Поездка на форт "Ино" и далее...

Поездка на форт "Ино" и далее...

1. Предшествующие события, имевшие некоторые последствия

 Уже стало традицией после разоружения и уборки мачты на "Нике" пройти под мостами по Неве под мотором. На сей раз это случилось 12 октября 2013 года. В прогулке приняли участие 10 членов экипажа: Вадим Манухин, Александр Кульцеп, Адриан Носов, Алексей Игнатьев, Юрий Добрянский, Татьяна Ковалева, Алина Разживина, Александра Андрюкова, Павел Бренс и Арсен Павлисов. Вышли в 19:10 и благополучно вернулись в 21:40. Двигатель отработал "как часы", ни разу не чихнув. Яхта прошла вверх по Средней Невке под 2-м Елагинским мостом, затем по р.Крестовка под Малым Крестовским мостом, по Малой Невке под Каменноостровским мостом, по Большой Невке под Кантемировским, Гренадерским и Сампсониевским мостами мимо крейсера "Аврора", по Большой Неве под Литейным мостом до траверза Финляндского вокзала. Здесь, подняв тост "За Ленина, за революцию", мы развернулись на обратный курс. Обратно пошли по Большой Невке под Сампсониевским, Гренадерским, Кантемировским, Ушаковским и 3-м Елагинским мостами, и обогнув стрелку Елагина острова с запада, вошли в Среднюю Невку и ошвартовались у родного причала. Как обычно, проходя под мостами, экипаж дружно кричал "Ура-а-а-!!!" , произносились речи и тосты по случаю окончания удачного для "Ники"сезона. Не доходя еще до Каменноостровского моста, на моем телефоне раздался звонок. Оказалось звонил Никита Бриллиантов, увидевший из своего стоящего в пробке автомобиля шедшую вверх по реке "Нику". Он поздравил экипаж с завершением удачного сезона и пожелал счастливого плавания, а мы подняли очередной тост "За конкурентов". За два с половиной часа яхта прошла по лагу 12,5 миль, двигатель скушал 10 литров бензина, а экипаж опорожнил N-е количество "жидких запасов".

 

 

2. Основная часть

Еще ранее нами было принято решение после закрытия сезона 2013 года поехать на машинах на о.Коневец. Поездка на этот остров осенью 2012 г. запомнилась участникам, и ее хотелось повторить в более массовом составе. Однако, как выяснилось, с 13 октября монастырское судно рейсов через пролив уже не совершало, и нам пришлось изменить программу путешествия. После катания на "Нике" по Неве было решено на следующий день поехать по северному берегу залива и найти взорванный форт "Ино", а затем на обратном пути посетить Корабельную рощу.  Желающих набралось 10 человек: Саня, Родик, Юра с женой Викой, Паша, Леха, Татьяна, Алина, Александра и я. Саня и Юра обеспечивали транспорт. Оставив Родика ночевать на "Нике", мы договорились встретиться завтра в 9 утра в районе Старой Деревни и рзъехались по домам.

Утром 13 октября Юра с Викой заехали за мной, и мы поехали к месту встречи. Как выяснилось Родик проспал и в точку встречи не явился. Сане и Татьяне пришлось заезжать за ним на "Нику", а Леха и Александра от путешествия отказались. Видимо после вчерашнего им спать хотелось больше, чем путешествовать. Немного опоздав, Саня, Татьяна, Родик и Алина подъехали к нам, Родик по требованию Сани пересел к нам, и мы стартовали.

Не буду останавливаться на подробностях поездки, тем более, что ничего особенного не было. Родика мутило, а Вика, сидевшая вместе с ним на заднем сидении, пыталась облегчить его страдания активированным углем. Чтобы проветриться, мы сделали остановку у берега залива в районе Репино. Дул сильный западный ветер, сосны качались, а залив был покрыт барашками. Посмотрели, размялись, продышались и поехали дальше.Проехали Зеленогорск и Ушково, а в Серово свернули на Приморск. Не доезжая до Молодежного, остановились. Попытались отыскать дорогу к трамплину, но не нашли и поехали дальше.Состояние Родика оставляло желать лучшего. Проезжая Молодежное и Смолячково, я вспоминал 70-е годы, когда летом в составе духового оркестра п/л "Спутник" от Сталепрокатного завода работал и отдыхал в этих местах. Через Молодежное мы часто ходили в п/л "Балтиец" на берегу Финского залива от Балтийского завода, который также обслуживала часть нашего оркестра.

В районе ж/д станции Приветненское мы увидели поворот к берегу залива и, свернув, остановились у магазина. В магазине купили мороженое, и у продавщицы узнали как проехать к форту. Родик от мороженного отказался и пошел пешком по дороге по направлению к заливу. Мы же насладившись прохладой крем-бруле и сливочного, сели "по коням" и, забрав по пути Родика, поехали через военный городок по указанной нам дороге. Вероятно, мы свернули к заливу раньше, чем было нужно, потому как выехали на берег, не обнаружив признаков форта. Здесь на берегу мы  увидели большой взорванный дот (как выяснилось позже, это был опорный пункт, прикрывавший подходы с моря к западным батареям 305 мм (12") орудий). Погуляв здесь немного, мы поехали по лесной дороге вдоль берега на восток, но вскоре уперлись в завал из деревьев и большую яму прямо на дороге. Позже такие же ямы и завалы мы встречали и на других дорогах.

Дальше пошли пешком, оставив машины у завала. Мы немного прошли вперед и увидели выходящий  к дороге перпендикулярно берегу овраг. По этому оврагу стали подниматься вверх на коренной берег, на котором должны были быть батареи форта. Родик не смог одолеть подъем и вернулся к машинам. А мы поднялись на восточный край оврага и здесь увидели целую сеть дорог с такими же завалами и ямами. Почему-то пошли на восток и вскоре увидели остатки взорванной батареи. Это была батарея на четыре 152 мм (6”) пушки Канэ. Здесь мы сфотографировались и облазили взорванные сооружения. Толщина стен поражала своей мощью. Мы нашли торчащие из бетона ржавые шпильки от фундаментов этих орудий. Затем мы пошли на север, т.к. Саня сказал, что где-то там должны быть батарей 305 мм орудий (подготовленную им же схему Саня забыл взять с собой, и он шел по памяти, ориентируясь по карте на GPS). Остатков батареи мы так и не нашли, потому что искали не в том месте, но зато увидели много интересного (см. фото), например какие-то ангары со сводчатыми перекрытиями непонятного назначения, или подземный пункт дезактивации. Все это к форту Ино отношения не имело, а являлось остатками воинской части, в которой проводились когда-то исследования по радиоактивности.

 Затем мы пошли на юг, полазили по остаткам батарей 254 мм (10”) пушек и 280 мм (11”) гаубиц, прошли мимо стрельбища и вышли на берег залива. Слева к востоку должна была быть гавань форта Ино, и мы решили посмотреть, что же от нее осталось. Долго шли по песчаному пляжу и наконец увидели замытую песком гавань. Осмотрев остатки гавани, мы поняли, что на «шестерке» сюда соваться не стоит. А жаль, была бы гавань в приличном состоянии, яхтсмены Питера могли бы иметь  интересный маршрут выходного дня с посещением форта Ино. Нас поразило в гавани обилие кустов шиповника с крупными ярко красными ягодами. Здесь под кустами шиповника мы устроили привал и слегка подкрепились для обратного перехода.

            Вернувшись вдоль берега к машинам, мы увидели «ожившего» Родика. Пока мы бродили по форту и берегу залива, он даром времени не терял - спал. Кстати, ветер зашел к NO, волна спала, светило солнце, день был чудесный. Мы вернулись на машинах к разрушенному опорному пункту на берегу залива, и здесь устроили обед, отлично организованный Юрой и Викой Добрянскими. За обедом мы обсудили увиденное и решили приехать сюда еще раз, чтобы все-таки увидеть остатки открытой и башенной батарей 305 мм орудий. Они остались западнее нашего маршрута.

Схема форта Ино

Схема форта Ино

Трек (красный) нашего маршрута

   Трек (красный) нашего маршрута

 

3. Возвращение

             На обратном пути, мы по моему предложению посетили места моей юности. Проехали до развилки дорог в Серово и по Средне-Выборгскому шоссе мимо бывших п/л «Маяк», «Дружных» и «Спутник» доехали до моста над одноколейной железной дорогой Зеленогорск – Приморск. Спустились вниз и по шпалам дошли до ж.-д. моста над р. Черная. В этой речке я когда-то научился плавать. Затем, вернувшись к шоссе, мы доехали до поворота на Поляны. В Полянах мы еще раз остановились у моста через бурную речку, в которой я вместе со своими друзьями из духового оркестра когда-то ловил раков и под этим мостом варил их в ведре на костре. Мы спустились к речке, потрогали воду, обсудили известные нам способы ловли раков.

            Далее по пути домой, немного не доезжая до Рощино, остановились в Линдуловской корабельной роще. Сейчас она называется Линдуловской лиственничной рощей. Мы хорошо погуляли, посмотрели на высокие мачтовые лиственницы, посаженные еще при Петре Первом. Заходящее солнце подсвечивало желтую хвою на верхушках лиственниц, и они освещали дорожки желтым натриевым светом, как огромные фонарные столбы. Мы дошли до речки и через лес, где было много поваленных ветром деревьев, в т.ч. и листавенниц, вернулись к машинам.

            Затем, без приключений в хорошем настроении, получив заряд бодрости, мы вернулись в Питер.

 

P.S. О форте Ино (Николаевский) можно почитать на сайте http://www.aroundspb.ru/fort/ino/ino1.php

 

В.Манухин

 

© 2017 команда яхты "Ника"