Дневник капитана (TSR-2009)

Дневник капитана (TSR-2009)

 

Дневник капитана яхты "Ника" Вадима Манухина об участии в TSR-2009
(Публикуется с согласия капитана "как есть". Время московское.)


25 июня 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
В 13:35 отошли от бона базы ВИФК. Идем на Морвокзал для прохождения границы. На борту экипаж из 8-ми чел.: Манухин Вадим, Кульцеп Александр, Альбов Сергей, Астафьев Александр, Вирцев Дмитрий, Верещако Алексей, Хрущев Денис и Кузьмин Илья. Нас провожают до Морвокзала Бренс Паша, Ковалева Татьяна, Вирцев Федор и Голод Елена. Ошвартовались на причале "D" Морвокзала вторым бортом к катеру. Мест нет. Сходил к таможенникам и пограничникам. Замечаний не было. "Былина", "Арго" и "Диана" ушли с Морвокзала где-то в 13-14 часов. Мы могли отойти в 16:30, но начало шквалить от S-SO и наваливать на катер. Пришлось одерживаться и ждать ослабления ветра. В 17:25 провожающие убыли на берег, а мы отошли под мотором, т.к. ветер ослаб. На причале "D" стояла "Нева" с Дмитриевым Виктором. Через некоторое время они тоже отошли. На пути до Кронштадта распределили вахты, провели учение по взятию и отдаче рифов. В 00.00 прошли створ дамбы защитных сооружений в Кронштадте. От Морвокзала до дамбы прошли 17 миль. 


26 июня 2009г.
Ночью ветер закисал. Затем слабо дул от NO. Сзади видна "Нева". Питаемся три раза в день: в 8:00 - завтрак, в 16:00 - обед, в 24:00 - ужин. Три раза пьём чай или кофе в 12:00, 20:00 и в 04:00. Я и Саня вахты не несем. Вахтят три вахты: Альбов+Астафьев (00:00-04:00, 12:00-16:00 - обед); Вирцев+Кузьмин (04:00-08:00, 16:00-20:00 - завтрак); Верещако+Хрущев (08:00-12:00, 20:00-00:00 - ужин). Днем ветер от N немного усилился, поставили спинакер. "Нева" отстала. В 17:20 встретили яхты "VOLVO OCEAN RACES" в 4-5 милях к S-SW. Впереди шла "PUMA". Затем прошли друг за другом еще шесть яхт с дистанцией между собой 1-2 мили. Вечером встретили еще одну яхту OPEN70 "HUNDAI" под гротом и дизелем и барк "SEA CLOUD II" под дизелем. В 22:10 ветер через корму зашел к SSW без усиления. Убрали спинакер, поставили геную №2. Легли на КК=240. Впереди яхт не видно. Погода пока отличная. В 23:00 ветер скис и начал крутить. За сутки пройдено 119 миль по генеральному курсу (на 00:00). Солнце село за чистый горизонт. Вечером "Вельбот" вызывал "Косатку", но она не отвечала. Связаться с "Былиной", "Арго" и "Дианой" не удалось.

27 июня 2009г.
Всю ночь ветер то стихал, то возникал, то от N, то от S. Делали повороты. Ход 2-3 узла. Утром сплошная высокая облачность, но дождя нет. Ветер дует от NE. Поставили рыжий спинакер. Ход 6-6.5 узлов. За завтраком получил поздравления от экипажа и подарки. Связи с "Арго", "Былиной" и "Дианой" нет. На наш запрос по УКВ ответила "Елена", идущая сзади. Утром в кильватерном следе "Ники" появилась голова нерпы, посмотрела на нас и исчезла. В 12:30 прошли траверз о.Найссар. Днем ветер усилился до 4-х баллов. Временами лаг зашкаливал. В 18:45 прошли о.Осмуссар и вышли в Балтийское море. В 20:00 открыли шампанское и отпраздновали моё 50-летие. Слушали классическую музыку. Я рулил часа три. Услышали по рации "Диану" и связались с ней. До этого видели яхту справа впереди - это она и оказалась. В 22:00 опустился туман. Уже в тумане обошли "Диану" и убрали спинакер. Затем видели "Арго". После огибания банки Хийумадал "Арго" также остался на 5 миль сзади. За сутки прошли 133 мили по генеральному курсу.
Саня - дипл. я/кап №297 от 29.10.1986.

28 июня 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
Полуостров Кыпу и мыс Ристианина огибали в тумане. "Диана" по рации сообщила "Арго", что включила мотор. В 03:45 прошли маяк Ристна. В 05:30 прошли от СПб 290 миль - половину пути до Гдыни. "Диану" и "Арго" не видно - дымка. Днем было солнечно и безоблачно. Установили связь с "Арго". Он идет сзади в 5-6 милях. Куда делась "Диана" неизвестно. Вероятно, ушла вперед под мотором, когда ветер затихал. В 16-17 часов провели учение по использованию спасательных жилетов. Опробовали один надуть из баллончика с ржавчиной. Сработал. Пробовали ставить страховочные леера - пришлось заменить скобы. В 20:00 опять связались с "Арго". Он уже в 19 милях сзади. Выяснили, что у нас на полной мощности рация работает ненормально на передачу - плохо слышно и неразборчиво, а на низкой мощности гораздо лучше. Саня сейчас разбирается в чем дело. Весь день несем рыжий спинакер. Находимся в 20:00 на широте Ирбенского пролива. Читали пособие для молодых членов экипажа. Днем слушал О.Митяева на подаренной магнитоле. С рацией Саня разобрался, подключив ее непосредственно на аккумуляторы, а не через тумблер "Приборы". Шура Астафьев и Серега Альбов музицируют на дудке и гитаре. Вечером на заходе Солнца закисло. За сутки прошли 111 миль. 


29 июня 2009г.
Ночью ветер скис. Осталась зыбь. Убрали спинакер и поставили геную №2 на бабочку. Спал до 08:00. Утром с Саней занялись ремонтом насоса. Нашли кожу, распарили её для изготовления манжеты. Парусов не видно. Связи нет (не отвечают). Погода отличная. Ветер NE. Поставили голубой спинакер в 09:00. Скорость 5 узлов. До Гдыни осталось 160 миль. Со второй попытки сделали манжету для насоса. Качает, но плохо. Днем заполнял чек-лист для контроля яхты в Гдыне. Вероятность того, что нас допустят до участия, мала. Я об этом прямо сказал экипажу. Говорил об этом и раньше. Есть проблемы и с яхтой и со спасательным оборудованием. Спасательные жилеты должны привезти в Гдыню. Что будет, то будет. В 20:00 связались с "Арго" - они в 14 милях сзади. Наш разговор услышали с "Акелы". Оказалось, что яхта, идущая сзади по корме у нас в 6-ти милях, это "Акела". Связи с "Дианой" и "Былиной" так и нет. Продолжаем идти под спинакером. Изучаем документы регаты, читаем, Шура играет на гитаре. Давление понемногу падает. Сегодня д.б. старт "Кубка Балтики" и защита диплома Дарьи Крюковой. К полуночи давление выровнялось. Солнце село чисто. До Гдыни на 00:00 часов оставалось 90 миль. За сутки прошли 112 миль.

30 июня 2009г.
Ночью спал в форпике до 08:00. Всю ночь шли под голубым спинакером. Я с 27.06 руля не касался - ребята рулят сами хорошо. Погода благоприятствует. Ветер NO-O 3 балла, безоблачно. После завтрака читал про кругосветное путешествие Магеллана в журнале "Вокруг света". До Гдыни осталось на 10:00 32 мили. Связи с "Арго" и другими яхтами нет. Прогноз погоды до 21:00 благоприятный. Скорость 6 узлов. Слышали, как русские погранцы вызывают "Диану". Её слышно не было. В 12:20 открылся в дымке берег - это п-ов Хель. Ветер закис. Ход 1 узел. Убрали спинакер. Поставили геную №2, затем убрали. Купались за бортом, мылись и стирались. Ветра почти нет. Ход 0.9 узла. До Гдыни 14 миль. Яхт и парусов не видно. Моем палубу и прибираемся в каюте. В 14:30 включил телефон на зарядку. Пришло сообщение от Березкина с "Былины". Первое - 28.07 в 16:40 они прошли Вентспилс, второе - 30.07 в 06:15 "Былина" ошвартовалась в Гдыне. В 14:50 Денис упустил красное ведро. Ход был 1 узел. Я дал команду достать ведро вплавь - достал. Вечером опять кисли. Еле дошли до Гдыни под парусами. Ошвартовались в 22:00 в яхт-клубе рядом с "Акелой". Затем пришла "Диана" и затем "Арго". За сутки прошли 96 миль. Устроили ужин с шампанским и водочкой - в честь окончания перехода СПб-Гдыня. Переход от дамбы Кронштадта до Гдыни занял 5 суток, по генеральному курсу (и по лагу) прошли 571 милю, а от Морвокзала 588 миль.

1 июля 2009г.
Ночью прошлись по Гдыне, выпили местного пива. Видели "Дар Поможе" и "Дар Млодзежи" - польские парусные корабли. Курс 1 zl=10 руб. Встал в 09:00 утра (побрился). Затем отдал CREW-LIST Джаннет (помнит Асафа). Не было № з/п Лены. Отправил Паше SMS. Под вечер получил от него №. От Лены сообщений нет. Спасжилеты так и не привезли! Ждали до вечера. Вечером пришла техкомиссия из 2-х англичан. Смотрели все тщательно. Сделали 5 замечаний по кругам, жилетам, пожарному одеялу и т.п. Их надо устранить до 11:00 04.07.09. Если не устраним, до гонки не допустят. Сходили с Саней искупались, но вода цветёт, и после купания ходили в душ. Все мероприятия для нас доступны даже без вердикта ТК. Поздно вечером после ужина сходили посмотреть с Саней парусники, но их еще пришло немного. Видели красивый старый бриг "ASTRID" из Голландии. Молодежь где-то шарится сама по себе.

2 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
Встал часов в 11:00. Разбудил Дима, стуча чем-то на палубе (снимал зачем-то штормовые леера). Саня звонил своему знакомому профессору из Гданьской Политехники - Витольду Курскому, который рассчитывал прочность рангоута-такелажа многих парусных кораблей, в т.ч. подобных "Миру". Купили в яхтенном магазине две лампочки для жилетов (Саня), пожарное одеяло - кошму и 25 м плавучего линя 6 мм (75+37 zl, Саня + Дима В.). Спасжилеты пока не привезли. Приехал В.Курский. В 17:00 было открытие регаты у корабля "Дар Поможе". В этом году ему исполнилось 100 лет. После открытия я, Саня и В.Курский ходили смотреть корабли. Зашли на "Мир" к Славе Бурлакову, посидели в его каюте. Затем пошли на "Седов", но Игоря Евдокимова там не застали. Познакомились с помощником - Николаем. Проводили Витольда и договорились встретиться с ним завтра в 09:00. Вечером были с Саней на капитанском ужине. Ужин как ужин. Ничего особенного. Выбора почти не было. Сидели за одним столом с Мартусем В. - "Штандарт" заперли на Неве. 


3 июля 2009г.
В 09:00 за мной с Саней приехал В.Курский на машине. Мы поехали к ним в Гданьск - в Гданьскую Политехнику, где он работает. Были в его кабинете, пробовали запустить "FESTА" - не получилось. Ходили по Университету. Заехали в LOT - Саня купил билет на 16:50. Затем вернулись в Университет, пообедали - Курский угощал. Потом отвезли Саню на аэродром, а меня Витольд отвез в Гдыню. Днем проходили соревнования среди молодежи, но наши набрали мало очков. В 17 часов был парад и награждение победителей соревнований - шли колонной по центральным улицам Гдыни. Вечером был CREW-PARTY для молодежи. Мы с Серегой и Шурой тоже ходили. Было много бесплатной жратвы и пиво по талону. В 23:30 приехала Лена, и мы все посидели вместе под занавес CREW... до самого его окончания.

4 июля 2009г.
С утра прошли тех. комиссию по устранению замечаний, жилетов так и не привезли. Лампочки взяли на "Былине", карабины на "Акеле". Светоотражающую полосу купили (Саня). К гонке нас допустили. В 10:00 все, кроме меня, поехали на экскурсию в Гданьск. Приехал Тимошков и стал оправдываться по поводу жилетов. Я внес 300$, и нам купили прямо здесь 8 жилетов, 8 ламп и 4 страховочных конца на 672$. 300$ обещали вернуть в Питере - посмотрим! Затем я ходил в кирху Св. Девы Марии на прощание с прахом Бьянки Билак - одной из основательниц "CUTTY SARK - OPSAIL". Её хорошо знал и дружил с ней Асаф. Был в двух кирхах, но не в тех. Только с третьего раза нашел, опоздав на 40 минут. Встретил Гриба с "Океана", сейчас он на "Адвенчере". Отдал родным Бьянки "ЗКВ" с некрологом Асафу, сделал запись в альбом соболезнований. Затем общался с Ричардом из Клайпеды - он взялся ремонтировать "Аушру" Л6, которую мы видели там в прошлом году. Много расспрашивал по конструкции и т.п. В 15:00 пошел на эсминец "Блускавитца" - музей, на "Дар Поможе" не успел, т.к. в 16:00 нужно было быть на брифинге капитанов. Много говорили по-английски - утомили, чуть не уснул. После брифинга получил гоночный флаг и поднял его на штаге. Наши вернулись из Гданьска. У Сереги болит нога - содрал кожу на шесте вчера. В 20:00...20:30 был на вечеринке помощников. Мои не пошли. Общался в "COCO-CAFE" со старпомом с "Акелы" - Мишей. Вечером ходили смотреть фейерверк.

5 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
Встал в 06:00. В 06:30 прошел погранконтроль. В 10:00-11:00 надо выходить. В 13:00 будет парад, а в 15:00-16:00 старт гонки №1. Мои все еле ходят - всю ночь где-то ползали. В 12:15 пьем чай и ждем дальнейших указаний от "PARAD CONTROL" на 72 кан. В 13:00 отошли под двигателем из яхт-клуба после "Арго", поставили грот. Маневрировали под гротом. Много яхт и кораблей. Нашли свой мателот "Георг Стаг" и ведущую яхту "Аглайю". Заняли свое место. Идем в составе парада под гротом и генуей. Скорость 4-5 узлов. Погода отличная. Очень красиво. Проходя мимо корабля "Дар Поможе", салютовали ему флагом и кричали троекратное "ура" два раза. Этому кораблю в этом году исполнилось 100 лет. После парада привелись от Гданьска на Хель. Лавировка. Старт отложили на 2 часа. У нас в классе D старт д.б. теперь в 16:00 + 2ч = 18:00 по UTC (20:00 по моск. вр.). Еле успели на старт, т.к. шли только под парусами в отличие от "Варяга" и др. Л-6. Ветер N 3-4 балла. Стартовали хорошо с ходом сразу за "Варягом". Затем обошли его ходами, т.к. он поставил стаксель. Других шестерок не видно. Старт был дан в 21:00 по моск. вр. 


6 июля 2009г.
Ночью ветер отошел к Е. Временами скорость падала до 0 узлов. В 10:00 доложили свои координаты на "RACE CONTROL", нас услышали. В 17:00 ветер от Е усилился до 5-6 баллов. Заменили геную на стаксель №1. В 20:00 снова сообщили свои координаты (шир.5632N, длг.1958Е) сначала на "Шарки", а затем в 20:30 на "RACE CONTROL". Вечером и ночью была приличная килевая качка. Трое укачались. Не жрут, только пьют чай, кофе. Сейчас 20:00, качка небольшая при галфвинде. Народ отошел. Пожрали. Я поспал немного. Завел Санин генератор для подзарядки батарей. Работает. Заряжал аккумуляторы 1,5 часа. На 21:00 со старта за сутки прошли 131 милю.

7 июля 2009г.
За ночь ветер отошел к SE. Пасмурно. Волна идет лагом. Несем полный грот и геную №2. Ветер 5-6 баллов. В 09:45 сообщили свои координаты на "RACE CONTROL". Через некоторое время с судейского судна сообщают ориентировочные места яхт в группе и в общем зачете. У нас 6-53, у "Былины" 8-56, у "Варяга" 4-49. "Диана" на связь не выходит. "Арго" где-то далеко сзади. В 15:00 в первый раз за гонку поставили голубой спинакер. В 15:30 лопнула скоба верхнего блока оттяжки грота-гика. Я рулил. Достаточно неприятная ситуация. Дима и Шура поставили такелажные скобы и устранили повреждение. Рядом с нами идут парусники, "TALASSA" - баркентина. Ранее прошел красивый бриг - название не разобрали. Заменили спинакер на геную и почти сразу обнаружили, что раскрылся лат-карман 2-й латы на гроте. Спустили грот и зашили карман. Прошли траверз маяка Кыпу в тумане в 17:35. Когда шли в Гдыню, здесь тоже был туман. Ветер отошел. Снова поставили голубой спинакер. Прямо по корме в двух милях идет "TALASSA" с небольшим креном на левый борт. В 19:20 сделали поворот фордевинд (без меня, я спал), т.к. ветер отошел к SSW. В 21:00 обогнули банку Глотова и прошли контрольную точку №1 правым бортом. Перед этим снова повернули фордевинд уже со мной. В 22:50 запустил генератор. Работал 1,5 часа, пока не кончился бензин. Генератор стоит на палубе юта принайтовленным к битенгу и утке. Аккумуляторов едва хватает на сутки. На 21:00 за сутки прошли 177 миль.

8 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
Ночью видимость улучшилась. В 01:47 услышали, что финишировал "Дар млодзежи". В 02:30 на Серегиной вахте рулил Шура и сделал непроизвольный поворот фордевинд. Я спал. Разорвало рым-болт оттяжки грота-гика в шпоре мачты. Поставили запасной. В 09:00 прошли контрольную точку №2 у маяка Таллинн. На этот момент у нас 7-50, у "Былины" 9-52, "Арго" 17-70, "Варяг" - нет данных. До этого было на 20:00 у нас 8-53, "Былина" 7-51, "Варяг" 17-78, "Арго" 18-77, "Диана" - нет связи. Таким образом, "Былину" мы обошли, но на финише ей надо привезти 2,5 часа. Несем спинакер. Я на шкоте, Леха рулит. Догнали "Улисс" из группы D, "Филина" из группы D и гафельную шхуну "Альбанус" из группы B. В 13:20 попали в штиль и убрали спинакер. Сейчас идем под генуей и гротом при WNW ветре 2 балла. Скорость 4 узла. Ветер зашел к NNO и усилился. Идем в бейдевинд. В 16:15 прошли траверз о.Мохни. Финишировали в 20:16. За нами в 1,5 милях "Улисс". Связались с ним по УКВ. Они нас поздравили и пригласили к себе в Питере. Доложили координаты и время финиша на "Варяг" и "Лорд Нельсон". Видели близко баркентину "Калиакрия" из Болгарии (по-моему, она, не дойдя до финишной линии, убрала паруса ?!). На 21:00 за сутки прошли 153 мили. Всего в гонке №1 прошли 461 милю за 71,3 часа. Vср=6.5 уз. 


9 июля 2009г.
В 01:00 ночи взяли риф на гроте и заменили геную на стаксель №1. Ночью ветер от Е начал усиливаться. Заменили стаксель на штормовой за о.Гогланд. Утром Солнце было красное. Ветер 10-15 м/с, шквалы с дождем. Я промок насквозь. Убрали шт. стаксель, взяли на нем риф и приготовились к постановке, но не ставили. Идем в лавировку у о.Соммерс под зарифл. на 1-й риф гротом. Я переоделся в сухое и пошел спать. В 13:15 проснулся от шума на баке - ставят шт. стаксель. Вылез наверх. Ветер ослаб, волна осталась. Движемся у о.Мощный. Выходил на связь с нами "Варяг". Он где-то сзади. Сказал, что "Былина" финишировала ок. 02:00 ночи 9.07.09. Сейчас 15:15, подходим к о.Сескар. Выглянуло Солнце, но ветер и волна еще приличные. Пожрали бутербродов с чаем и лимоном. В 20:00 пытались выйти на связь с судами TSR, никто не отвечает. Связались с "ULISSES", передали им свои координаты финиша и время финиша для отправки на судейское судно. Связь с "Приморск-трафик" на 68 кан. и "Петербург-трафик" на 12 кан. хорошая. Нас обошла английская яхта с номером на парусе 2097L. Заряжал аккумуляторы 1ч 40м. В 22:00 прошли траверз Мк Толбухин. "Радио-9" сказало, что в это время "мы идем в Кронштадте у Кроншлота"(?). В 23:30 прошли дамбу, а в 23:50 Военный угол. На 21:00 пройдено по лагу 120,9 миль.

10 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
В 03:30, двигаясь по Корабельному фарватеру, получили указание пропустить караван судов, прошедших разводку под мостами. В 04:30 ошвартовались у причала "D" Морвокзала для ожидания проводки. В 05:00 отошли под мотором от причала "D" и вошли в Большую Неву. В 05:30 у таможенного дебаркадера. Сильное течение ок. 3-х узлов. Яхту держим на руках. Контроль прошли без замечаний. В 06:30 перешли и ошвартовались лагом к "ULISSES" у понтона на месте стоянки судов TSR у моста Лейтенанта Шмидта. Получили "Добро" от "River traffic" ошвартоваться правым бортом к бону за кормой "ULISSES". Затем подошел и "Варяг". Встал к нам лагом.

За весь переход с 25.06.09 по 10.07.09 по лагу прошли 1254 мили.
После швартовки сразу была подана Декларация капитана с временем и координатами финиша в RACE OFFICE. После швартовки нас встретил Паша Бренс, затем приехал Саня. Я ходил в душ - вода холодная! Крючков, скамеек, зеркал нет. Больше я в этот душ не ходил.

10-14 июля 2009г.
10-14 июля - стоянка на причале для участников регаты у моста Л.Шмидта. Мероприятия, в кот. мы участвовали:
- ужин для капитанов в Мраморном дворце,
- Саня привез "Меву", на кот. катались под парусом и на веслах,
- посетили музей Горного института,
- участв. в прараде и награждении экипажей,
- были на "Дар млодзежи",
- участв. в CREW-PARTY на пляже Петропавловки,
- участв. в Автергард пати (вечеринка для помощников), 
- ходили на "Седов" (виделся с Игорем),
Дневник капитана (TSR 2009)

Приходили к нам: Родик, Шура Ган, Саяркин, Гадалин, Агеев, Киса, Ира, Марго, Татьяна, Винокуров, Людмила, Шпаков, Ардатов, Цвиркунов и др.
За время стоянки несколько раз говорил с Питером Ньювеллом - директором гоночного комитета, т.к. на нас наложили штраф в 3ч03м за невыход на связь в 09:00 09.07.09 (после финиша). Оказывается, они не знали о нашем финише. Либо сообщение с "Лорда Нельсона" до них не дошло, либо они его прошляпили. Капитан "Нельсона" показала журнал радиоприема, где зафиксировано время нашего финиша 16:16:50 GMT и сказала, что оно было передано и принято на RACE CONTROL 08.07.09 вечером. Буду разбираться. В итоге за гонку №1 с учетом штрафа у нас 11-е место из 28-ми яхт класса D. З яхты сошли с гонки, в т.ч. "Елена" из Питера.

P.S. В СПб с яхты убыли Астафьев Шура, Хрущев Денис и Кузьмин Илья. Вместо них на борт прибыли Игнатьев Алексей, Бренс Паша и Степан Конаков.

15 июля 2009г.
14 июля в 18:45 отошли от бона наб. Л-та Шмидта для участия в Параде парусов. Прошли Корабельный фарватер под двигателем - дуло в морду. Нас обогнали почти все яхты, т.к. двигателем не форсировали. Сойдя с Корабельного ф-ра, поставили паруса и выключили мотор, т.к. топлива нам никто не давал. Встретили "Робинзон", покричали УРА-А-А. В 23:00 прошли створ Кронштадтской дамбы. Утром 15.07.09 дуло от W, шла зыбь. Степан укачался, остальные нет. Паша обнаружил отсутствие пальца на талрепе правого основного бакштага - расконтрился и ушел за борт - ЧП !!! Поставили другой. В 16:06 пересекли границу России - Финляндии между 15 и 16 буями к NW от Соммерса. В 18:45 прошли погранконтроль на о.Хааппассааре. Стояли "Былина", "Варяг", "Юнга", "Звезда". На пути в Котку ставили спинакер, но к вечеру скисло. Все пошли под дизелями. Мы тоже завели мотор и шли 1,5 часа. В 00:20 ошвартовались в Котке лагом к "Звезде" 8-ым бортом!!! Ночью посидели на "LIETUVA" (Конрад-54). Хочу завтра сходить в Морской музей и Николаевскую церковь. Сегодня опоздали на все мероприятия в Котке (капитанский прием и др.), но не очень-то и хотелось. Практически весь путь прошли под парусами в отличие от остальных. Пройдено из СПб до Котки по лагу 130,8 миль.

16 июля 2009г.
Встал в 08:00. Сходил в душ. Днем сходили в Морской центр и на ледокол "TARMO" (бесплатно). Очень интересно. Перешвартовались к "Юнге". Решили еду на яхте не готовить, а посидеть за столиком на берегу. Поели сарделек с картофелем и разными приправами (причем приправы можно брать бесплатно и в любом количестве, также и воду, морс). Порция стоит 6 Евро (ок. 270 руб.). Затем ходили гулять по городу. Посетили кирху. Слушали орган. Затем были в церкви Святого Николая. Я купил свечку и поставил у его иконы. Сегодня в Котке праздник по случаю 130-летия города. Вечером на набережной было очень много народу. Все едят, пьют пиво, просто сидят и глазеют. На яхты не просились! Вечером я погулял один. Видел немецкую пушку 88мм калибра. Договорился с "Адвенчером" о буксировке в Хельсинки. Назначили на 05:00 утра.

17 июля 2009г.
Встали в 04:30. В 05:00 отошли от г.Котка и встали на буксир за "Адвенчером". Скорость 6 уз. Днем ветер от S-SW усилился до 5 баллов, значительная волна ок. 1,0 метра. Скорость упала до 3 уз. В 13:30 были примерно на середине пути до Хельсинки. К 16-17 часам ветер и волна от WSW еще усилились. Такого плавания еще не было. Когда проходили подветренные камни, было жутковато. Лопни буксир, и ты на камнях. Но, так или иначе, мы пришли в Хельсинки, буксир не лопнул. Ошвартовались на о.Суоменлина (Свеаборг) в 01:20. Прошли от Котки на буксире "Адвенчера" по лагу 82,7 мили. "Варяг", вышедший из Котки одновременно с нами, пришел сюда только ок. 09:00 утра.

18 июля 2009г.
Встал в 08:30, сходил в душ. Почти все поехали в Хельсинки на пароме. Остались я, Паша и Дима. Пришлось перешвартовываться в сцепке с "Адвенчером", т.к. внутренние яхты захотели уходить. Затем обошел весь юго-западный остров по периметру. Был на слипе и на подводной лодке "Вейсикко". Вместо 4-х Евро за билет заплатил 2 Евро как участник TSR. Осмотрел сухой док и др. Затем пришел и проспал с 14:30 до 17:30. Все вернулись из центра. Делать здесь больше нечего. Вышли из гав. Суоменлина в 20:30. Ветер SW 3 балла.

19 июля 2009г.
Ночью ветер скисал на 1,5-2,0 часа, затем отошел к Е. Утром я встал, и поставили спинакер. Прошли рядом с Мк Порво и по магнитной аномалии у о.Юссарё. Днем ветер усилился, спинакер убрали. В 14:00 прошли Ханко и вошли в Або-Аландские шхеры. Ветер попутный. Несем геную на бабочку. В 17:05 ошвартовались в гав. Казнас рядом с "Арго". На переходе опять лопнул рым оттяжки гика в шпоре мачты. Вставили в степс шпильку и завели оттяжку по-старому. Ходили в лес, там много земляники. Я нашел штук 20 лисичек. Вечером посидели в сауне. Поужинали жареной картошкой с лисичками и пивом. Затем пели русские песни. Снаружи пошел дождь. Легли спать под классическую музыку из приемника.

20 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)
Разбудил всех в 10:30. Погода пасмурная. Накрапывает дождь. "Арго" ушел в Nauvo. Мы решили немного подождать, т.к. прогноз SW 9-13 м/с. По наводке А.Березкина я, Леха Игнатьев, Паша и Дима посетили местный аквапарк. Были там более 2-х часов. Купались в джакузи, плавали в бассейне, играли в мяч, сидели в финской и турецкой саунах. Окунулись в ванну с водой 9 градусов Цельсия. Соревновались по плаванию между собой: 1-е место - Вирцев Д., 2-е - я, 3-е - Игнатьев А., 4-е - Бренс П. На весах я весил 83,3 кг. Решил уходить в Nauvo завтра утром ок. 07:00. Сейчас 17:40 - отдыхаем на яхте. Отправил Сане сообщение с № тел. Гана. Вечером Паша, Дима и Леша Игнатьев ходили на "Былину" - пели песни. Я лег спать ок. 23:00. Слушал музыку и вой ветра. Ветер SW 9-11 м/с. 


21 июля 2009г.
Встал в 08:00. Поднял остальных. Попили чаю, взяли риф на гроте и завели стаксель №1. Дует по-прежнему SW 8-10 м/с. По прогнозу будет больше. Отошли под мотором (корму занесло на соседний буй, но ничего не зацепилось). Вышли в 09:30. Красивые шхеры, волны почти нет, ход 6-7 узлов. Четыре мили пришлось идти под мотором и гротом (1 час времени). Ошвартовались в Nauvo в 14:40, пройдя за 5 часов 32 мили. Получил сразу прогноз погоды на 22 июля: S-SW 8-12 м/с. Прогулялись после обеда с картошечкой и водочкой. Были в Кирхе. Затем я получил третий конверт CIC POC'а. Сейчас выполняем судовые работы, Дима и Паша спят после ночных сидений на "Былине". Познакомился с Сергеем Щербаковым - капитаном яхты "Сибирь" из Омска. Был на яхте, поговорили. Здесь стоит "Юнга". Посмотрел, как у нее вырвало вант-путенс левой задней вантины. Конструкция хреновая. Сергей Ивануса сделал временный ремонт. "Варяга" и здесь нет. Утром еще в Kasnas говорил по рации с "Адвенчером" - они были с "Дианой" в Ханко. Вышли к Турку. Сюда уже пришли до нас "Акела" и "Ариэль". Позже пришла "Елена" с Тимошковым на борту. Надо сходить в душ и ложиться спать. Вечером сходил в баню с парилкой (в русском стиле). После бани с Мишей (с "Акелы") посидели в баре на "пароходе" - попили пива, поговорили, вспомнили былое.

22 июля 2009г.
Встали в 12:00 (я раньше). Написал приказ №1 о разложении на берегу, назначил ответственных по заведованиям. В 13:20 зачитал приказ, вопросов не было. В 13:50 отошли от Nauvo под мотором. Предварительно я договорился с Тимошковым на счет буксировки нас "Еленой", т.к. ветра почти не было. Встали на буксир. Прошли около часа, появился ветер, отдали буксир и пошли под парусами. В 17:25 ошвартовались в г.Турку. Круиз ин компани закончен: посетили Котку, Хельсинки, Казнас и Науво. Приехал Шура Ган. Вечером погуляли вокруг реки Аура. Возвращаясь, встретили Игоря с "Седова" - посидели у нас, выпили, закусили. Приходил Миша с "Акелы" (веселый). В 02:30 легли спать.

23 июля 2009г.
Встали в 10:00, позавтракали, я сходил в сауну. В 12:00 была экскурсия по городу. Были в Кафедральном соборе и в музее ремесел. Было интересно. В 14:00 - церемония открытия регаты в Турку, а в 14:15 была экскурсия на судоверфь, где строят круизные паромы-чемоданы. После экскурсии я отдал свои 3 конверта CIC-POCKER в палатку STAF и пошел на "Лорда Нельсона". Пообщался с капитаном - Клер и капитаном с "LOA" и его помощником. Клер угостила нас пивом и отдала мне лист радиосвязи за 08.07.09, где зафиксировано наше время финиша. До этого я купил за 5 Евро книжку с участниками TSR-2009. Шестерки в списке почему-то не указаны, но фотографии есть. "Нику" почему-то запихнули в класс С, хотя мы в классе D. Я попросил поставить в книжку печать "Лорда Нельсона" - поставили, помощник с "LOA" тоже пожелал нам хорошего ветра, написав об этом в книге на страничке "LOA". В районе 19:00 я ушел к себе, чтобы переодеться для капитанского обеда. Обед был в Городском замке. Сидели за длинными столами. Еду приносили согласно меню. Вино подливали исправно, сначала белое, затем красное, а под конец кофе с коньяком. Пришел на яхту, а там не спят - пьют вино. Выпил еще вина с ребятами и завалился спать.

24 июля 2009г.  
Дневник капитана (TSR 2009)

Дима, Степан, Леха Игнатьев, Лена и Паша встали часов в 10:00 и пошли на соревнования. Я встал в 10:30 и пошел в душ. Потом, идя на яхту, встретил Игоря с "Седова". Зашли ко мне на борт, я переоделся, и мы вдвоем пошли погулять. Были на "Сегуне", "Suomen Yutsen" ("Лебедь Финляндии") и в морском музее. Пошел дождь, и, возвращаясь назад, я сильно промок. Я узнал о розыгрыше CIC-POCKER'а. Выиграла яхта "TMX" (чудес не бывает - они готовятся заранее) из Финляндии. Игорь принес мне тельняшку Асафа. Затем я отдохнул перед CREW-PARADE. Парад прошел под дождем, награждение также было под дождем - ходили в непромоканцах. После парада стирали и сушили белье в прачечной. В 20:00 ходили на CREW-PARTY. Было лучше, чем в Питере, но хуже, чем в Гдыне. Шел дождь.

25 июля 2009г.
Встали ок. 11:00. Был в сауне, душе. В 12:15 на автобусе ездили на экскурсию на о.Руйссало. Было очень интересно, особенно карельская изба, построенная финским батальоном №14 на севере Карельского перешейка в 1942г. и перевезенная сюда после войны. После ходил по судам - собирал штампы. Затем был капитанский брифинг. В 20:00 был с Шурой на фуршете для офицеров. Было много еды и вина, пива. После фуршета с Мишей (с "Акелы") и Шурой зашли в бар - выпили пива на 10 Евро. Придя на "Нику", узнал, что меня искал Игорь с "Седова". Через 20 минут пришел сам Игорь - принес подарок - банку кофе. Посидели, поговорили, потом стали собираться ко сну. Ветер обещают SSW-WSW.

26 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)

Поднял всех в 10 часов. Поздравил с Днем ВМФ. Сходил в сауну и душ. Затем позавтракали. Степу определили на "Арго". Пока до Клайпеды, а там посмотрим. Вчера договорился на счет буксировки за "Витязем". "Адвенчер" нас буксировать отказался. В 13:40 отошли от бонов г.Турку под мотором. Много народа на набережных р.Аура. За поворотом зацепились за "Витязя" и шли так около 10 миль. Затем поставили паруса. Лавировка по фарватерам. Ветер SSW-WSW 5-7 м/с. К ночи решили встать у о.Кальвхольм. Около 23:40 отдали якорь и подошли к острову. Затем перезавезли якорь, но он держит плохо. Подошли "Арго", "Варяг" и "Витязь". Санина GPS выключилась. Оказалось, отвалилась иголка "-" контакта 12В сети. Что делать? Другие иголки не работают. На "Витязе" оказался маленький паяльник. Я припаял иголку, но хреново. Саня расстроится. Это случилось из-за того, что GPS вращался, а провода сильно торчали. Пока работает. Ночью отметили День ВМФ Пашиной "Морошкой" и жареными сосисками с помидорами и огурцами. Где-то в 01:20 легли спать. Погода тихая. Видели двух лебедей. Ягод нет. Серега нашел несколько лисичек. 


27 июля 2009г.
Встал в 05:30. Сходил на остров. В 06:00 поднял остальных. Отошли от острова в 06:30 под мотором, и сразу поставили паруса. Лавируем по фарватерам. Ветер SW 3-5 м/с. Сейчас 10:30, до нашего старта остается 3,5 часа. В 12:00 ветер стал скисать. В 12:30 завели мотор. На старт опоздали на 3 минуты. Стартовали у нижнего знака. Рядом "Варяг". "Арго" опоздал на старт примерно на час. Сейчас идем в гонке со скоростью 4.5-5.5 узлов. Ветер в рожу, 5-7 м/с, WSW. Волна сучья не дает разогнать яхту. Весь день идем в Лавировку. Докладывали свои координаты на 20:00. Сообщили, что мы в классе D 13-е, в общем 37-е. Неплохо.

28 июля 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)

Ночью были непроизвольные повороты оверштаг. "Варяг" вышел вперед. На 09:00 утра мы по координатам 10-е и 31-е. В 12:00 прошли первую маршрутную точку - Мк Готска-Санден. Весь вечер лавируем у западного берега о.Готланд. К полуночи подошли к Висбю - море огней. "Варяг" впереди. На 20:00 нам передали, что мы 7-е и 31-е, а "Варяг" 6-й и 28-й. "Былина" идет где-то впереди. 


29 июля 2009г.
Где-то в 03:00 ветер отошел к W и усилился. В 05:40 прошли 2-ю точку маршрута - траверз Мк Стура-Карлсё. Около 08:00 поставили голубой спинакер. Под ним и обогнули Мк Хобург - 3-ю точку маршрута около 09:30. На 09:00 были 10-е и 48-е. "Варяг" 12-й и 46-й, "Былина" 3-я и 23-я. Весь день шли под спинакером. Убрали только в 22:10, т.к. ветер зашел на ESE и ослаб. "Варяг" виден сзади. Передал его координаты на 20:00. Вчера обнаружил на верхнем шве грота протертость. Решил идти так, надеясь на "авось". Условий для ремонта пока нет - надо ждать штиля. Ветер зашел еще больше к SE. Не выгребаем.

30 июля 2009г.
Ночью спал. Встал где-то в 06:00. "Варяг" чисто по корме. На рассвете сделали поворот оверштаг. Ветер стал скисать. На контр-галсе "Варяг" прошел у нас по носу в 1 кбт. К финишу ползли еле-еле. "Былина" тоже здесь. Она финишировала первой. Мы с "Варягом" договорились, что финишировали одновременно, т.к. шли круче него. После финиша пошли под мотором в Клайпеду. Ошвартовались сами в затоне у Замка (разводного моста нет). Сходили в душ (совместный!!!) и стали готовить ужин. Леха принес пива и селедочки (по моей просьбе). Вечером посидели в кокпите, поели, попили. Пригласили Кекса - отметили окончание гонок. Отправил sms-ку Ире. Жаль, что так и не увидели в гонке большие парусники - они застряли в пути из-за встречного ветра и штиля. Вечером приехал Винокуров.

31 июля 2009г.
Встали часов в 10:00. Отдал в RACE-OFFICE декларацию по гонке №2 и письмо по поводу штрафа в гонке №1. Команда собралась в город. Я еще поспал, сходил в душ. Зашел мужик - владелец Л6 "Fata Morgana", поговорили, записал его данные, договорились увидеться и посмотреть его яхту. Вечером сходил на "LEGIA" к Вальдемару, на "Адвенчер". Он уходит завтра утром в Балтийск. В 20:00 был на капитанском обеде. Желающим капитанам там предложили сделать отпечаток ступни в гипсе. Я сделал. Там записали мои данные и выдали брелок со ступней. Позже ребята говорили, что видели в городе выставленные отпечатки, в т.ч. и мой. После ужина был на "LEGIA" у Вольдемара.

1 августа 2009г.  
Дневник капитана (TSR 2009)

В 10:00 был на бриге "Tre Cronor af Stockholm" по приглашению, сделанному еще в Турку. Вышли в море. Дуло прилично, была волна. Были поставлены почти все паруса. На салинг я не полез, но видел все очень хорошо. На обратном пути капитан Аллан предложил мне порулить. Шли в бакштаг. Ощущение непередаваемое и незабываемое. Здорово. Ради одного этого уже стоило сходить на TSR. Когда вернулся, узнал, что на соревнованиях по футболу Диме Вирцеву сломали левую руку. Наложили гипс, вроде все хорошо, но возвращаться он будет посуху. Степа пойдет с нами. Днем был парад экипажей по улицам города и награждение призеров. У нас за вторую гонку 9-е место в классе D. Это неплохо. Все три призовые места заняли русские яхты в классе D: 1-я "Сибирь", 2-я "Петр-1", 3-я "Юнга" - они имеют самые маленькие коэффициенты в классе D. Вечером был на CREW-PARTY, поел. Перед этим приходил Ричард с "Аушра" с друзьями. Показал ему яхту.

2 августа 2009г.
С утра сходил на "Седов" к Игорю. Он дал мне диск с книгами Эша и Миддендорфа. После этого съездили на косу в Морской музей и океанарий. Я сходил на пляж - искупался. Брелок со ступней видно где-то отстегнулся и исчез. После этого был капитанский брифинг с разбором полетов. В конце я поблагодарил капитаншу с "Шарки" за помощь в радиосвязи. Поговорил с Питером. Он сказал, что я не виноват, и штраф д.б. аннулирован, но результаты они не исправляли, т.к. мы все равно не в призах - было мало времени, как он сказал. Так, что в 1-й гонке мы 8-е в классе D. После брифинга с Шурой Ганом были на Aftergard Party, поели, послушали музыку, Шура танцевал. Вечером посидели на яхте, смотрели салют. Затем я сходил вдоль набережной и посмотрел еще раз на парусники. В свете салинговых огней они выглядят очень красиво. Лег спать, но соседи-поляки гуляли всю ночь, и выспаться не удалось.

3 августа 2009г.
Поднял всех в 09:00. Сходил принял прохладный душ. Вымыли палубу, заправились водой. В 11:45 отошли под мотором от бона. Ветер слабый. Дима и Леха провожали нас, пока мы шли по речке. Затем поставили грот и вырубили мотор. В 12:00 начался парад парусов. Мы шли в 1-й группе за "Седовым". С нами были "Арго", "Былина", "Сибирь" и "Варяг". На прохождение мимо VIP-судна не пошли, т.к. надо было идти на юг, ветра было мало и бензина тоже. Решил идти на север - домой. Точно также поступили и все наши яхты, идущие рядом. К вечеру ветер усилился, поднялась волна. Шли в лавировку под зарифленным гротом и стакселем №1. Дошли до середины моря правым галсом. Сделали поворот. Видны ходовые огни яхт. Связывался по УКВ с "Арго". Они решили зайти в Лиепаю. Мы идем дальше. Четверо укачались.

4 августа 2009г. 

Дневник капитана (TSR 2009)
Ночь лунная и звездная, но небо нечистое. Ветер NE 9-11 м/с. К утру ветер начал стихать. Отдали рифы и заменили стаксель на геную. Спал в форпике почти весь день с перерывами. На траверзе Вентспилса рядом прошла "Ариэль" - они пошли в порт. Видели идущую туда же немецкую яхту "Астрид" (кеч). Ветер NE 3-7 м/с. Сделали поворот от берега в море. В 21:30 Серега Альбов, сидя на носовом релинге, обнаружил в воде целую колонию медуз. Я вылез и также их увидел. Решил лечь в дрейф, т.к. ветер все равно слабый, и поймать медузу. Легли в дрейф. Скорость 0.8 узла. Шура Ган ведром поймал две медузы. Посмотрели, подержали в руках, сфотографировали. Диаметр одной был 5 см, другой 12 см. Не жгутся, т.к. это балтийские медузы. Снялись с дрейфа. Ветер слабый от NE. В районе Вентспилса нас два раза облетел на малой высоте патрульный вертолет, но вопросов не было, видно читал номер на парусе. Прослушали прогноз погоды: ветер 2-6 м/с от N, NE. Принял решение в проливы не идти. По правому борту на траверзе виден Ирбенский маяк. Скорость 3 узла. Готовится ужин. За сутки с 12:00 03.08 до 12:00 04.08 прошли 150 миль, по генеральному курсу 100 миль от Клайпеды до Вентспилса.

5 августа 2009г.
С утра событий не было. Ветер скис, дует от NE, ENE, скорость 2-3 узла по генеральному курсу. На 15:00 находимся на траверзе пролива Соэла-Вяйн. Перезарядил гальюн. Им пользуется только Лена. Потом валялись на палубе, читали, обсуждали различные темы и сны. Потом спал. В 21:30 прошли траверз мыса Ристианина. Смотрел в бинокль на косу, по которой ходил с Саней зимой 2007г. В этот раз маяк Кыпу виден отчетливо. Посмотрел и снова в форпик. Ветер слабый, слегка покачивает, спится отлично.

6 августа 2009г.  

Дневник капитана (TSR 2009)

Утром ветер усилился. В 01:30 прошли траверз Мк Тахкуна. Я все время дремлю в форпике - впрок. В 07:00 прошли траверз о.Осмуссаар совсем рядом. Проконтролировал прохождение банки Неогрунд и о.Крясгрунд. Часов в 10:00 я сел на руль, и почти сразу ветер зашел к ENE. Вошли в залив к Палдиски. Шура Ган встал с койки, чтобы посмотреть на берег, где он некоторое время жил в воинской части ПЛ. Прошли рядом с мысом Пакри. Идем в Суурупский проход в Таллинн. В 18:30 ошвартовались в правой гостевой гавани Пирита. Сходили в магазин Silver, поменяли деньги. Я купил Vana Tallinn. Ребята поехали в Таллинн. Хотел заплатить за стоянку, но выяснилось, что она стоит 280 Kr. У меня осталось только 242 Kr. Договорился, что заплачу позже. Такие деньги 15 Kr = 1 Евро, 1 Kr = 3 руб. Посидел один на яхте, попил пивка с крабовыми палочками и чипсами. Рядом стоит финская яхта. Там мужик, баба, две собаки и рыжий кот. Мужик говорит это его друзья. Собак выводил гулять почему-то по одной. Кстати, пиво и крабовые палочки говно. Где-то в 00:40 лег спать, не дождавшись гуляк. 


7 августа 2009г.
Утром заполнил судовые роли. Наши пришли в три часа ночи (ехали на такси). Еще спят. Ночью пришла "Русь". Я пообщался с Андреем Андрияйненом - капитаном. Он сказал, что пограничников теперь в Пирите нет, и их надо вызывать через хабор-мастера. Т.к. они должны были приехать с паспортами членов экипажа "Руси", я решил их дождаться. Тем временем поднял остальных. Пограничники приехали и отметили нам сразу и приход и отход. Немного поворчали. Потом мы с Шурой Ганом сходили в магазин. Купили Vana Tallinn. Он вчера купил билет на автобус и сегодня в 15:00 уезжает в СПб. Заплатил за стоянку 280 Kr. Душ здесь надо оплачивать каждому отдельно по 60 Kr (4 Евро). Я вчера просто вымыл голову в гальюне - была горячая вода. А сегодня решил искупаться в Пирите. Погода солнечная, и мы со Степой и Серегой Альбовым пошли на пляж и искупались. Вода пресная! Остальные в это время были в душе, а затем в магазине. Шура Ган уехал. Выпили две бутылки шампанского и в 16:00 вышли в море. Ветер NW 3 м/с. Через час ветер зашел и скис. Еле обогнули светящий знак Аэгна. Легли курсом на о.Кери. Я пошел спать.

8 августа 2009г.  
Дневник капитана (TSR 2009)

В 04:00 на вахту меня не разбудили (я несу вахту вместо Шуры Гана - он уехал из Таллинна на автобусе). Сделал выговор. Попили чаю со Степой и засекли момент восхода Солнца. Совпал точно со временем восхода в GPS. Ветер опять скис. Скорость 2.4 узла. Проходим траверз о.Мохни. Месяц назад "Ника" шла здесь же под спинакером в гонке №1. Резались с "Feeling" и др. Похоже, день будет жаркий и маловетренный. Ветер отошел, поставили синий спинакер. Впервые с Клайпеды!!! В 12:00 прошли о.Вайндло. В 14:20 оставили о.Родшер по правому борту в 3 кбт. В 16:20 прошли Южный Гогландский маяк. Видели "Норд" из Выборга, который швартовался к плавучему бону. Видели, как буксиры (предположительно из Польши) тащили каждый по судну, видимо из Выборга на достройку. Связывались по рации с "Адвенчером" - он заходил на Гогланд за соляркой. Идет где-то впереди. Вечером из-под тучи подуло. Пошел небольшой дождь. Убрали спинакер. Затем опять ставили спинакер и опять убирали. Ночью прошли о.Сескар.

9 августа 2009г.
Солнце встало в 06:03 и ушло за тучу. Ветер был слабый. Теперь немного усилился. Скорость 6 узлов. Степа рулит. Подходим к линии Стирсудден-Шепелевский. Вечером накануне "Вельбот-136" запрашивал у нас: "В каком месте проходили границу?" В 12:20 еле дошли до прохода в Кронштадской дамбе. Течение 1.5 узла. Ход 1.5 узла. Встали. Запустили мотор. Вышли в Маркизову лужу. В 18:00 ошвартовались у причала "D" Морвокзала, предварительно пройдя от Кронштадта до Корабельного фарватера под мотором, по Корабальному под спинакером. У причала "D" подсели на мель, но быстро снялись. Погранцы и таможня промурыжили меня до 19:00. Отошли под двигателем и прошли под ним весь Корабельный фарватер. Проходим Лахтинский фарватер - не верится, что уже дома. В 22:00 ошвартовались у своего бона в ВИФКе. Встречала Ирина. Выпили шампанского. Поход закончен. Всего по лагу пройдено 2726 миль.


Вадим Манухин,
капитан яхты «Ника»
© 2021 команда яхты "Ника"