вечерин-ка для экипажей. Было приятнопобродить по залам и комнатамстаринного здания, сохраняемо-го в прекрасном состоянии, по-смотреть на многочисленные куб-ки, картины и фотографии. Кста-ти, здесь хранятся фотопортретывсех командоров яхт-клуба с ука-занием имён и периода их руко-водства. Аналогичное бережноеотношение к истории своего яхт-клуба мы видели и в Швеции.В целом приём участников ре-гаты в Котке мне понравился. Насопекали волонтеры, было выданомножество брошюр, руководств ипрограмм. Но погода стояла жар-кая, а контейнеры с душами на-ходились довольно далеко от га-вани. Пока дойдёшь до яхты, ужеснова хочется освежиться. Кро-ме того, на 20 судов два душа длямужчин было явно маловато —всегда приходилось дожидатьсясвоей очереди.* * *Из Котки яхты вышли 24 июлявслед за кораблём «Мир» в круиз-ное плавание до Ханко. По гене-ральному курсу предстояло прой-ти 120 миль. Часть яхт пошла шхе-рами, часть морем. Было жарко ималоветренно, но весь путь в 158миль с учётом лавировки «Ника»прошла под парусами за 47 ча-сов.На этом этапе случился такойэпизод. Через некоторое времяпосле выхода из Котки ветер скис,и мы встали на фарватере с об-висшими парусами. Мимо прош-ли несколько наших яхт под мо-торами. Заводить свой СМ-557лсмысла не было, так как топливас его расходом нам всё равно нехватило бы надолго. Спустя неко-торое время я увидел приближа-ющуюся эстонскую шхуну «Кай-сумоор», также участвовавшуюв регате. Мы завели мотор, что-бы освободить фарватер, и ког-да шхуна поравнялась с нами, по-махали ей бухтой троса и попро-сили взять нас на буксир. Сначалана шхуне не поняли, чего мы отних хотим, но затем сообразилии приняли конец, сказав, что идутв Хельсинки. Заглушив мотор, мыпредвкушали бесшумное и бы-строе плавание за шхуной. Но нетут-то было. Не прошло и 15 ми-нут, как шхуна изменила курс инаправилась к дрейфовавшемувпереди катеру финской берего-вой спасательной службы «SAR».Из динамика рации донеслиськакие-то переговоры, и я заподо-зрил неладное. И, действительно,катер дал ход и пошёл в нашу сто-рону, а со шхуны отдали буксир,что-то крича и показывая на ка-тер. На шхуне, похоже, подумали,что у нас проблемы с мотором,решили не связываться и пере-дать нас спасателю. Когда подо-шел катер, мы сумели объяснить,что в их помощи не нуждаемся —на шхуне нас неправильно поня-ли, а вся проблема в том, что нетветра. Посмеявшись, финны уда-лились. Интересно, какой счётони нам выставили бы за букси-ровку в ближайший порт?В Ханко мы стояли с частью яхтнашей эскадры в Восточной га-вани. Другая часть со «Штандар-том» была поставлена в Рыбац-кую гавань (Trawler Harbour), акорабль «Мир» стоял у стенки За-падной гавани в порту. Здесь ря-дом с Восточной гаванью 26 ию-ля состоялось театрализованноепредставление в честь 300-ле-тия Гангутского сражения и побе-ды русского флота над шведскимв 1714 году. «Штандарт» изобра-жал шведский флагманский ко-рабль «Элефант» контр-адмиралаЭреншельда, а многочисленныегички — русские галеры адмира-ла Апраксина. На берегу собра-лось много народу, «Элефант»гулко палил из орудий, «гренадё-ры» гичек шли на абордаж. Мор-ская битва была в разгаре… Всёдейство хорошо просматрива-лось с палубы нашей «Ники».В воскресенье, 27 июля, в ДеньВоенно-Морского Флота состо-ялся парад яхт до полуостро-ва Падва, на восточном бере-гу которого, напротив островаГавельсхольм, создан мемори-ал в честь гангутского сражения.«Ника» также участвовала в этом15-мильном параде. Мы вста-ли на якорь в бухте Rilax в види-мости памятного креста, где так-же стояли «Штандарт», много яхти шхун. Налили по стопке водки,выпили за наш Флот, позвонилидрузьям морякам и поздравилиих с праздником с места истори-ческого боя.Пребывание в Ханко мне тожепонравилось. Здесь произошлосамое главное событие в этой ре-гате, а именно: посещение местаГангутского сражения. Кроме то-го, хороший приём, бесплатнаястоянка со всеми удобствами,включая сауну, близость пляжейс температурой воды +25°С и от-личная погода добавляли позити-ва. Но один неприятный моментвсё же был. Дважды пришлосьпешком на жаре под 30°С посе-щать здание торгового порта, гдеустраивались организационныесобрания капитанов, находящее-ся в 1,5 км от Восточной гавани.А среди капитанов были и ветера-ны, кому за 80.* * *На этапе от Ханко до Турку фин-нами были организованы и про-ведены одна морская и две шхер-ные гонки. В морскую гонку за-явились «Мир», «Эдвенчер» идва финских судна. Остальные, втом числе и все яхты класса «Л-6», предпочли шхерные маршру-ты. Первая гонка длиной 22 ми-ли должна была пройти 28 июляот Ханко до светящегося знакаJarngrunan, вторая, длиной 25миль, от того же знака до север-ной оконечности острова Pensar.Поскольку для нас гонки являлисьодной из важных составляющихрегаты, хочется рассказать о нихподробнее.Ещё весной финским оргко-митетом во главе со СтефаномАбрахамссоном потенциальнымучастникам регаты было предло-жено заполнить форму для рас-чёта ALMA FACTOR (рейтингово-го коэффициента в соответствиис The Alma Rules for the rating ofVintage and Classic yachts). Сле-довало заявляться в четыре клас-са: суда с прямым вооружением,шхуны и традиционные суда, су-да менее 24 м со спинакером исуда менее 24 метров без спина-кера. Увидев итоговую таблицу,включавшую 55 заявленных су-дов (10 финских, 1 эстонское и 44российских), из которых 11 при-надлежали классу «Л-6», я обна-ружил, что некоторые капитаны«шестёрок» не знают размеренийсвоих яхт.Например, у «Арго» указанаширина 2,59 м, а у «Невы» шири-на 2,00 м и длина 12,00 м, вместо2,80 м и 12,50 м соответствен-но. Интересно, какой разброс этиошибки вызвали бы в коэффици-ентах? В таблице не был указан ниALMA FACTOR яхт, ни разбиениеяхт длиной до 24 м на группы поналичию спинакера. Я предложилкапитанам всех заявленных «ше-стёрок» заполнить и отправитьодинаковые формы со среднимиМеждународная паруснаяВзгляд с борта6 «ЗКВ» № 21-22 (2533-2534) НОЯБРЬ 2014 годазначениями параметров яхт, ис-ходя из Правил класса «Л-6». Этопозволило бы иметь одинаковыекоэффициенты ALMA FACTOR исохранить принцип класса — со-ревноваться между собой по при-ходу. Однако это предложениебыло проигнорировано.Как уже упоминалось, 28 июляутром в Ханко состоялось собра-ние капитанов по поводу гонок.На нём выступили члены Гоночно-го комитета. Капитанам не быловыдано ни Гоночной инструкции,ни списка яхт с коэффициента-ми и разбивкой на зачётные груп-пы. Были розданы только мелко-масшабные схемы двух шхерныхдистанций, представляющие со-бой распечатки GPS-трека по глу-боководному фарватеру без ука-зания каких-либо знаков дистан-ции. Эти схемы в лучшем случаемогли бы служить приложениемк Гоночной инструкции, но её небыло. На вопрос, имеются ли надистанции какие-либо предпи-санные для огибания знаки, бы-ло сказано, что знаков нет и ре-комендуется придерживатьсяуказанного на схеме трека. Та-ким образом, никаких докумен-тов по гонкам, кроме вышеупо-мянутых треков, не было. Личномной эти схемы были расцене-ны как рекомендованный с пози-ций безопасности маршрут. Ес-ли на дистанции нет предписан-ных для огибания знаков, значитсогласно Международным Пра-вилам парусных гонок (ППГ) «ни-точка», натянутая между стартоми финишем, представляет собойпрямую линию. В шхерных усло-виях в этом случае экипаж реша-ет сам, как безопаснее и быстреепровести яхту по этой «ниточке».Итак, 28 июля днём околоострова Руссарё практически приштилевой погоде был дан общийстарт первой гонке по шхерно-му маршруту. Линия старта бы-ла обозначена спасателем «SAR»и катером RIB. Мы неплохо стар-товали и шли в группе лидеров.Вперёд ушла финская «TMX»,практически рядом с нами бы-ла «Фея», чуть сзади «Арго». Всенесли спинакеры. На одном из ко-лен рекомендованного фарвате-ра на курсе фордевинд ветер уси-лился, и мы, убрав спинакер и по-ставив геную, привелись и пошлиболее мелководным фарватером,указанном в финском атласе какфарватер «3.5». На российскойкарте он обозначен не был, но вы-годно срезал петлю рекомендо-ванного маршрута. Шквал кон-чился, ветер ослаб, и мы еле дви-гались впереди флота несколькомористее.Мы шли в бейдевинд левогогалса при слабом ветре. «TMX»убежала вперед, а «Фея», имеяпреимущество в крутизне хода,выходила одним галсом на фи-нишный знак Jarngrunan. Мы об-лизывали подветренные остро-ва, надеясь на отход ветра, нобез поворота на знак не выходи-ли. У самого знака мы поверну-ли, а «Фея» прошла у нас по носуна расстоянии корпуса. Она шлапрямо на финиш близко к знаку,и вдруг мы услышали удар. У са-мого знака «Фея» села на камень.Мы сделали поворот и финиши-ровали на виду у стоявшего не-подалёку спасателя «SAR», с ко-торого уже спустили RIB, чтобысдёрнуть «Фею». Но «Фея», раз-вернувшись под ветер на пятке,снялась самостоятельно и пере-секла линию финиша следом занами. Итак, в этой первой гонке,мы были вторыми, а из «шестё-рок» первыми.После финиша вечером яхтыошвартовались в гавани Казнас,где для участников регаты былизарезервированы места. Приняву всех финиш, сюда же пришел испасатель «SAR» с Гоночным ко-митетом на борту. В этот же вечерсостоялось собрание капитановяхт, посвященное второй гонке,которая должна была состоять-ся на следующий день. Никакихпредварительных результатовпо первой гонке представленоне было, протестов не заявляли.Со стороны Гоночного комитетаопять рекомендовалось соблю-дать маршрут согласно схеме, ноникаких знаков дистанции не на-значалось. Неопределенностьсохранялась.* * *Утром 29 июля стартовали вовторой гонке. После несколь-ких галсов вперед ушла финская«TMX». «Ника» шла за ней, а сзадинаседали «Арго» и «Фея». Такоеположение сохранилось до фини-ша возле острова Pensar, где яхтыпроходили мимо спасателя «SAR»под спинакерами. На этой дис-танции мы двигались по ниточке»,оставленной «TMX». После фини-ша яхты направились в гавань На-уво, до которой было 12 миль. Ве-тер дул встречный и свежий, и мыпрошли весь путь под парусами,почти не отстав от яхт, шедшихпод дизелями.В Науво мы простояли сут-ки. Для участников регаты сто-янка была бесплатной, со всемиудобствами и сауной. Еще в Хан-ко представитель из Науво на со-брании роздал капитанам чистыедощечки с печатью порта на об-ратной стороне. Здесь я поставилна ней печати яхты «Ника» и Ас-социации яхт класса «Л-6» с по-ясняющим текстом, расписалсяи отдал в офис гавани. Через часэта дощечка уже висела на стенеофиса среди других памятных до-сок.30 июля вечером мы с попут-ным ветром вышли в Турку. Попути нас накрыл шквалик с до-ждём. Это был второй дождь запрошедшие дни. Первый ливеньс грозой прошёл ещё в Выборге.Этим же вечером «Ника» ошвар-товалась на реке Аурайоки в Тур-ку. Для экипажей финны органи-зовали бесплатные автобусныеэкскурсии по городу с осмотромКафедрального собора и Замка,свободное посещение МорскогоЦентра «FORUM MARINUM» и егосудов-экспонатов. Вообще, про-грамма в Турку была насыщеннойкак событиями, так и впечатлени-ями. Например, четверо из эки-пажа «Ники» побывали у друзейнашего старпома — Майи и Ааро-на, пригласивших нас на свой ху-тор недалеко от города. Мы уви-дели, как живут финские зем-левладельцы, осмотрели старыехозяйственные постройки, кузни-цу, конюшню, поля с пшеницей,дом, построенный еще предка-ми Аарона. Узнав, кто мы такие,местная детвора попросила у насавтографы и общий снимок на па-мять, а мы получили старинныеподковы на счастье.В Турку также была организо-вана вечеринка для экипажей.Пиво и сидр наливали только покарточкам, зато разнообразныезакуски не ограничивались. Па-раллельно шёл концерт, где ис-полнялись популярные финскиепесни. По приглашению капита-на фрегата «Штандарт» Владими-ра Мартуся наш экипаж получилвозможность поближе познако-миться с российским фрегатом,который уже пять лет не заходитв российские воды. Сам капитанпровел нас по кораблю от адми-ральского салона до кубрика ма-тросов на баке, рассказал о своихпланах, ответил на наши вопросы.* * *Несмотря на то, что в Турку мыстояли несколько суток, резуль-татов гонок участники регаты незнали до момента награждения,состоявшегося днём 2 августа.Наш экипаж был уверен, что ока-жется в призёрах, хотя и не знали,по каким коэффициентам гоня-емся. Увы, призы достались дру-гим. Первой в классе «Л-6», кото-рый был все-таки выделен в от-дельную группу, оказалась «Фея»,вторым «Арго», а третьей «Дель-та». Как распределились осталь-ные места, мы так и не узнали.Официальных результатов опу-бликовано не было ни до, ни по-сле награждения.Узнать, по какой причине нас«бортанули» и опротестовать ре-зультаты поэтому не удалось. Ви-димо, «у них так принято» прово-дить гонки не по Правилам, а по«понятиям». Остаётся только га-дать, то ли нас оштрафовали, толи дисквалифицировали, то ликоэффициенты ALMA FACTOR,если они учитывались, были «ли-повыми». Одно могу сказать точ-но, штрафовать или дисквалифи-цировать «Нику» не имели права,поскольку мы ничего не наруша-ли, ибо нарушать было нечего, таккак Гоночной инструкции не суще-ствовало. На мой взгляд, STAF кучастникам соревнований на ско-рость отнеслась крайне неува-жительно. Отсутствие стартово-го взноса не означает, что можнопренебрегать Правилами сорев-нований. Мы часто ругаем нашихроссийских судей, но они тако-го отношения к участникам гонокникогда себе не позволяют.Несколько слов хочется сказатьоб экологическом соревнова-нии, проведённом в рамках фин-ской части регаты. Оно к тому жеявлялось главным, и здесь разы-грывались основные призы в трёхклассах: суда с прямыми пару-сами, шхуны и традиционные су-да, и другие суда менее 24 м. На-граждались только победители вклассах и в общем зачёте. Призза победу в классе составлял3000 евро, а в общем зачёте 6000евро. Для сравнения в гонках наскорость в качестве призов быликнижки и стеклянные тарелки.Ещё в Петербурге на собра-нии капитанов российский коор-динатор регаты Андрей Берёз-кин сказал, что его яхта «Былина»отказывается от участия в эко-логическом соревновании по ря-ду причин, в том числе из-за не-обходимости включения в экипажконтролёра от финского оргко-митета. На собрании этот вопрособсуждался, и большинство ка-питанов также решило не уча-ствовать в этом соревновании,поскольку знали, что без обору-дования яхт специальными ци-стернами для сточных вод ни-каких шансов выиграть не было.Больше этот вопрос нигде не под-нимался и не обсуждался.На награждении в Турку глав-ный приз и приз за победу в сво-ём классе в экологическом со-ревновании взял фрегат «Штан-дарт», без которого эта регатамногое бы потеряла. Но каковобыло наше близкое к шоку удив-ление, когда за победу в экологи-ческом соревновании был вручёнчек на 3000 евро «Былине» в клас-се яхт, не оборудованных спе-циальными цистернами. Откудавдруг взялся такой класс?! Выхо-дит, либо Андрей Берёзкин путёмобмана и сокрытия информацииизбавил себя от конкурентов итихо заявил «Былину» в этот вне-запно появившийся класс, либопобедитель здесь тоже опреде-лялся не по Правилам, а по «поня-тиям»: ты координатор регаты —тебе и приз. Интересно было быпосмотреть на заполненные ка-питаном «Былины» формы о «за-грязнениях природы» и выяснить,чем же эта яхта экологичнее, на-пример, «Ники», прошедшей весьмаршрут под парусами. А можетбыть, и не было никаких форм, аесли и были, то вряд ли их кто-тоанализировал. Официальные ре-зультаты экологического сорев-нования также не опубликованы.Всё это стало ложкой дёгтя вбочке гоночного мёда. Честноговоря, я даже не хотел прини-мать участие в капитанском при-ёме вечером этого же дня на па-руснике «Suomen Joutsen», но ре-бята настояли, чтобы я пошёл.Кстати, на этом ужине, мы позна-комились с управляющим дирек-тором Морского Центра «FORUMMARINUM» Якко Тикка и его же-ной. В беседе я упомянул, что на«Нике» установлен и работаетдревний советский бензиновыймотор, аналогичный старым дви-гателям, демонстрирующимся навыставке в его Центре, и что у насв Питере есть работающие моди-фикации этого мотора, которыев России никому не нужны. Онсильно удивился и дал мне своювизитную карточку.Рано утром 3 августа мы под па-русами покинули гостеприимныйТурку. С попутным ветром «Ни-ка» полетела домой и 8 августаошвартовалась у родного прича-ла. По лагу было пройдено ров-но 900 миль. Плавание продолжа-лось всего 24 дня. В нём принялиучастие 16 членов экипажа. Всеостались довольны, хорошо отдо-хнули, получили массу впечатле-ний, и только организация сорев-нований финской стороной и ихрезультаты оставили негативныйслед во всей этой истории.Вадим МАНУХИН,капитан яхты «Ника»Постскриптум от редакции«ЗКВ»:Корабелы-яхтсмены хорошопроявляют себя не только на ак-ватории родной Балтики. В сен-тябре в детройтском яхт-клубе«Гросс Пойнт» (США) состояласьгонка женских экипажей крейсер-ских яхт — «Ladies Race». Это гон-ки на акватории озера Сент-Клэр,в которых ведёт яхту чисто жен-ский экипаж, как правило — сбор-ный из членов экипажей разныхяхт. Мужчина на борту может на-ходиться только в качестве пасса-жира (балласта), не имеет праваприкасаться ни к рулю, ни к шко-там (ни, тем более, к женщинам).Как правило, таким пассажиромбывает (переживающий за своесудно) владелец яхты.Экипаж яхты «Валькирия», в ко-тором помощником капитана вы-ступала выпускница Корабелки,яхтенный рулевой 2 класса ИринаДмитриева, в группе яхт своегокласса занял 1-е место. На груп-повом снимке в красной блузке— капитан экипажа и вице- ком-модор яхт-клуба Эндреа Солак,в бейсболке — владелец и «бал-ласт» яхты «Валькирия» Крис Бех-лер, а держит увесистый призсам коммодор яхт-клуба Тед Вил-лифорд. Ирине Дмитриевой (наснимке справа) был вручен пер-сональный приз — нагрудныйзначок в виде вымпела «GrossePointe Sail Club». Ей теперь привходе на территорию клуба про-пуск можно не показывать.Такая женская гонка пользуетсяогромной популярностью во мно-гих яхт-клубах Великих Амери-канских озер. Руководство Парус-ной федерации Петербурга заин-тересовалось подобным опытом,установило связь с руководствомяхт-клуба «Гросс Пойнт» и уже по-лучило образцы руководящих до-кументов по организации гонки.Возможно, в недалеком будущеми российские женские экипажипомчатся наперегонки под пару-сами по глади Финского залива…__