Поездка на Коневец

07.10.12  Поездка на Коневец

КоневецЯхта вчера (в субботу) была разоружена и подготовлена к подъему на берег. Даже успели вечером пройти под мотором по рекам Петербурга по маршруту: Средняя Невка (вверх) – Большая Невка (вверх) – Нева (вниз) – Большая Нева (вниз до Благовещенского моста и обратно вверх) – Малая Нева (вниз) – Малая Невка (вверх) – Крестовка – Средняя Невка (вверх) – Большая Невка (вниз) – Средняя Невка (вверх).

 В воскресенье решили на яхте не собираться, но Родик предложил открыть «межсезонье» и посетить о.Коневец на автомобиле. На предложение откликнулись Вадим Манухин и Алина Разживина. Поскольку желающих из экипажа больше не было, я - Вадим Манухин, предложил прогулку своей жене Ирине,  и  она согласилась. Выяснилось, что Алина и Ирина на о.Коневец раньше не бывали.

 

Цель поездки была сформулирована Адрианом Евгеньевичем (Родиком): насладиться осенними пейзажами Ладожского озера и острова Коневец, посетить Коневский монастырь, еще раз пройти «по морям».

Выехали утром, еще не зная, как будем перебираться на остров, т.к. в это время регулярные перевозки на остров уже закончились. Поэтому на случай, если переправы не будет, у Родика, как всегда, был запасной вариант маршрута.

По дороге из яхт-клуба, где, немного «выпимши» накануне, Родик  ночевал после вечерней  прогулки  на яхте под мостами, он заехал за Алиной, а затем за мной с Ириной. В 09:30 выехали на Каменку и далее на Приозерское  шоссе.

В пути мы впитывали в себя осенние краски леса, смачными мазками лежавшие на кустах и деревьях. Влажная дорога  и окрестности освещались ярким не по-осеннему солнцем. Погода была что надо.

В бухту Владимировскую, что расположена напротив о. Коневец, приехали в 11:30. Там стоял автобус и несколько машин. У причала дремали катера, в т.ч. и монастырское судно «Коневец». Родик, пообщавшись с местным населением, выяснил, что «Коневец» отходит на одноименный остров в 12 часов. Все складывалось хорошо. Глядя на красивые берега и сверкающую в лучах солнца воду бухты, мы  успели перекусить захваченным с собой кормом.

К 12-ти часам по дороге к причалу из леса стали еще подтягиваться  люди. Всего на судно вместе с нами погрузилось человек шестьдесят. Судно отошло ровно в 12:00, вышло из бухты и легло курсом на буй Коневецкой косы. Ходов было узлов 7-8. На середине пролива, ширина которого примерно три мили, начало слегка покачивать. Светило солнце, дул легкий зюйд. Мы с Родиком рассказывали Ирине с Алиной о том, как вместе с Саней Кульцепом и Игорем Голубом переходили уже этот пролив пешком по льду пару лет назад.

Еще издали мы увидели над лесом голубые купола Коневского монастыря. Два месяца назад в конце июля «Ника» была здесь вместе с двумя польскими яхтами «Legia» и  «Dar Pucka», возвращаясь домой из плавания в Архангельск.

Так что для меня пейзажи острова еще стояли в памяти. Но то были летние пейзажи. Родик прав, осенние пейзажи красивее.

Обогнув песчаную косу, судно ошвартовалось с южной стороны деревянного причала в Коневецкой бухте. Весь переход занял полчаса. При выходе на берег денег за перевоз ни с кого не брали. Мы удивились и подумали, что возьмут потом, когда судно перевезет нас обратно. Отход был назначен на 18 часов,  и  у нас было пять с половиной часов свободного времени.

Мы не стали слушать экскурсоводов, а решили сначала погулять по острову. Обойдя монастырь и хозяйственные постройки, покормив коз и хрюшек травой и крапивой, двинулись по лесной дороге на север к Коню-камню, у которого по преданию в древности язычники совершали жертвоприношения своим богам. По пути заходили в часовни, двери которых были не закрыты, но притворены и подперты камнями. В лесу на кустах черники еще висели крупные ягоды. Конечно, черники мы тоже поели. Как сказала Ирина, здесь «пахло лесом». Солнечные лучи пробивались сквозь ветви сосен, вдали слышался шум прибоя.

Километра через два, спустившись вниз с горы, которую Родик со ссылкой на Саню назвал «пузырем», мы увидели Конь-камень с построенной на нем деревянной часовней. Пишут, что этот камень весит более 700 тонн, и большая его часть находится под землей. Когда-то на камне была памятная доска, но сейчас ее нет. У камня встретили группу экскурсантов с молодым монахом.

Недалеко от камня стояли беседки, в одной из которых мы подкрепились, а затем пошли дальше. Алина фотографировала, Ирина искала грибы, Родик наслаждался осенними красотами и мхами, а я вспоминал дорогу к берегу острова, по которой ходил в июле. Через некоторое время вышли к обрывистому берегу, и Родик предложил искупаться. Обсудив предложение и найдя с десяток причин не делать этого, пошли по дороге вдоль берега к видневшемуся севернее мысу. Рядом с дорогой я нашел несколько белых грибов, два из которых оказались большими и чистыми. Позже Ирина нашла еще два небольших боровика и несколько маслят. Родик впервые в жизни съел сырую сыроежку. У мыса мы снова спустились к воде, чтобы насладиться морскими видами  Ладоги.

Прикинув расстояние до северного берега, мы вспомнили Севу Адрианова с его навороченным смартфоном-картплоттером. Карты острова у нас не было, но тут мы услышали звук мотора и увидели ехавший по дороге в нашу сторону «УАЗик». Родик остановил машину и опросил шофера на предмет расстояний и времени. Решив, что до северного мыса острова дойти и вернуться к шести часам не успеем, мы пошли назад уже вдоль берега к монастырю.

Рядом с монастырем есть монастырское кладбище. Мы зашли.

В соборе монастыря тишина и полумрак. Постояли, помолились, поставили свечи, посидели, отдохнули. Затем, получив благословение, поднялись в верхний храм. Здесь светло, но реставрационных работ пока не ведется. Росписи на колоннах и сводах облупились, на стенах видны трещины. Сквозь большие окна виднеется небо, которое постепенно начинает закрываться облаками. Слышен отдаленный гром. Погода портиться.

Попытка Родика подняться на монастырскую колокольню успехом не увенчалась. «Не положено» - сказал монах в сувенирном магазине монастыря видимо потому, что колокольня находится на реставрации.

У нас еще оставалось время, и мы решили пойти вдоль берега бухты к южному мысу острова. По пути зашли в скит. Церковь была закрыта, и мы посидели во дворе на скамейке. Когда дошли до мыса, начался дождь, усилился ветер, сверкнула молния и глухо прогромыхал гром. Зонтов у нас не было. Постепенно на обратном пути мы промокли. Т.к. шел дождь, и до отправления еще оставалось полчаса, мы снова зашли в монастырский собор. На этот раз там было много народу. Тот самый молодой монах, которого мы видели у Коня-камня, и певчие пели псалмы у раки с мощами Св. Арсения Коневского. Мы постояли, послушали, затем посидели, отдохнули.

На берегу под навесом мы допили остатки чая и кофе, и за 10 минут до отхода погрузились на судно, стоявшее на прежнем месте у причала.

К 18 часам «Коневец» был полон народу. Все прятались от дождя  и  ветра в кубриках. Алина и Ирина тоже. Несколько человек, как и я с Родиком, ловили «кайф» на палубе. Дождь и ветер ослабли, но было совсем не жарко, т.к. одежда наша была сырой. Судно отошло ровно в 18:00. Мы любовались островом, который окутался влажной дымкой. На фоне затянутого тучами неба голубые купола собора смотрелись не хуже, чем днем, когда светило солнце.

Любуясь с кормы панорамой моря, мы с Родиком не могли не спеть нашу любимую песню «Прощайте скалистые горы». Стоявшие рядом мокрые «паломники» своих чувств не проявляли. Нам не хватало только по 100 граммов  и Сани Кульцепа. Программа была выполнена, цель достигнута.

Когда судно ошвартовалось у причала Владимировской бухты, дождь кончился, из-за туч выглянуло низкое вечернее солнце. На небе даже появилась радуга. Денег с нас снова не взяли. Родик высказал предположение, что мы случайно попали в организованную на этот день монастырскую благотворительную акцию для паломников. Таким образом, нам повезло дважды: утром случайно попали на судно, да еще и денег за переправу не взяли. Сэкономили тыщи две. Ну и погода не подвела – была разнообразной.

В машине Родик врубил печку, и мы поехали домой. Возвращались той же дорогой. В пути почти просохли и согрелись. Около десяти часов вечера Родик высадил нас с Ириной у нашего дома, взяв с меня слово описать эту поездку не слишком «суховато».

(текст Вадима Манухина, фото Алины Разживиной)

 

Справка из Интернета:

О Коневском монастыре

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает8 км, а ширина равна в среднем3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря — конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы — 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого — Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, избрав путь иноческого служения Богу. На Лисьей горе он принимает монашество — ангельский образ. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину, и, получив благословение новгородского Святителя Иоанна, отправляется по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы.

После кончины Преподобного Арсения (1447 год, память 12 июня по старому стилю) монастырь, расположенный близ границы русских и шведских владений, неоднократно подвергался разорениям. Обитель восстанавливалась благодаря попечительству государей Василия III, Иоанна IV Грозного, Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича. В конце царствования Иоанна IV был построен новый величественный каменный собор.

Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. После разорения в 1610 году остров Коневец до победоносного для России окончания Северной войны находился под шведским владычеством, собор был практически разрушен.

В 1710 году остров Коневец решено было отдать князю Я. Ф. Долгорукому, но в 1718 году, благодаря ходатайству архимандрита Иоанникия, Петр I издал указ о возобновлении монастыря. Он получил статус приписного к Деревяницкому. В 1760 году монастырь обретает самостоятельность по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. С 1764 года, после проведения Екатериной II монастырской реформы, монастырь находился за штатом, в 1825 году возведен в III класс.

В Коневском монастыре в разное время бывали император Александр II в сопровождении семейства и свиты (1858), писатели Н. С. Лесков (Коневцу посвящен его очерк «Монашеские острова на Ладожском озере», 1873), Вас. И. Немирович-Данченко, И. С. Шмелев, А. Дюма, поэт Ф. И. Тютчев, архитектор А. М. Горностаев.

С 1917 по 1940 год монастырь действовал, поскольку остров Коневец оказался на территории Финляндии. К 1932 году в обители оставалось 75 человек братии — не было притока новых насельников из России, пагубно отразилась на жизни обители и смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской православной церкви, ставшей автономной и возглавляемой Константинопольским патриархом. Настоятелем с 1930 года был игумен Маврикий (Сережин). До прихода в монастырь, во время службы в армии, он был связным генерала Маннергейма, с чем, возможно, связано посещение последним Коневца. Постоянные богослужения совершались только в соборе. На острове разместились штаб (в каменной гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. С началом советско-финской войны часть утвари была вывезена, но большая часть осталась — в частности, иконостасы и колокола всех церквей. В 1941 году часть иноков вновь прибыла на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. В 1944 году монахи навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хиекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять последних монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону.

На острове Коневец тем временем царило запустение; в монастырских постройках обосновалась военно-морская часть. В 1990 году монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии. 28 мая 1991 года на остров прибыл как наместник монастыря архимандрит Назарий (Лавриненко), назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (ныне о.Назарий — благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры). В ноябре 1991 года под полом нижнего храма были обретены мощи Преподобного Арсения — главная святыня монастыря. При попечении отца Назария проведены значительные восстановительные работы, прежде всего, в нижнем храме собора и гостиничных корпусах, началось восстановление четырех часовен. В Сретенском храме находится точный список с чудотворного образа, а в Коневском скиту — старинная икона, перенесенная из церкви с. Важины и, возможно, происходящая из старого Коневского монастыря.

С июля 2004 года по ноябрь 2007 года братию возглавлял игумен Исидор (Минаев), до этого бывший настоятелем подворья Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. Постановлением Священного Синода от 12 октября 2007 года игумен Исидор назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (ныне — настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме), а исполняющим обязанности настоятеля монастыря назначен имеромонах Коневского монастыря о. Александр (Арва). 27 декабря того же года решением Патриарха и Священного Синода иеромонах Александр был утвержден новым настоятелем монастыря, а 18 января 2008 года иеромонах Александр возведен в сан игумена.

А.В.Берташ

 Подробности на сайте   konevets.spb.ru

  

© 2021 команда яхты "Ника"