В ловушке

      В этом 2009 году 3 октября в субботу мы традиционно вышли на «Нике» на форты, чтобы, в который уже раз и не помню точно, отметить день рождения Евгения Васильевича Б... Нас на борту вместе с гостями было всего семеро, так как двое членов экипажа в последний момент сообщили, что пойти не смогут, а взять кого-то на их место уже не было времени.     

  С нами собирался идти «катер Кузьмича» (да-да это тот самый, который участвовал в съемках к/ф «Особенности национальной рыбалки») с гребной базы ГМТУ, но в пятницу накануне выхода у него накрылся дизель. Починить не успели. Может и к лучшему. 

В ловушке      Шли под парусами в лавировку при ветре от WSW переменной силы. Временами шквалило, и шел дождь, но в целом погода была неплохой. Было не очень холодно. По прогнозу ветер ночью должен был повернуть к S и немного усилиться. В связи с этим мы прошли мимо Ленинградской пристани в Кронштадте и затем и форт Милютин, куда были предложения встать на ночевку. Решили идти на форт Обручев, как в прошлом году, тем более, что ветер позволял дойти туда засветло. Доложили по УКВ «Граниту», но ответа не получили, как ни старались. В створе дамбы ветер усилился и дул «в морду», как в аэродинамической трубе. Отлавировали без проблем под стакселем №1 и первым рифом на гроте, который был взят еще раньше.  Повезло, что в это время не было проходящих судов. Затем, как обычно, прошли между косой о.Котлин и маяком Толбухин (E-й и W-й буйки увидели только в непосредственной близости кабельтова за два, так как они сейчас маленькие и на волне видны плохо). Отдали рифы и к форту подошли около восьми часов вечера еще засветло. Прошли SW-й вход в гавань под одним гротом. У центрального пирса правымВ ловушкебортом стоял ярославец «Братан», и мы, пройдя рядом с ним, вернулись назад ко входу и ошвартовались с отдачей якоря носом к волнолому в SW-й части гавани. На форту больше никого не было. Носовые заложили за вбитые в щели деревянные бруски с наружной стороны волнолома, а с кормы завели конец на противоположную стенку гавани за стойку бывшего ограждения. С левого борта завели концы в оставшийся с внутренней стороны волнолома рым. В общем, встали неплохо. Волны и ветра в гавани практически не было. Стемнело. Небо было ясным. 

 

Спроектировать, построить и выйти в море (часть 1)


      Летом этого года состоялась международная регата «The Tall Ships’ Races Baltic - 2009». В ней приняли участие и студенты Корабелки. О подготовке и участии в ней рассказывает студент нашего вуза Дмитрий ВИРЦЕВ. 

Открытый чемпионат СПбРЯК


      В этом сезоне Открытый чемпионат СПРЯК, как и последние три года, состоял из 3 гонок, и проходил 9-10 августа в Невской губе. В этот раз в группу «шестерок» заявилось 7 яхт: «Дельта», «Нептун», «Ника», «Онега», «Синяя птица», «Сольвейг» и «Фея». 

ПАРУСА КОРАБЕЛКИ


      В связи с проводящейся в настоящее время в Санкт-Петербурге подготовкой к приему 11-14 июля 2009 года Международной регаты учебных парусников «The Tall Ships' Races BALTIC-2009» (далее TSR-2009) - наследницы знаменитой парусной регаты для молодежи «Операция Парус»*) - хотелось бы напомнить сегодняшним студентам Корабелки о славных делах их недавних коллег по учебе. 

«Ника» в навигации 2008 года

Навигация 2008 года позади, некоторые яхтсмены отдыхают от паруса, другие уже готовятся к будущим свершениям, а я решил взять интервью у Вадима Анатольевича Манухина – капитана яхты «Ника», чтобы узнать об итогах навигации 2008 года и планах на следующий год.

«Кубок Балтийского моря» - дорога в гору


      В июле прошлого года был проведен «Кубок Балтийского моря 2007», задуманный как продолжение легендарного советского «Кубка Балтики». Маршрут включал два безостановочных перехода - из Санкт-Петербурга в Пионерский (Калининградская обл.) и обратно. На старт регаты тогда вышло четыре яхты, но до финиша последнего этапа добралась только «шестерка» «Онега». Первый блин вышел комом, однако организаторы решили не останавливаться на этом. 

Кубок Балтийского моря - 2008


      С 5 по 19 июля 2008 года в Финском заливе и в юго-восточноой части Балтийского моря прошла очередная парусная регата «Кубок Балтийского моря-2008». Это была уже вторая регата, после ее возрождения в 2007 году по инициативе Ассоциации яхт класса «Л-6» (и особенно экипажа яхты «Онега»). За 2 недели яхты, в основном «шестерки», участвовали в 5 гонках, 2 из которых были по генеральному курсу порядка 300 миль. В этот раз изюминкой регаты был промежуточный заход в я/к города Пярну, где местными яхтсменами был организован великолепный прием! Как и в прошлом году, соревнование закончилось в Пионерске, и домой яхты-участницы возвращались в походном режиме. Чтобы узнать побольше о регате, что называется, «из первых рук», я взял интервью у Вадима Анатольевича Манухина – капитана яхты «Ника», стартовавшей в регате в первой зачетной группе яхт класса «Л-6» и занявшей в ней второе призовое место. 

Национальному классу яхт «Л-6» - 45 лет

 

Национальному классу Л6 - 45 лет  Национальному классу Л6 - 45 лет

      «Все конструкторы с работы на Л-6 сняты... 13.12.62». Эти строчки написаны красным карандашом в рабочей тетради Анатолия Петровича Киселева, названной им «Л-6. Черновые записи», содержащей все основные расчеты по проекту яхты Л-6 и переданной Ассоциации класса известным яхтенным конструктором Виктором Владимировичем Чайкиным. Через несколько дней после того, как были сделаны эти записи, - 29 декабря - А. П. Киселев скоропостижно скончался. Может быть, не только напряженность работы над «шестеркой» в последние недели года, но и отвлечение людей от нее сыграли свою роль в безвременной кончине талантливого конструктора... 

Традиционная 100-мильная гонка


      23-24 июня в седьмой раз Ассоциацией класса «Л-6» совместно с 81-м Спортклубом флота была проведена имеющая давнюю историю «100-мильная гонка крейсерских яхт». По традиции, дистанция со стартом у форта Обручев проходила с огибанием о. Нерва левым бортом с финишем на Большом Кронштадском рейде, а посвящена она была Дню работников морского и речного флота. В ней разыгрывались призы Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, ОАО «Северо-Западное пароходство» и переходящие Кубки, учрежденные Ассоциацией яхт класса. 

Юбилей в Пярну с ... продолжением

 

1. Прелюдия


      Говорят, что если чего-то сильно захотеть, то рано или поздно это случится... 
      С момента создания Ассоциации яхт класса Л6 вызревала идея восстановить контакты с прибалтийскими яхтсменами, ходящими на "шестерках", чтобы совместными усилиями сохранять и популяризировать эти замечательные яхты. В 70-80-е годы прошлого столетия наша "Ника" с 1978 по 1989 годы семь раз участвовала в Муху-Вяйнской регате, являвшейся тогда Открытым Чемпионатом Эстонской ССР в крейсерских яхтах. Среди участников были все эстонские и некоторые латвийские "шестерки": "Керберос", "Пеетер", Лембиту", "Санта-Мария", "Даго", "Карелия", "Гренада", Трийн", "Рига", "Роя" и др. На всю жизнь запомнил украшавший регату своим участием деревянный стаксельный кэч "Вянемуйне" из Таллинна. Много "шестерок" из Прибалтики приходили к нам для участия во Всесоюзных парусных гонках крейсерских яхт "Кубок Балтийского моря" (1971-1988 гг.). Другими словами многие капитаны и члены экипажей этих яхт были знакомы нашим яхтсменам, в том числе и мне лично. 
      Дополнительный толчок случился в 2002 году, когда в Санкт-Петербург тихо и скромно пришла "шестерка" из Эстонии под незнакомым именем "Эрна". Хотя само имя Эрна мне было знакомо еще по Муху-Вяйнским регатам, так звали милую женщину - капитана яхты "Рига", но о какой-либо ее связи с яхтой "Эрна" я тогда и думать не мог. Интересно, что "Эрна" пришла в Питер по собственной инициативе, и в Ассоциации класса о ней ничего не слышали. Помню в тот год мы на "Нике" возвращались из Выборгских шхер и в Маркизовой луже на приличном расстоянии по левому траверзу увидели на встречном курсе незнакомую "шестерку" под двигателем с деревянной мачтой и под эстонским флагом. Названия не разглядели. К сожалению, по рации связаться с ней не получилось, а догонять под парусами против ветра было бесполезно. Эстонцы нас либо не заметили, либо не придали встрече особого значения, т. к. приходили с сугубо туристическими целями. Позже выяснилось, что эта яхта заходила в Речной Яхт-клуб, а затем отправилась в Выборг (тут мы ее и видели), а называлась она "Эрной". Мои знакомые капитаны из РЯКа, побывавшие на "Эрне" потом рассказывали о тике на палубе и рубке, нержавеющем такелаже, дизеле и новых дакроновых парусах. Хотя на вопросы, кто капитан и как раньше называлась яхта, толком ответить не могли. Однако этот визит и контакты не прошли бесследно, и как-то осенью на сайт Ассоциации пришло письмо от экипажа "Эрны" на английском языке. Вот его перевод: 

Как я стал яхтенным капитаном?

      Это длинная история. Она будет состоять из нескольких частей.

      Часть 1. Начало.

      Еще будучи школьником, мне очень нравились парусные корабли. В натуре в городе их было очень мало. На Неве часто стояла баркентина «Сириус», из которой позже сделали ресторан «Кронверк». Изредка в Неву заходили учебные парусники-барки «Товарищ», «Седов», «Крузенштерн». Значительно позже появился парусный корабль «Мир», который сейчас иногда зимой стоит на наб. Лейтенанта Шмидта. Когда я учился с 3-го по 6-й класс, окна нашей школы выходили на Неву недалеко от моста Лейтенанта Шмидта, где днем обычно стоят суда в ожидании ночной проводки под мостами. На уроках я часто смотрел в окно на корабли, пока меня не пересадили в другой ряд. Но и оттуда я все равно прислушивался к речным звукам и гудкам кораблей. На мою учебу эти отвлечения не влияли, учился я в школе, а затем в Кораблестроительном институте хорошо (даже можно сказать почти отлично). Медалей за школу не имею, но ЛКИ закончил с красным дипломом. Это все от любви к кораблям.
      Как обычно, я много читал о море и кораблях (особенно парусных), строил модели. Однажды мы с моим другом Саней прочитали очень интересную книгу об одиночном плавании одного моряка на яхте из Панамы в Австралию сразу после окончания Второй мировой войны. Он был обычным моряком торгового флота и никак не мог добраться домой в Австралию к своей молодой жене. В парусах и яхтах он сначала ничего не смыслил, но обстоятельства заставили его научиться и выйти в океан на маленькой яхточке. До Австралии он не дошел. Более того, это плавание для него чуть было не стало последним. Его яхта попала в ураган посередине Тихого океана. Сломалась мачта, продукты полетели за борт вместе с вычерпываемой в исступлении водой из трюма. Он долго дрейфовал и мучился от жажды и голода. Но упорство свое взяло. Он добрался к жене, чуть не погибнув в пути. Звали его Джон Колдуэлл, а яхта называлась «Язычник». Это реальная история поразила меня и Саню до глубины души. Мы даже сделали каждый плавающую модель «Язычника» по эскизам из книги. Мы часто ходили на берег о.Декабристов, где на отмели устраивали гонки своих «Язычников». Эта модель и книга у меня сохранились до сих пор (и у Сани тоже).

© 2017 команда яхты "Ника"