Автопробег по европейскому заполярью

Этот автопробег случился в июле 2016 г. После возвращения домой и короткого рассказа о путешествии я обещал экипажу нашей яхты, трудившемуся в эти дни над завершением её ремонта, описать эту поездку подробнее. Об этом меня просил во время пробега и его инициатор – Адриан Носов. Сразу написать не получилось, как всегда, что-то мешало. И вот спустя полтора года, в начале нового 2018 года, я выполняю данное обещание.

В 2016 г. наша яхта «Ника» в связи с ремонтом носовой части палубы была спущена на воду только 27 июня – в день моего рождения. Оба эти события были соответствующим образом отмечены. Может, в этот день или несколько раньше, уже точно не помню, Родик, он же Адриан Евгеньевич Носов, предложил мне с женой съездить на его машине на Нордкап. Предложение было заманчивым, т.к. в отличие от Родика, на мысе Нордкап мы никогда не были. Испытывая определенные сомнения, поскольку в начале августа мы собирались пойти на «Нике» в Сандхамн для участия в гонках классических яхт SCYT и еще оставались работы на яхте, я понимал, что другого случая может не представиться. В конце концов экипаж, видя мои сомнения, заявил, что справится с оставшимися работами без меня. Итак, решив, что надо использовать выпавший шанс, мы приняли предложение Родика.

ПОЕХАЛИ...

Концепция путешествия состояла в следующем. Доехать до мыса Нордкап через Финляндию. Увидеть океан и умереть (умереть – это шутка, обычно так шутят про Париж). Затем по Норвегии через Восточный Финмарк и Киркинес проехать в Мурманск. Далее, возвращаться домой. По какому маршруту возвращаться, ясности еще не было. Был вариант посетить Соловки, но решение оставили «на потом». Все расходы направить на дизтопливо (ДТ) для машины, харчи и примус взять с собой, ночевать в палатке, воду набирать из горных ручьев-водопадов. На всё по расчету времени - десять суток.

5.07.16 (вторник)

В 04:00 Родик заехал за нами на Комендантский. Поскольку он запаздывал, и мы уже собрались, сборы и загрузка много времени не заняли. На «лаге» 227250 км. Через 10 минут мы уже ехали в направлении Светогорска. Шел дождь. По дороге где-то в районе поворота на Цвелодубово и указателя «р. Великая» оформили зеленую карту (2450 руб.). ОЛ=227374 км. До Выборга 58 км. Заправились ДТ на АЗС «Кирпичное» (36.15 руб./л х 38.64 л =1396.84 руб.)*.

* Мне было поручено вести бухгалтерию, контролировать маршрут и записывать то, что сочту нужным. Поэтому мой рассказ о путешествии будет оформлен в виде дневника с указанием дат, отсчетов «лага» (ОЛ) и расходов. Некоторая естественная «суховатость» дневника будет по возможности «размочена» лирическими отступлениями.

В 07:15 приехали в Светогорск. Дозаправились до полного бака (36.20 руб./л х 4.91 л =177.74 руб.). В багажнике еще лежала 10-литровая канистра с ДТ. Бензин и ДТ в Евросоюзе стоят намного дороже.

В 08:00 прошли погранконтроль без замечаний.

Лирическое отступление «Загадки техники». Меня всегда удивляла особенность проезда нашей границы на автомобиле. Начать с того, что за несколько километров до КПП происходит первичная проверка наличия загранпаспортов с визами. Надо по требованию дежурного (обычно пограничницы) остановиться и предъявить паспорта и всем показать свое лицо. Затем перед КПП вытягивается длинная очередь машин, которые по мере приближения к КПП сами выбирают «дорожку» пересечения границы, где опять стоят в очереди. Все заняты наблюдением, по какой «дорожке» очередь движется шустрее. Естественно, выясняется, что была выбрана не та «дорожка», т.к. на других все происходит быстрее, чем на своей. Иногда, не выдержав, какой-нибудь нервный водитель выруливает из своего ряда и пытается влезть по-наглому в соседнюю «дорожку». Его, естественно, никто не пускает. Доходит иногда до мордобоя. Это порой скрашивает ожидание стоящих в очереди и наблюдающих от нечего делать по сторонам. Метров за 10-15 до будки КПП все вываливают из ближайших автомобилей и становятся в очередь перед окошком будки. Впереди водитель, за ним пассажиры. Приходилось стоять на морозе -20ºC. Причем, несмотря на то, что для обработки документов используется современная техника, стоять приходится долго. Так было и в этот раз. Хорошо еще, что дело было летом. Родик, как водитель, предъявил свои документы первым. У него был новый загранпаспорт. Девушка-пограничница начала ввод в компьютер данных паспорта Родика, причем использовала для этого сканер. Казалось бы, сканер должен ускорить процесс. Но ничего подобного не случилось. Безрезультатное ожидание длилось минут пятнадцать. Мы уже начали беспокоиться, что на этом все и закончится. Родик спросил, все ли в порядке с его паспортом. Дело оказалось не в паспорте, а в технике. Сканер не читал. Нас попросили подойти к другому окну с противоположной стороны этой же будки. Там повторилось все снова. Правда, здесь минут через десять все было закончено. Документы оказались в порядке. Машину осмотрели поверхностно. Получив «добро», мы переехали по нейтральной полосе на финский КПП. Здесь очереди на въезд в Суоми не бывает, т.к. машины от нашего КПП подъезжают сюда по одной, по две, максимум по три штуки. Люди здесь не стоят на улице, а заходят в павильон, где одновременно по нескольким «дорожкам» проверяют документы у водителя и экипажей каждой машины. В отличие от нашего КПП сканеры здесь считывают нормально, но пограничник может задать каждому вопросы. Например, с какой целью вы едете в Финляндию? Или, на сколько дней? Или еще что-нибудь в этом роде. У нас на КПП таких вопросов не задают, видимо, с целью экономии времени, а может нашим безразлично, зачем мы едем в Суоми. Наш обычный ответ финским стражам: «С целью путешествия». Нас пропустили минут за 5-7.

В 09:00 при ОЛ=227590 км, оставив слева Иматру, остановились в Париккала. Перекусили в хорошей деревянной беседке с крышей и столом со скамьями. Родик немного «поспал». Идет дождь. Пасмурно. Не жарко.

В 12:45 где-то в Йоенсуу (кстати, город на букву «Й», можно запомнить для игры в города) свернули по ошибке на дорогу «9» вместо того, чтобы ехать по «6-й». Это выяснилось не сразу. Не доезжая до Оутокумпу, остановились, сориентировались, и я получил от Родика втык. Кстати, ехали без GPS. Загрузили финские карты в GPS. Проложили маршрут. Конечно, можно было ехать и дальше по бумажной карте, но в незнакомых городах выехать на нужную дорогу не так просто, а каждый раз получать втык не хотелось.

В 15:15 остановились, не доехав 15 км до Нурмеса. Красивое место у озера с причалом для рыбачьих лодок. Столик (без навеса), мангал под крышей, дрова, навес для отдыха с тюфяками. Здесь мы пообедали разогретыми на примусе (газовом) голубцами и чаем. Родик спит в мангальном домике. Мы с Ириной гуляем. Опять идет дождь.

В 18:20 при ОЛ=228031 км я прикинул нашу среднюю скорость. Получилось 54 км/ч.

18:30 ОЛ=228031 км. Городок Палтамо. Заправились (1.269 евро/л х 22.06 л =28.00 евро).

В 21:35, не доехав 40 км до Рануа, прямо на дороге встретили стадо оленей. Нам с Ириной развлечение, а Родик матерится. Оленей в сумерках, да еще при пасмурной погоде плохо видно, и вероятность столкновения ненулевая. Причем на сигналы машины они реагируют нехотя. Мы практически доехали до Лапландии, до полярного круга менее 100 км, и олени здесь ведут себя как хозяева, а мы для них гости. Попытки найти место для ночевки неудачны – везде тучи комаров, поставить палатку негде. Периодически идет дождь. Временами сильный. В какой-то момент пришлось даже остановиться из-за ливня.

Лирическое отступление «Про оленей». В наших поездках на север мы не раз встречались с оленями. Олени часто выходят на дорогу и лижут асфальт. Зимой и ранней весной на севере темно почти круглые сутки. Водитель должен быть постоянно начеку, чтобы не врезаться в стадо. Однажды в поездке в Норвегию ранней весной мы ехали ночью по Лапландии. За рулем был Саня Кульцеп. Остальные кемарили. Вдруг Саня резко затормозил, так, что все проснулись. На дороге в свете фар стояли олени и недовольно смотрели на нас. Для меня это была первая встреча с оленями не в зоопарке. Я опустил стекло и погладил ближайшего оленя. На шее у них были специальные ошейники с датчиками, по которым их всегда можно было отыскать. Эти олени были на учете, и паслись самостоятельно, где хотели. Саня сигналил, но эффекта не было. Тогда он медленно поехал, и олени, нехотя, пропустили автомобиль. Тогда же мы видели такую картину: рядом с дорогой стоят на снегу олени, а их головы опущены под снег. Оказывается, они под снегом ищут мох для пропитания. В путешествии на Нордкап мы часто встречали олених с оленятами. Как-то видели оленя, спокойно переходившего дорогу в центре какого-то городка. На одной из остановок после обеда Родик прилег поспать прямо на мох, а мы с Ириной сидели поблизости метрах в 30-ти. Через какое-то время показалась олениха с олененком, который все время пытался выйти на шоссе, а мать-олениха его с дороги прогоняла на обочину. Вдруг олени увидели спящего Родика и стали медленно и осторожно к нему приближаться. Подошли почти вплотную, посмотрели и пошли дальше, исчезнув в кустах. Олени здесь непуганые. Как-то на ночевке в Гамвике на берегу моря мы завтракали поутру, и к нам очень близко подошло большое стадо оленей. Многие из них были с большими красивыми рогами. Ближе, чем на 20-30 метров они не приближаются, но могут долго находиться поблизости, совмещая пережевывание ягеля с разглядыванием «пришельцев». Что интересно, в Финляндии, Швеции и Норвегии мы не видели нигде знаков о запрете охоты на оленей, но оленей видели много. В Мурманской же области полно знаков о запрете охоты на оленей, но оленей там мы не видели ни разу.

06.07.16 (среда)

09:45 ОЛ=228237 км. Вчера стоянку для ночевки все же нашли. На 3 балла, но искать больше уже времени не оставалось. Рядом с дорогой на площадке поставили нашу «зеленую» палатку, поужинали и втроем в палатке улеглись спать. Комаров кругом много, но в палатке их нет. Утром быстро собрались и выехали в 09:00 для поиска лучшего места для завтрака и купания-умывания. Сухо, солнечно, комфортно.

В 10:00 остановились на завтрак у реки, не доезжая Килвенапа. Искупались, позавтракали, просушили палатку, спальники и все остальное. Прямо у реки столик со скамьями без навеса, хорошее место для купания с естественным берегом и песчаным дном. В 11:45 выехали на Рованиеми.

В 12:30 достигли Рованиеми – столицы Лапландии. Прошлись пешком по набережной. Видели, как стирают половики прямо в городе на стоянке машин в специальных мойках под открытым небом. Погода наладилась. Тепло и солнечно.

В 13:00 при ОЛ=228356 км пересекли Северный полярный круг. Мы въехали в Заполярье. Температура воздуха 23º С. Вчера доходила до 11º С. Вокруг Лапландия.

Лирическое отступление «Полярный круг». Северным полярным кругом называют параллель широты 66º 33,7’N. Южным полярным кругом называют параллель широты 66º 33,7’ S. Полярный круг может существовать только на планете, у которой угол наклона оси её вращения к плоскости орбиты (эклиптике) больше нуля. Широ́ты полярных кругов определяются углом наклона оси вращения планеты: из широты полюса вычитают угол наклона оси планеты. Для Земли это 90º-23º 26,3’=66º 33,7’. На широте полярных кругов Земли в день зимнего солнцестояния (22 декабря в северном полушарии и 22 июня в южном) центральная точка диска Солнца в момент истинного полдня (верхней кульминации Солнца) соприкасается с линией горизонта. Соответственно в день летнего солнцестояния (22 июня в северном полушарии и 22 декабря в южном) центральная точка диска Солнца в момент истинной полночи (нижней кульминации Солнца) соприкасается с линией горизонта. В заполярных областях наблюдаются полярные дни и полярные ночи. Продолжительность полярного дня и полярной ночи увеличивается с ростом широты места от полярного круга к полюсу. Теоретически полярные день и ночь длятся от 0 часов на широте полярного круга до 182.5 суток на полюсах. В действительности на Земле в районе полярных кругов существует 2 пояса шириной 53 км, в которых есть полярный день, но нет полярной ночи. К городам, где есть полярный день, но нет полярной ночи, относятся Рованиеми, Уэлен, Туруханск, Варзуга, Воркута, Салехард, Лабытнанги и многие другие. Так, на широте ±65º23,5’ полярный день длится 1 сутки 22 июня в Северном полушарии и 22 декабря в южном, но полярной ночи ещё нет, т.к. самый короткий день в году длится 3 часа 1 минуту. На широте 67º43,6’N, где полярная ночь длится 1 сутки 22 декабря в Северном и 22 июня в Южном полушарии, полярный день длится уже 42 суток с 1 июня по 13 июля или с 1 декабря по 13 января. Если в каком-либо месте полярный день длится от 1 до 41 суток в году, очевидно, что полярной ночи там не бывает. Данная несоразмерность объясняется тремя причинами. Во-первых, Земля — геоид*, и её видимая поверхность закрывает от наблюдателя чуть меньше половины небесной сферы. Во-вторых, состав атмосферы из-за рефракции увеличивает видимую продолжительность дня. В-третьих, полярный день и полярная ночь определяются углом к горизонту не центра солнечного диска (угловой диаметр которого примерно равен 32′), а его верхнего края. Эти причины приводят к тому, что в местах, где наблюдаются полярные дни и ночи период полярных дней всегда больше периода полярных ночей. Например, на широте Мурманска полярная ночь длится 40 суток, а полярный день — 61, а на полюсах по 176 и 189 суток соответственно. В настоящее время наклон земной оси медленно уменьшается, и полярные круги постепенно смещаются к ближайшему полюсу, все больше удаляясь от экватора.

* Геоид – тело, ограниченное уровенной (эквипотенциальной) поверхностью, совпадающей с невозмущенной поверхностью Мирового океана. На материках эта поверхность совпадала бы с уровнем воды в многочисленных каналах, насквозь пересекающих материки, и заполненных естественным путем водой из прилегающих морей и океанов. Поверхность геоида в каждой точке нормальна к направлению силы тяжести в этой же точке. Поверхность геоида на материках проходит несколько выше поверхности глобального эллипсоида, в океанах – несколько ниже.

В 16:20 при ОЛ=228536 км, проехав Соданкюля, остановились на берегу разлива какой-то реки у ГЭС. Я и Родик искупались. На каменистом берегу пообедали гороховым супом. В 17:10 выехали на Ивало, до которого оставалось еще 102 км*. Видели перешедшего дорогу оленя с большими рогами.

В 18:30 остановились в Инари на дозаправку (1.265 евро/л х 25.65 л = 32.45 евро). Я прикинул расход дизтоплива и евро. В прошлый раз, как и сейчас, топливный бак был заправлен полностью. Но сейчас было долито 25.65 л, а значит, столько же ДТ было сожжено. От предыдущей заправки вчера в 18:30 в Палтамо пройдено расстояние 578 км. Получается 4.43 л или 5.613 евро на 100 км пути.

В 19:00 отъехали. При попытке зарядить телефон Ирины накрылся прикуриватель. В результате мы остались без GPS, т.к. гаджет запитывался энергией от прикуривателя.

07.07.16 (четверг)

10:20 ОЛ=228670 км. Выехали. Вчера вечером нашли отличное место стоянки со столиком у небольшого озера. Старая дорога огибала озеро, а новая идет прямо. Участок старой дороги приспособлен для стоянки автомобилей. Все просто, специально делать ничего не надо. Столики установили, WC, контейнер для мусора и всё. Мы поставили палатку на самом берегу рядом со столиком, хорошо и полноценно поужинали. Выспались. Утром искупались, позавтракали, посмотрели окрестности. Кругом чистый лес, много озер. Погода отличная.

В 11:00 при ОЛ=228725 км повернули на дорогу «92», ведущую к Нордкапу, до которого 343 км.

В 12:00 пересекли Финско-Норвежскую границу в Каригасниеми. Просто переехали мост через пограничную реку Инарийоки. До Нордкапа 277 км. Солнечно. Дорога идет по плоскогорью, поросшему иссохшим низкорослым кустарником. Слева от дороги открывается панорама Финнмарксвидда. Красиво.

В 12:30 заехали в Карасйок. Нашли офис Туринфо, взяли карты Северной Норвегии. Ирина зарядила свой телефон и отправила сообщения домой о том, что у нас все в порядке.

При ОЛ=228808 км остановились у горла Порсангерфиорда, проехав город Лаксёльв. Нашли место со столиком на западном берегу фиорда. Вода голубовато-зеленоватая, океанская. На берегу и на пляже видны следы прилива-отлива. Пообедали, наслаждаясь панорамностью.

В 15:20 выехали дальше. Едем вдоль берега фиорда на север. Проехали два туннеля. Дорога идет по самому берегу фиорда.

* По пути на Ивало мы проехали и даже не заметили городок Сарисельки. Тогда мы с Ириной даже не подозревали, что через полгода в начале января 2017 года окажемся на горнолыжном курорте по приглашению сына именно в Сарисельках и проведем там четыре чудесных дня и три ночи. Кстати, тогда нам повезло с погодой. Мороз до -20ºС, кругом хрустящий чистейший снег, ясное небо. Во время двух ночей из трех удалось наблюдать красивое яркое северное сияние. Ездили на машине сына, но до Заполярья по другому маршруту.

В 19:20 остановились в горле заливчика на стоянке. Прямо на траве у машины с подветренной стороны поставили палатку. Некоторые оттяжки палатки прижали колесами машины и камнями, т.к. воткнуть колья было проблематично. Ветер с гор достаточно сильный и мог еще усилиться. Пообщались с байкерами, остановившимися рядом на перекус. Мотоциклистов и кэмперов встречается в пути очень много. Все едут к Нордкапу или обратно. Столик рядом с палаткой. Приготовили корм, поужинали. Прогулялись пешком на ближайшую сопку. Везде каменистый грунт. Камни слоистые, выходят на поверхность под разными углами, но чаще под углом 45º. Ночью наблюдались порывы ветра с гор, но палатка устояла нормально.

08.07.16 (пятница)

Встали в 08:10, позавтракали. Купаться не стали. Пасмурно, но дождя пока нет.

В 09:20 при ОЛ=228984 км выехали дальше. Мыс Нордкап находится на острове Магерё. От материка его отделяет узкий пролив Магерусундет шириной около 4-х км. Сейчас дорога на остров проходит в подводном туннеле. После туннеля дорога прошла через узкий перешеек, а затем все время поднималась вверх. Была низкая облачность, и временами мы ехали как в тумане. Видимость доходила до 50-ти метров, а то и меньше. Температура упала до 10ºС.

В 11:00 при ОЛ=229076 км доехали до автостоянки на плато. Высота над уровнем моря здесь 300 м. Но до самого мыса Нордкап решили не ехать по следующим причинам. Во-первых, сам обрывистый мыс и смотровая площадка находится на высоте 307 м над уровнем океана и сейчас вся окутана облачным туманом, т.е. оттуда ничего не видно. Спуститься вниз к воде там невозможно. Во-вторых, за проезд к мысу надо платить около 100 евро с каждого туриста. Смысла нет.

Припарковались в удобном месте с тем, чтобы рядом потом поставить палатку. Нами достигнута самая северная точка автомобильной части маршрута: широта 71º07,3’N, долгота 25º42,4’Е. От этого места идет пешеходная тропа длиной 9 км к мысу Кнившелодден – самому северному мысу Европы. Кругом туман, видимость не более 50 метров. Но тропа видна. Решили идти пешком по тропе, но сначала отдохнуть и подождать у моря погоды. Родик здесь уже бывал. Он спросил у меня, бывал ли я раньше севернее широты 70ºN? Я ответил, что не бывал, а он сказал, что не факт. В 1980 году я с Саней Кульцепом, Аркашей Чириным и Павлом (фамилию забыл) летели без посадок из Ленинграда в Хабаровск на ИЛ-18. Родик спросил, можно ли определить, какой широты достиг тогда самолет, а значит и я в нем, при условии, что он летел по ортодромии*?

Я начал в машине решать эту задачу, но многих данных и средств для точных вычислений не имелось. Уже вернувшись из путешествия, я вспомнил про этот вопрос и решил задачу.

Лирическое отступление «Задача о наибольшей широте ортодромии». Поскольку ортодромия на карте в меркаторской проекции, если она не совпадает с экватором и меридианами, всегда выгнута к полюсам, то наибольшая достигаемая широта ортодромии может оказаться больше широты начальной и конечной ее точек. Задачу эту я решил с использованием приложения «MATHCAD». Известно, что в центральной полярной (гномонической) картографической проекции ортодромия изображается прямой линией. Построить сетку этой проекции труда не составляет, если принять для Земли шаровое приближение. Параллели изображаются концентрическими окружностями, радиус которых зависит от широты параллели: , где - широта параллели, - радиус ограничивающей карту параллели. Принимая для ограничивающей параллели широту 45ºN и м, изобразим на карте параллели с широтами 45ºN и 70ºN (см. рисунок).

Нанесем на карту параллели Ленинграда и Хабаровска. Зная разность долгот Ленинграда и Хабаровска ∆λ= 104,82º к E, нанесем эти города на своих параллелях. Теперь проведем на карте ортодромию, проходящую через Ленинград и Хабаровск. Из рисунка видно, что ортодромия достигает только широты 67º06,6’N, показанной на карте пунктиром. Даже если при построении сетки карты учитывать для Земли сфероидальное приближение, уточненная наибольшая широта ортодромии вряд ли окажется больше 70ºN.

* Ортодромия – дуга большого круга на поверхности земли. Через две точки на Земле всегда можно провести ортодромию. Если двигаться от одной точки до другой по короткой дуге ортодромии, то пройденной расстояние будет наименьшим из всех возможных. Воздушные, а раньше морские лайнеры, совершая трансконтинентальные перелеты (переходы), двигаются по пути близкому к ортодромии, чтобы сократить расстояние и время.

Итак, в 1980 году Ил-18 скорее всего не долетал до 70-й параллели, и тем более севернее неё. В предыдущих наших путешествиях на Север мы побывали в Североморске, Мурманске, в Видяево, были рядом с Мотовским заливом и у въезда в Полярный, в Архангельске, в Мезени и Долгощелье, в Анденесе (Норвегия, архипелаг Вестероллен). Но максимальна широта, достигнутая в этих путешествиях, не превышала 69º36’N. Так что, за 70-й параллелью я оказался в 2016 г. впервые.

В 13:10 вышли по тропе, ведущей на мыс. Туман еще остался, но дождя нет. Тропа в камнях видна плохо. Приметные гурии плохо различаются из-за тумана. Ориентируемся по раскрашенным камням, которые также найти не просто. Несколько раз сбивались с тропы. Острые пластины камней торчат из земли под углом 45º. Идти довольно трудно. Наконец тропа вывела нас к небольшому фиорду и стала резко спускаться к морю. По западной стороне фиорда по мокрым скользким гранитным плитам мы дошли в 16:00 до мыса Кнившелодден и увидели там геодезический знак. Ниже 20 м к морю спускаться было опасно. Сплошные скалы. Но и отсюда был прекрасно виден океан. Мы спустились на 280 м. Здесь тумана не было, и сквозь дымку светило солнце. Справа чуть южнее был виден Нордкап, отвесной стеной уходящий в облака. Была видна только нижняя часть обрыва. Мы прилегли на небольшой поросшей травой лужайке и любовались морем. Был штиль, но волны зыби мощно разбивались о прибрежные скалы. Океан дышал. Он был виден к западу, северу и востоку. Севернее в 640 км находится архипелаг Шпицберген, на полпути до него о. Медвежий. До северного полюса чуть менее 2100 км. Как выяснилось позже, мы достигли широты 71º11,13’N. Мыс Нордкап лежит в 4-х км восточнее на широте 71º10,34’N. Разность широт составляет 0º 0,78’, т.е. 0.78 мили или 1.44 км. Таким образом, мы были севернее Нордкапа более, чем на 1 км.

На мысу обнаружилось, что смартфон Ирины разрядился (еще у машины я пытался определить наши координаты её смартфоном, и, похоже, посадил батарею), а Родик свой оставил в машине. Пришлось мне сделать несколько фото со своего старенького «Nokia-5140i». Позже возникла проблема вытащить снимки из телефона, но с помощью Сани она была решена. Фото не ахти какие, но обидно было бы вообще ничего не заснять. Хоть так. На мысу мы установили вымпел Ассоциации класса Л-6. На фотографиях виден мыс Нордкап, верхняя часть которого уходит за облако. Отсюда хорошо видно, что со смотровой площадки Нордкапа вообще ничего не видно. Суровые места. На яхте здесь не устоишь даже в штиль. Что же здесь творится в дутьё? Родик сказал, что будет возвращаться, т.к. быстро идти уже не сможет. Мы еще немного полюбовались побережьем. В этих местах бывал дважды Сергей Тихонов на «Элизабет» - 9-метровой деревянной яхте, построенной в яхт-клубе ЛКИ-ГМТУ. На ней он дошел и до Шпицбергена с Лёхой Качальниковым. Я их после этого плавания представил на мастеров спорта России по дальним спортивным плаваниям от Ассоциации класса Л-6. Представление было утверждено в Москве. Здесь бы палаточку поставить и провести денек. Но пора возвращаться. До машины 9 км. Поднялись на плато. Туман держится плотный. Родика увидели, только пройдя половину тропы, причем на расстоянии метров 25-30. На плато местами виднеются выходы белого мрамора, который изначально был принят нами за снег.

В 19:50 вернулись к машине. Пока ходили, по тропе встретили 8 человек. На стоянке есть навес типа автобусной остановки со скамейкой. Там висит карта с пешеходной тропой и указаны координаты мыса Кнившелодден. Под скамейкой стояли стоптанные изодранные кроссовки и стеклянная банка с какими-то консервами. Такой вот скарб, может кому пригодится. Нам не понадобился. Пока мы изучали карту и консервы, с тропы к машине вернулся парень в очках, которого мы встретили на обратном пути с мыса. Оказался немец. Он рассказал, что перед этим был на площадке Нордкапа, но там все в «молоке» и ничего не видно. Поэтому он приехал сюда и рванул на Кнившелодден, чтобы увидеть океан. Что и требовалось доказать. Такая погода здесь не редкость. Я прикинул, что наша прогулка по тропе на мыс продолжалась 6 ч 40 мин. Прошли 18 км. На мысу пробыли минут 40. Средняя скорость движения по тропе 3 км/ч.

В 20:30 поставили палатку, прижав колья камнями, благо камней здесь хватает. Приготовили ужин. Родику от нас с Ириной объявлена благодарность «за благополучную доставку в крайнюю точку маршрута с учетом пешеходки на Кнившелодден» с занесением в путевой дневник. Отметили это дело, поужинали. Туман еще сгустился, начал накрапывать дождь, но так и не пошел. Отходим ко сну.

09.07.16 (суббота)

Проснулись около 09:00. Идет дождь. Туман по-прежнему густой, видимость до 50 метров. Быстро собрали мокрую палатку, все побросали в машину.

09:50 ОЛ=229076 км. Готовы выехать. Поехали.

В 13:00 по уже знакомой дороге приехали в Лаксёльв. В городе ищем Туринфо. Погода пасмурная. Временами идет дождь. Сегодня еще не завтракали. Нашли Инфо. Зарядили гаджеты. Интернет бесплатный. Отправили письма по мылу домой и экипажу. Решили искать хорошую стоянку на восточном берегу Порсангерфиорда. Общее движение на Киркенес.

В 15:05 остановились на берегу фиорда. ОЛ=229123 км. Искупались с Родиком. Берег каменистый со скользкими окатышами, водорослями. Вода сине-зелено-голубая, чистая и холодная. Успели только зайти и окунуться. Когда я выходил из воды, ноги уже сводило. Естественно, кроме нас, при такой погоде никто не купался. Представьте картинку: пасмурно, по шоссе едут машины, кэмперы, байкеры, велосипедисты, а тут дорогу переходят (стоянка была от шоссе с противоположной берегу стороны) два идиота с мокрой головой и полотенцами, один в халате, другой в термобелье. А мы приготовили горячий обед, пообедали и поехали дальше.

В 19:00 при ОЛ=229383 км остановились в красивом месте у моста через бурную речку с водопадом прямо под мостом в самом горле Лаксефиорда - Старфиорде. Внизу виден песчаный пляж на берегу фиорда. Нашли место на берегу реки и поставили палатку. Приготовили праздничный ужин из пюре с печенью трески. Здесь есть столик. Выпили «кальвадоса», поужинали. Прогулялись по окрестностям, но к пляжу спускаться не стали. В 22:00 залегли спать.

10.07.17 (воскресенье)

Проснулись в 10:00. Идет дождь. Тумана нет. Быстро собрались. Не завтракали. Выехали в 10:40 на Ифиорд.

ОЛ=229403 км. Остановились в Ифиорде на заправке. Только карточкой. Родик ушел разбираться в близстоящий дом. Оказалось хозяин взял за 10 л ДТ 15 евро наличными и на свою карту залил нам топливо по 13.25 крон (NOK) за литр. Получилось на 132.5 крон.

Лирическое отступление «Курсы валют и цены дизтоплива в Норвегии». В описываемый период в Лаксёльве мы ради интереса зафиксировали курсы валют. Они составили: USD = 8.48 NOK, EUR = 9.4 NOK, 100 RUB = 13.25 NOK. Исходя из этого, получается: EUR = 1.1085 USD, EUR = 70.94 RUB, USD = 64.0 RUB. Исходя из курса норвежской кроны, 1 литр ДТ в Ифиорде стоит 100 RUB или 1.409574 EUR. Для сравнения в Финляндии мы заправлялись по цене 1.265...1.269 EUR или 89.74...90 RUB за литр, т.е. на 10% дешевле. Вообще в Норвегии все дороже, чем в Финляндии, но и зарплата, говорят, в Норвегии выше, чем в Финляндии.

Таким образом, в Ифиорде ДТ нам обошлось по цене 1.5 евро за литр, и норвег «наварил» на нас 8.5 крон, т.е. 1 доллар.

После заправки обсудили дальнейший маршрут, т.к. здесь дорога разветвлялась. Я предложил поехать на мыс Нордкин – еще один самый северный мыс уже континентальной Европы. Когда тут еще окажешься. Родик там тоже не был. Ирина была «за». Пришлось бы сделать «крюк» километров в триста. Родик, поколебавшись, согласился, и мы снова поехали на север. Курс на Мехамн!

В 11:30 остановились в Скьянес у кирхи. Зашли в Кирху, 5 минут посидели. С нами поздоровались служительницы кирхи, предложили кофе, но мы вежливо отказались. У нас был запланирован завтрак на берегу фиорда.

В 11:50 остановились у столика на берегу фиорда с прекрасным видом. Погода наладилась. Выпили горячего кофе с «панорамностью». Как сказал Родик, даже по норвежским меркам - UNBELIVABLE ! (воспроизвожу на слух).

В 12:40 остановились, пополнили запасы пресной воды из горной речки. Дорога с отличным асфальтом и разметкой совершенно пустая: ни байкеров, ни кэмперов, ни просто машин. Кругом сопки, сплошь покрытые округлыми камнями средней величины. Неземной пейзаж. Изредка попадаются отдельно стоящие дома, причем на значительном расстоянии от дороги. Видели стоящие в камнях снегоходы.

В 15:00, проехав Мехамн, остановились в Гамвике на берегу океана. Нашли хорошее место метрах в ста от прибоя почти на уровне моря. Дальше дороги нет. Стоят скамеечки, есть столик. Есть миниатюрная бухточка с песчаным пляжем, прикрытая от моря высоким берегом. Вдали видна каменистая гряда со стоящим на самом конце знаком. Выбрав место, поехали через Гамвик к маяку Слэтнесс в 4 км к NW от Гамвика. Доехав до маяка, прошли по тропе на мыс. Устроили фотосессию. Пытался фотографировать мыс Киннародден – самый северный мыс материковой Европы, находящийся к западу от нас. Но дымка или туман не позволили получить хорошее изображение. Видели оленей.

Вернулись к маяку, сфотографировались. Затем вернулись на наше место к северу от Гамвика и поставили палатку на берегу выходом на север. Приготовили на обед пюре с тушенкой и кабачковой икрой. Родик сделал салат. Затем мы с ним искупались в бухточке. Вода холодная, позволяет только быстро окунуться. Песочек на пляжике белый и мелкий.

За обедом пришлось отметить достижение еще одной (ранее не запланированной) крайней точки маршрута практически на той же широте, что и у Нордкапа. Здесь мы достигли на мысу за маяком Слэтнесс широты 71º05,64’N, т.е. на 05,49’ или на 5.49 мили (10.2 км) были южнее первой крайней точки маршрута. Самым северным мысом на полуострове Нордкин является мыс Киннародден, на котором стоит маяк Нордкин.

Его широта 71º08,0’N, т.е. он на 02,34’ или 2.34 мили (4.33 км) южнее Нордкапа и на 03,12’ или 3.12 мили (5.78 км) южнее мыса Кнившелодден, где мы были. Расстояние между этими мысами по прямой линии составляет всего 71 км.

За обедом мы обсудили возможность достижения мыса Киннародден. Дороги туда нет. От Махамна есть пешеходная тропа длиной более 30 км. Зная теперь, что из себя представляют эти тропы, мы поняли, что нам этот путь будет без специальной подготовки не осилить. Похоже, мыс Киннародден не только самый северный на материковой Европе, но и самый труднодоступный. Прикинув, что по широте на мысу у маяка Слэтнесс мы здесь были всего на 02,36’ или 2.36 мили (4.37 км) южнее маяка Нордкин, решили, что не стоит расстраиваться.

После обеда сходили в Гамвик. Это небольшой городок, есть порт с рыбоперераба-тывающим заводиком. Есть морской музей, но он был закрыт. Заглянули в окна. На заводик тоже заглянули. Запашок. Чаек много, кричат. Экзотика. Похоже, приливы-отливы здесь приличные, метров до трех. Зашли в кирху, послушали проповедь. Проповедывала женщина, что Родику не понравилось. По его словам, эта была та жа проповедница, которая предлагала нам сегодня кофе в кирхе в Скьянесе. Народу в кирхе было прилично - воскресенье. На улицах вообще никого не было. Прошлись. Около общежития Родик спросил у местных о возможности посмотреть футбол. Собирался позже пойти. Вернулись к своему столику. Посидели с «кальвадосом» и шоколадом, любуясь океаном. Мощь. Пошел дождь, и мы забрались в палатку. Послушали байки Родика про женитьбу Игоря Голуба (Родик был свидетелем на свадьбе) и вообще про их с Игорем студенческие годы. Мы с Ириной отговорили Родика от посещения общаги с футболом. Сейчас 22:00. Ложимся спать. Полярный день, но солнца из-за пасмурного неба не видно. «Ночью» (солнце-то не заходит) меня разбудил Родик со словами: «Вылезай, смотри на ночное солнце». Я вылез и увидел в разрывах облачной дымки Солнце на севере! Оно было низко над горизонтом, и когда прояснялось (ночью!), светило прямо сквозь сетку на входе в палатку, что и разбудило Родика. Мы разбудили Ирину, и она присоединилась к нам. Была ночь, но было светло. Временами светило на севере солнце. О прибрежные скалы разбивались волны океана. Комаров не было (похоже, их здесь не бывает никогда).

11.06.17 (понедельник)

В 08:00 встали. Солнце светит временами. Дождя нет. Позавтракали. Кофе с бутербродами (с кабачковой икрой и тушенкой). Родик искупался на пляжике, я не стал. Близко к палатке подошло стадо оленей с большими ветвистыми рогами. Жуют мох, смотрят на нас. Ближе 50 метров не подходят. Ни байкеров, ни велосипедистов, ни машин с туристами здесь в отличие от Нордкапа не наблюдаем.

09:15 ОЛ=229540 км. Олени ждут, когда мы отъедем. Выехали. По пути останавливались на перешейке. Осмотрели там памятник местным рыбакам, подорвавшимся где-то здесь на минах.

В 13:00 остановились у озера в горах. Помылись в озере. Я побрился первый раз за все путешествие. Вода чистая и теплая. Чистые и посвежевшие поехали дальше. Едем по Восточному Финмарку.

ОЛ= 229760 км. Остановились в Тана Брю, переехав мост через широкую реку-фиорд Тана. Река Тана в верховьях является пограничной с северной Финляндией. На обед был борщ с тушенкой и вода. В 14:50 выехали на Киркенес.

17:00 ОЛ=229841 км. Хорошая стоянка с панорамностью, тремя столиками и водопадом. После Бугёфиорд, не доезжая Нейден, Родик решил поспать прямо на мху. Солнечно и тепло. Мы с Ириной сидели неподалеку и наблюдали за оленихой с олененком, который все время выбегал на шоссе, а олениха его прогоняла с дороги. Потом они увидели спящего Родика и стали осторожно к нему подходить. Подошли метров на пять. Я пытался заснять поинтереснее, но не успел, т.к. олени, посмотрев на Родика, решили удалиться в кусты. Родик потом сказал, что не спал и наблюдал за оленями.

Едем дальше. Приехали в Киркенес. Погуляли по городу. В порту стоят наши рыболовные траулеры. Видели, как на улице моют асфальт из автоцистерны каким-то пенистым раствором. Каких-либо напоминаний о том, что здесь во время Второй мировой войны была основная база немцев в Восточном Финмарке Норвегии нам не попалось. Отсюда снабжались немецкие войска в боях на мурманском направлении.

В 19:20 – 19:30 при ОЛ= 229918 км прошли норвежско-российскую границу в Сторског и в Борисоглебское. Очереди не было. Замечаний тоже не было. На нашей стороне молодой и добросовестный пограничник проверил в машине все шмотки. Но ничего недозволенного не обнаружил. Перед нами он же тщательно осматривал днище впередистоящей машины с помощью зеркала на длинной палке. Все серьезно, у нас не забалуешь.

В 20:30 при ОЛ= 229975 км приехали в город Заполярный. Заправились ДТ на «Роснефти» по цене 38.30 руб. за литр. Залили 36.85 литров на 1411 рублей. GPS у нас не работает, карт никаких нет!

Решили попробовать поехать на Линахамари, но въезд туда оказался только по пропускам – погранзона. Мы об этом догадывались, т.к. уже (когда ездили в Североморск в 2006 году) пытались сюда проехать. Но ничего с тех пор не изменилось. Вернулись в Печенгу. Покрутились. Видели монумент «Ничто не забыто» воинам-освободителям и танк Т-34 в белом камуфляже на постаменте. Но гостиницы там не оказалось. Поехали снова в Заполярный в гостиницу «Печенга» - единственную в округе. Приехали. Выяснилось, что свободных номеров в гостинице нет – все занято руководством ГМК «Печенганикель», собравшимся на конференцию. Поехали снова через Пенченгу на Мурманск.

По дороге высматривали место для ночевки с палаткой. Но ничего путного не нашли. По обочине дороги встречалась местная молодежь с негостеприимными лицами. Часто встречались знаки «Охота на оленей запрещена» (но здесь мы не встретили ни одного оленя).

В 22:00 приехали в Титовку. Здесь есть гостиница в вагончиках, составленных наподобие поезда с купе. Заплатили за номер «13» с тремя койками. Две койки в два яруса: я внизу, Ира наверху. Одна койка в один ярус – Родику. Поужинали в номере, поставили гаджеты на зарядку и улеглись спать. Я попробовал в который уже раз определить координаты планшетом «QUMO», который взял с собой (приз с Кубка «Балтийца»). До этого он ничего не мог определить. А здесь определил! Мистика. Видимо, энергии хватает только при зарядке. С аккумулятором не тянет. Фотки тоже делает не ахти. В общем, барахло.

12.07.17 (вторник)

Встали в 08:30, позавтракали. Здесь есть кухня, душ. Помылись в душе и т.п. Всё вместе с номером стоит 2000 руб. на троих. Первые наши расходы не на топливо, не считая зеленой карты. После завтрака посмотрели памятник защитникам и освободителям Заполярья. Здесь есть стенд, на котором подробно описана оккупация здешних мест фашистами. Ими в этом месте была построена самая длинная канатная дорога для обеспечения своих коммуникаций. Но это им не помогло. Дальше реки Западная Лица немцы не прошли. От Титовки вдоль западного берега реки Титовка идет грунтовка на полуостров Рыбачий. Немцы Рыбачий захватить не смогли, и наши с него обстреливали из береговых орудий Линахамари. У немцев там была военно-морская база, через которую шли все их морские перевозки. Когда мы ездили в 2006 году в Североморск, то пытались проехать по этой дороге. Все было в снегу, и доехать тогда до Рыбачьего мы не смогли. Зато пешком прошли несколько сопок и увидели все-таки вдали Мотовский залив и юго-восточный берег Рабачьего. Чуть в пургу не угодили, но все обошлось.

Выехали из Титовки на Мурманск в 10:00. Почти сразу остановились у КПП – проверка паспортов. Пропустили. На Западную Лицу мы уже ехать не пытались, туда тоже нужны пропуска.

12:00 ОЛ=230210 км. Приехали в Мурманск. Нашли морвокзал. Родик еще раньше предложил пройти вдоль Кольского полуострова на т/х «Клавдия Еланская», совершающем здесь регулярные грузо-пассажирские рейсы. Было бы интересно, но все обломилось, т.к. ближайший рейс был в закрытый район, а пропусков у нас не было. Следующий рейс был с конечным пунктом в открытом районе, и пропуска были бы не нужны, но ждать 2-3 дня мы не могли. Здесь в Мурманске недалеко от морвокзала стоит на приколе ледокол «Ленин». Сейчас на нем музей, а практически все музеи по вторникам выходные. Опять облом. У меня уже давно созрело желание поесть жареной рыбы. Едем вдоль океана, а рыбы не ели. Ладно, в Норвегии дорого, но в Мурманске-то.

Поиски обычной столовой, где всегда бывает жареная рыба, уже почти увенчались успехом – местный парень хотел показать, но Родик по дороге увидел рюмочную «По домашнему» и предложил пойти туда. Называется рюмочной, а на деле нечто среднее между кафе и рестораном. Зашли, заказали трески. Оказалось, что трески в заказанной порции почти не было. На большом блюде лежал небольшой кусочек то ли жареный, то ли пареный, я так и не понял. В общем не то, чего хотелось. По 500 руб. грохнули, а цели не достигли. Решили купить рыбки в магазине. Ха! Ничего не вышло. Видимо, где-то в Мурманске и можно было бы найти нормальную рыбу, но в обычных магазинах нам не удалось. Похоже, вся местная рыба идет в Киркенес. Все-таки мы нашли нечто похожее на рыбу в одном рыбном магазинчике. На вопрос, свежая ли рыбка, продавщицей с улыбкой был дан утвердительный ответ. Уже пробив чек и получив покупку, Ирина заметила, что срок годности продукта просрочен на несколько дней. Рыбку пришлось вернуть. Так и уехали из столицы нашего Заполярья не солоно хлебавши.

В 15:10 выехали к дому. Решили заправиться под завязку у границы и ехать домой по Финляндии, но уже другой дорогой для разнообразия. В 15:20 заправились на «Лукойл» (39.20 руб./л х 19.2 л = 752.64 руб.).

Поехали по дороге «Р11» на КПП «Лотто». До границы 200 км. Дорога скучная, грунтовая. Остановились, чтобы набрать ключевой воды. Кругом лиственный лес, кусты.

В 18:50 при ОЛ=230454 км заправились ДТ (46.90 руб./л х 10.33 л = 484.48 руб.). Видели на заправке машины с финскими номерами. Здесь финны заправляются нашим дешевым для них бензином, а потом едут назад в Финляндию.

19:00 ОЛ=230455 км. КПП «Лотто». Прошли границу без осмотра и без замечаний. Очереди нет. Похоже, что наши пограничницы были рады увидеть русских.

В 19:15 прошли финскую границу. Замечаний нет. Осмотр был поверхностный. Едем на Ивало. Проехав Ивало, сделали остановку в Танкавара. Здесь находится парк «Музей золота Лапландии». Сам музей уже закрыт, но походить по дорожкам парка и увидеть некоторые экспонаты под открытым небом нам удалось. Золото в северной Лапландии мыли с конца 1800-х годов до второй половины прошлого века. Здесь была такая же золотая лихорадка, как в Калифорнии.

Лирическое отступление «Музеи и достопримечательности». В нашем путешествии мы изначально не планировали специально посещать какие-либо музеи и достопримечательности, которых на пути было достаточно много. Но при всякой возможности, по пути мы останавливались и осматривали памятники и наиболее интересные и красивые места. Для нас главной целью было побывать на Нордкапе – главной достопримечательности нашего путешествия. Мы были на труднодоступном самом северном европейском мысе Кнившелодден и видели оттуда мыс Нордкап во всей его суровой красоте со стороны. Сверх программы мы добрались до маяка Слэтнесс на полуострове Нордкин и видели не так уж и далеко от нас к западу на другом берегу фиорда самый северный континентальный мыс Киннародден. Некоторые наши попытки посещения музеев не имели успеха, т.к. возле них мы оказывались случайно и в неурочное время. Во многих случаях Родик, хорошо «освоив» Европу, в том числе и северную ее часть, выполнял роль экскурсовода. Некоторые из указанных им достопримечательностей в дневнике отмечены, другие не отражены мной по забывчивости.

В 22:00 по дороге «Е75» нашли хорошую стоянку у реки. Поужинали за столиком на стоянке. Затем машину и палатку поставили «с видом» на берегу реки в сосновом лесу. В палатке устроили десерт с «кальвадосом», шоколадом и халвой. Спать легли, не купаясь, в 23:00. Купание отложили на утро.

13.07.17 (среда)

Встали в 09:00. Облачно и ветрено. Купаться расхотелось. Позавтракали на пеньках в лесу у кострища. Странное дело – в нержавеющем ковше для супа «на ровном месте» в стенке образовалась маленькая дырочка – свищ. Для газового примуса он уже не годился, т.к. огонь под ковшом заливался и гас. Пришлось ковш оставить у кострища – для костра он еще годился – может, кому пригодится, т.к. свищ тёк слабо. Пока мы с Родиком готовили завтрак, Ирина прошлась по лесу и, как позже выяснилось, набрала подосиновиков. Родик, узнав, запретил их брать с собой. Но Ирина тайком, нарушив приказ, все-таки взяла их, по дороге нарезав на кубики и слегка подвялив на солнце на следующей остановке. Дома же высушила окончательно. Женщина есть женщина. Какие приказы!?

В 10:20 при ОЛ=230610 км двинулись дальше. По этой дороге мы уже ехали на север. Приехали в Соданкюля. Нашли Туринфо, воспользовались даровым интернетом, отправили письма. Ирина зарядила свой телефон. Родик предложил проехать дальше по проселочной дороге «952» на Мелтаус. Так сказать посмотреть финскую «глубинку». Мы с Ириной не возражали. Итак, вперед. Как сказал О.Бендер: «Вдарим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

Как оказалось, дорога хоть и грунтовая, по твердости и качеству оказалась почти как асфальтовая. Так что бездорожья не было. Разгильдяйства тоже не было. Везде аккуратные домики, садики, хозпостройки, скошенная на полях трава упакована и аккуратно разложена, техника вся как новая и т.п. В пути нас застал ливень с грозой. Дорога не раскисла, и была такой же твердой. Даже луж не было. От Мурманска до КПП «Лотто» дорога была намного хуже. Выехав на шоссе и доехав до Синетта, свернули направо на дорогу «83» на Пелло.

В 14:20 остановились у озера за Сонка. Искупались все. Хорошая стоянка для ночлега. Перекусили пивком «Балтика» с охотничьими колбасками. Хорошо. Тепло. Красиво. Облачно с прояснениями. Ветра нет. Температура воздуха 19ºС.

Около 15:00 свернули к оз. Исо-Виетонен. Озеро большое. Хорошая стоянка, слип, столики, навес от дождя. Едем дальше по дороге «932».

В 15:00 пересекли Северный полярный круг у Мелтосьярви. Едем на Авасаксу к границе со Швецией. Проезжаем много деревушек, но странно, людей нигде не видно.

В 16:00 для разнообразия заехали в Швецию, просто переехав мост через пограничную реку Торниойоки в Авасаксе. Контроля нет. Едем вдоль реки на юг к Хапаранде на северном берегу Ботнического залива.

В 16:40 вернулись по той же дороге назад в Финляндию через мост в Авасаксе, т.к. дорога в Швеции нам показалась не очень интересной. Реки не видно. Температура воздуха 23ºС. Солнечно.

В 17:30 подъехали к порогу напротив шведской деревни Куккола. Здесь ловят лососей во время нереста. Все оборудовано для туризма. Сейчас не сезон, но туристам показывают, как происходит процесс ловли. Никаких сетей, спиннингов и привычных удочек. Рыбаки орудуют в воде с мостков над бурной рекой длинными шестами с петлей на конце. Захватывающее зрелище.

Сфотографировались на фоне порогов.

В 18:10 ОЛ= 231040 км. Приехали в Торнио на берегу Ботнического залива. Свернули на дорогу «921» к Кеми.

В 19:20 на дороге «Е75» остановились в Куйваниеми. Искупались с Ириной в Ботническом заливе. Есть пляж с кабинками, но мы нашли «дикое» место. Народу нет. Вода теплая. Солнечно. Родик отдыхает.

Когда мы в апреле 2012 года ездили с Родиком, Саней и Ириной в Вестероллен в Норвегии, то заезжая в Нарвик, искупались в фиорде. Температура воды была 4-5ºС. На обратном пути из Нарвика предложение Родика искупаться в том же месте снова поддержано не было под предлогом того, что можно будет позже искупаться в Ботническом заливе. Это в апреле-то. Мы поняли, что «накосячили» только, когда увидели покрытый льдом и снегом залив.

После Оулу так и ехали по дороге «Е75».

Примерно в 22:30 остановились у искусственного озера, не доезжая до Пулккилла (или Пииппола). Хорошее место. За дамбой, идущей вдоль шоссе, огромное озеро. Можно подъехать к берегу. Есть столики, небольшая гавань со слипом и деревянным пирсом-понтоном. Поставили палатку в гавани. Поужинали с «десертом» прямо на понтоне.

14.07.17 (четверг)

В 09:00 встали. Солнечно. Искупались с Родиком. Вода теплая – не освежает. Позавтракали. Собрались.

В 10:10 выехали. ОЛ=231261 км. До Сортавалы около 450 км.

В 11:50 приехали по дороге «88» в Иисалми. Родик пошел в Туринфо, а мы с Ирой на рынок. Все дороговато. Клубника 6 евро за литр, картошка еще дороже – 10 евро за литр. Продуктов на рынке мало. Харчи у нас еще есть.

В 12:10 выехали по дороге «Е63» на Куопио. В город не заезжали. Свернули на дорогу «9».

В 14:00 остановились в Туусниеми. Здесь есть пирс со сходней в воду, столиком, красивым видом. Искупались с Ириной в озере. Вода теплая, но ветрено.

В 14:40 при ОЛ=231526 км остановились, чтобы долить из канистры в бак 10 л ДТ. Заодно перекусили чаем с бутербродами. В 15:00 поехали дальше.

На дороге «9» в 20 км на запад от Йоенсуу (еще город на «Й») хорошая стоянка: столики, гальюн, место для купания (без сходен), променад, еще столик с навесом.

В 16:00 остановились в Йоенсуу. Сходили с Ириной в К-маркет. Купили сыру (1 кг за 3.99 евро со скидкой) и Андрею вкусненького.

В 17:00 выехали на Вяртсиля к границе с РФ.

В 18:10 до границы 5 км. Пошел дождь, и высветила радуга прямо по курсу. Через 5 минут дождь кончился. Светит солнце.

В 18:20 прошли без замечаний финский контроль – покинули территорию Евросоюза и Еврозоны. Стоим на нейтральной полосе. Очередь на нашей стороне границы (см. лирическое отступление «Загадки техники» на с. 2).

В 18:50 прошли российскую сторону границы. Едем на Сортавалу.

В 19:05 при ОЛ= 231697 км остановились в Пуйккола на АЗС «Лукойл». Заправились (36.95 руб./л х 38 л =1404.10 руб.). Дорога покрыта новым асфальтом с новой разметкой, но петляет вправо и влево, вверх и вниз. Родик гонит машину. Говорит, что дорогу эту знает. Ира сзади, а мне смотреть вперед жутковато. Сплошные закрытые повороты, того и гляди навстречу выскочит фура, и ... Но пронесло, слава Богу.

В 21:40 проехали Приозерск. Остановились у танка ИС-3, полюбовались им. Здесь же стоит ИСУ-152, раньше его не было. Поехали дальше. На мой вопрос, где будем ночевать, Родик сказал: «Уже дома, что тут ехать».

Эпилог

Действительно, дорога стала прямой. Здесь мы уже ездили неоднократно. Мне вспоминались прошедшие дни, и было грустно, что путешествие заканчивается. Оставшиеся 130 км пролетели незаметно, и мы подъехали к нашему дому на Комендантском где-то около часа ночи 15.07.17. Точно забыл зафиксировать, виноват. На «лаге» было 231994 км. Родик помог нам перенести шмутки и, распрощавшись и взяв с меня обещание описать путешествие, поехал домой.

Я прикинул, что за 10 суток мы проехали 4744 км со средней скоростью с учетом стоянок и ночевок 474.4 км в сутки. Затратили дизтоплива по 9-ти заправкам в пути 215.6 л. Расход топлива около 4.5 литров на 100 км. Всего денег истратили на ДТ и все остальное (без харчей, но с рюмочной) 11577.12 руб. и 75.45 евро на троих. На каждого получилось 3859.04 руб. и 25.25 евро или по 5643.18 руб. (по курсу 1 EUR = 70.94 RUB). Интересно, что каждый километр путешествия нам стоил 3.57 рубля. По-моему, это минимум из возможного.

Но дело не в расходах, хотя и это важно. Благодаря Родику, мы с Ириной получили массу положительных эмоций, за что ему от нас огромное С П А С И Б О !

Вадим Манухин

08.01.18

 

Оригинал статьи: Автопробег по европейскому заполярью

© 2017 команда яхты "Ника"