Чайные гонки на Неве

«Чайные» гонки на Неве


      2 июня в С.-Петербурге состоялась Королевская парусная регата «Ахмад», организованная представителями английской чайной компании «AHMAD TEA» в России совместно с Санкт-Петербургским парусным союзом. В регате участвовали яхты нашего университета «Квартет» и «Ника». Чтобы узнать побольше о регате, что называется, «из первых рук», мы взяли интервью у Вадима Анатольевича Манухина – доцента кафедры строительной механики корабля, капитана яхты «Ника», стартовавшей в регате во второй зачетной группе яхт класса «Л-6» и занявшей в ней третье призовое место. 


      Корр.: О регате «Ахмад» много говорилось в прессе и на телевидении. Тем не менее, расскажите, пожалуйста, о ней поподробнее. 
      В.А.: Такая регата среди крейсерских яхт на моей памяти в Санкт-Петербурге проводилась впервые. Она была организована на спонсорские средства и носила рекламный характер. Все стартовавшие яхты несли только рекламные знаки чая «Ахмад» и были распределены на пять зачетных групп: 1-я группа – большие яхты класса «Цетус»; 2-я – яхты класса «Л-6»; 3-я – яхты «полутонного» класса; 4-я – яхты «четвертьтонного» класса и 5-я – деревянные яхты, не входящие в класс «Л-6». Общий денежный призовой фонд составлял 116 тысяч рублей. Регата проводилась одновременно на двух дистанциях: на Малой Невке, напротив СПб речного клуба – для яхт 4-й группы, и в Невской губе – для остальных групп. Сразу после гонок в Речном яхт-клубе состоялось награждение призеров регаты во всех пяти группах яхт. 


      Корр.: Как были представлены яхт-клубы нашего города на этой регате? 
      В.А.:
 Я не видел стартового протокола по всем группам яхт, поэтому не мог сказать точно, но, по-моему, в регате участвовали все основные яхт-клубы города. Наибольшее количество участников было от яхт-клуба Кировского завода, расположенного в Стрельне, и, соответственно, у них оказалось и наибольшее количество призов. От нашего яхт-клуба участвовали в регате только две яхты: в 4-й группе «четвертьтонников» – «Квартет», капитан В. Алексеев, и во 2-й группе яхт «Л-6» – «Ника», капитан В. Манухин. 


      Корр.: Почему было так мало яхт из нашего яхт-клуба? 
      В.А.:
 Здесь много и объективных, и субъективных причин. Кто-то хочет гоняться, кто-то не хочет. Традиционно в последние годы даже в середине лета и в начале осени, когда проводится большинство парусных регат, и когда яхты уже полностью подготовлены к плаванию, от нашего яхт-клуба выходят на гонки 3–4 яхты. Наибольшей активностью отличается «Квартет», постоянно и успешно участвующий в международных, всероссийских и городских парусных регатах. Мы на «Нике» также стараемся хранить традиции, заложенные А. Оскольским, и совмещать дальние спортивные плавания с участием в соревнованиях. Стартуют в гонках, правда, не так часто, «Северное сияние», «Шанс», «Воля», «Кречет». Исключение составляет, пожалуй, только наша клубная гонка «Кубок «Квартета»», проходящая в первое воскресенье октября, на которую выходят практически все яхты ГМТУ, и даже яхты из других клубов города. 
      Регата «Ахмад» проводилась 2 июня. Для нашего яхт-клуба это очень рано: часть яхт еще даже не спущена на воду. На тех яхтах, которые уже на воде, также еще много подготовительной и ремонтной работы. У нас в клубе нет собственной грузовой стрелы для спуска и подъема тяжелых яхт в любое время, как в других клубах, а поиск автокрана от 70 т сопряжен с простоем яхт на берегу и значительными финансовыми расходами, растущими год от года. 
      По этой же причине тяжелые яхты, зимующие на берегу, не успевают подготовиться к участию праздника города на Неве в конце мая. 


      Корр.: Но «Ника» и «Квартет» успели подготовиться к регате! 
      В.А.:
 Судя по результатам, не очень. Все объясняется желанием продлить сезон. У нас ведь короткий сезон: 4–5 месяцев яхты на воде и 7–8 месяцев на берегу, а где-то ведь яхты ходят круглый год. Для этого нам приходится форсировать работы на яхте, естественно, жертвуя чем-то другим. Что касается регаты «Ахмад», то для «Ники» это был первый выход в сезоне, и, конечно, полностью готовы к гонкам мы не были. Нам просто повезло. 
      Корр: Как проходила гонка в вашей группе? 

      В.А.:
 На морской дистанции в 13 морских миль старт был дан в 12 часов дня при достаточно слабом встречном ветре. Мы стартовали в своей группе из шести яхт первыми, но при слабом встречном ветре и старых парусах тяжелая «Ника» идет недостаточно круто к ветру. В результате верхний поворотный знак у банки Каменная мы обогнули только пятыми, но отрыв от 3-й и 4-й яхты был небольшой. При попутном ветре в результате тактической борьбы, неся спинакер, «Ника» вышла на третье место в своей группе. Первой финишировала «Лилия», второй – «Чайка», четвертой – «Нева», пятой – «Мираме» и шестой – «Дайла». В целом погода была отличная, и гонка прошла, как приятная прогулка. 


      Корр.: Какие были призы? 
      В.А.:
 Деревянный сундучок с сотней пакетиков чая «Ахмад» десяти различных редких сортов. Бутылка водки «Русский стандарт» от спонсора. Герметичные водозащитные футляры для видеокамеры и радиотелефона от спонсора. Наверное, считается, что на яхте не может не быть видеокамеры и радиотелефона. Далее – диплом и небольшой денежный приз. Всем участникам регаты выдавался чай «Ахмад» №1 и футболки с логотипами компании. Капитаны яхт были приглашены на спонсорский прием, посвященный подведению итогов парусной гонки. Немного жаль, что не было памятных медалей за призовые места и ... восторженных криков наших одноклубников при награждении. 


      Корр.: Каковы дальнейшие ваши планы на навигацию 2001 года? 
      В.А.:
 Ближайшая цель – участие в празднике выпускников школ города «Алые паруса» на Неве, как в 2000 году, если он будет проводиться. Хотелось бы, чтобы все яхты ГМТУ участвовали в таких «эскадренных» мероприятиях. 
      К сожалению, Университет не размещает свою рекламу на своих же яхтах, и потенциальные абитуриенты не знают, что есть в городе Морской Технический Университет, у которого есть свой яхт-клуб и прекрасные яхты. Далее – хотелось бы принять участие в мероприятиях Ассоциации класса яхт «Л-6»: дальнейших плаваниях и гонках. Есть и другие планы, но боюсь сглазить, ведь моряки – народ суеверный. 


      Корр.: Мы знаем, что подготовка и содержание яхт обходится достаточно дорого и целиком ложится на плечи экипажа. Зачем все это? 
      В.А.:
 Университет дает нам право безвозмездно пользоваться яхтой и стоянкой в летнее время. Это уже много. Правда, это право надо каждый год подтверждать. С другой стороны, расходы, конечно, есть, и они целиком ложатся на экипажи. Для тяжелых яхт, зимующих на берегу, основную долю ежегодных расходов составляют, как уже говорилось, спуск и подъем яхты, ремонт матчасти, материалы, лаки, краски и т. д. Львиная доля работ выполняется руками членов экипажей, в основном студентов и сотрудников, а также выпускников ГМТУ. Зачем все это? Нам просто нравится этот вид спорта и отдыха, так же как раньше нашим предкам нравились чайные клиперы, о которых нам напомнили недавние чайные гонки на Неве.


04.06.2001 г.

© 2017 команда яхты "Ника"