Победные старты «НИКИ»

Победные старты «НИКИ»


      Если заглянуть в календарь соревнований по парусному спорту в Санкт-Петербурге на навигацию 2002 года, то можно насчитать полтора десятка гонок, в которых могут принимать участие яхты класса «Л-6» и другие крейсерские яхты. Соревнования начинаются с самого начала июня и заканчиваются в начале октября, так что каждый экипаж может заранее запланировать для своей яхты участие в тех или иных гонках в наиболее благоприятное для себя время. 
      Мы на «Нике» – яхте нашего Морского технического университета – запланировали участие во всех мероприятиях Ассоциации яхт класса «Л-6», а также, по возможности, во всех соревнованиях крейсерских яхт Санкт-Петербургского календаря 2002 года. Во всех гонках мы, как всегда, представляли ГМТУ. Анализ результатов «Ники» в соревнованиях 2001 года:

 

  1. Королевская регата «Ахмад» – 3-е место в группе «Л-6» (4 яхты);
  2. Гонка на Призы «Ленэкспо» – 3-е место в группе «Л-6» (5 яхт);
  3. Кубок «Мираме» – 3-е место по 2-м гонкам в 1-й зачетной группе (7 яхт);
  4. Кубок «Балтийца» – 1-е место по 2-м гонкам в общем зачете (40 яхт);
  5. 100-мильная гонка – НФ в группе «Л-6» (10 яхт);
  6. 5-я СППН – 2-е место по 5-ти гонкам в группе «Л-6» (9 яхт);
  7. Чемпионат СПб – 1-е место по 6-ти гонкам в группе «Л-6» (13 яхт);
  8. Кубок «Квартета» – 1-е место в 1-й зачетной группе (3 яхты),

а также в гонках предыдущих лет показал, что, несмотря на общее улучшение результатов за счет тщательной обработки корпуса, установки складного гребного винта, тренировок экипажа и накопления определенного опыта участия в гонках, дальнейшее улучшение результатов при наблюдающемся росте числа яхт, реально претендующих на призовые места в группе, возможно только при обновлении парусов яхты. Зимой 2002 г. для «Ники» были пошиты в соответствии с Правилами класса «Л-6» новые лавировочные паруса – грот и генуя. Отметим попутно, что на многих «шестерках» также в этом сезоне появились новые паруса: на «Онеге» (РЯК – СПб Речной яхт-клуб) – грот и генуя, на «Лилии» (Стрельна) – легкий спинакер и стаксель, на «Амуре» (РЯК) – тяжелый спинакер, на «Дайле» (Стрельна) – генуя под штагпирс, на «Дельте» (РЯК) – стаксель. Таким образом, тенденция обновления парусов на «шестерках» налицо. Далее расскажем об участии «Ники» в гонках 2002 г. 

      Победные старты "Ники"Регата «Ахмад». Первая гонка в 2002 г. – Королевская регата «Ахмад» – состоялась 1 июня, хотя первоначально ее проведение планировалось на неделю позже. Перед гонкой мы на «Нике» успели выйти в море всего один раз и то лишь на 2 часа, чтобы опробовать новые паруса. Паруса оказались хорошего качества, но их еще надо было научиться оптимально настраивать, а времени не было. Мы даже подумывали стартовать в гонке под старым комплектом, но, в конце концов, решили рискнуть. В гонке в группе «Л-6» участвовали пять яхт, а результаты определялись по действительному времени. «Ника» стартовала удачно, но все яхты шли очень плотно. До верхнего знака мы фактически настраивали паруса, и в результате пропустили «Лилию» и «Чайку» (обе из Стрельны). Затем на фордевинде «Чайку» все же удалось обойти, но догнать «Лилию» не сумели. В результате – второе место. 

      Гонка «Бот-шоу-2002». Через неделю, 8 июня, состоялась гонка на призы «Ленэкспо» в рамках выставки «Бот-шоу-2002». Четыре заявленные «шестерки» были включены в 5-ю зачетную группу. Результаты определялись по действительному времени. В этой гонке «Ника» хорошо стартовала и финишировала четвертой из 13 заявленных во всех пяти группах яхт. В своей группе мы пришли первыми с хорошим отрывом и выиграли гонку. 

     Победные старты "Ники" Кубок «Мираме». Следующим соревнованием стала регата «Кубок «Мираме» 2002 года», состоявшая из двух гонок. Результаты первой гонки определялись по действительному времени, по которому для каждой яхты рассчитывался гандикапный коэффициент. Результаты второй гонки определялись по исправленному времени. В первую зачетную группу деревянных судов было заявлено 14 яхт, среди которых было 11 яхт Ассоциации класса «Л-6». В первой гонке, которая была проведена 9 июня, мы финишировали после «Грезы» («Цетус», РЯК) первыми в своей группе. Вторая гонка Победные старты "Ники"состоялась 12 июня. Уже в ходе гонки выяснилось, что в последний момент перед стартом без надлежащего сигнала на судейском судне было принято решение об изменении первого знака дистанции. Пришлось изменить курс. В результате мы финишировали четвертыми в своей группе. После пересчета результатов второй гонки по гандикапу мы во второй гонке оказались шестыми, а по сумме обеих гонок – третьими. 

      Кубок «Балтийца». Переходящий кубок клуба «Балтиец» также разыгрывается по результатам двух гонок. Первая гонка проводится в июне, а вторая – в сентябре. Результаты определяются по действительному времени. Эти гонки не вошли в рейтинг яхт Ассоциации класса «Л-6» из-за того, что в 1-й гонке регаты участвовала только одна «шестерка» – «Ника», а во второй – две – «Ника» и «Эос». 
      Первая гонка состоялась 23 июня. В этой гонке борьба шла за второе место, так как заявившаяся в самый последний момент супергоночная яхта «Интерлопер» (Стрельна, FARR-40) не оставила остальным участникам никаких шансов на победу, уйдя далеко вперед сразу после общего старта в лавировку. Практически всю гонку упорная борьба шла между «Никой» и «Девой» (Таллинский тонник, ЛенВМБ). Причем до последней петли (дистанция представляет собой треугольник с петлей) мы шли впереди, выигрывая один-два корпуса. На второй лавировке ветер усилился, и для «Ники» оказалось многовато парусов, однако новый грот еще не был приспособлен для быстрого взятия рифов, кроме того, в лавировку предстояло пройти всего 1 милю. Мы шли с потравленным гика-шкотом менее круто, чем «Дева». В результате она обогнула знак раньше и финишировала второй, а мы – третьими. Четвертой пришла «Фиджи» («Конрад-25», ЛенВМБ). 
      Вторая гонка прошла 28 сентября. «Интерлопер» на гонку не пришел, зато пришли «Дева» и «Фиджи». Таким образом, между «Девой», «Никой» и «Фиджи» должна была разыграться основная борьба за главный приз. Старт был дан против ветра, и основные претенденты на кубок, в том числе и мы, пошли в лавировку правым галсом, рассчитывая после поворота левым галсом выйти на верхний знак, которого не было видно от стартовой зоны. Однако после поворота мы так и не обнаружили верхнего знака. Пока мы искали знак на левом галсе, «Дева» сделала поворот левым бортом, обогнула 1-й осевой буй Петровского фарватера, не имевший к гонке никакого отношения, и, поставив спинакер, пошла на 2-й знак дистанции. Мы так и не увидели 1-го знака и, обогнув 1-й осевой, пошли следом за «Девой», потеряв уже всякий интерес к гонке. Как выяснилось позже, все яхты, даже те, которые, как утверждают организаторы, видели 1-й знак, глядя на лидеров, не стали его огибать, а пошли за ними на 1-й осевой буй. На второй петле все яхты также обогнули 1-й осевой буй. В результате «Дева» пришла на финиш первой, а «Ника» – второй. «Фиджи» была третьей или четвертой. Поскольку никто не огибал 1-й знак дистанции, протестов не было, и «Дева» по сумме двух гонок выиграла переходящий кубок «Балтийца», который находился у «Ники» после победы в 2001 году. Мы же получили призы и дипломы за 3-е и 2-е место в первой зачетной группе яхт. 

     Победные старты "Ники" 100-мильная гонка. Эта гонка уже второй год проводится Ассоциацией класса «Л-6» совместно с яхт-клубом ЛенВМБ. 
       На форте Обручев собрались 14 яхт-участниц и судейская яхта «Анива». В 1-й группе яхт класса «Л-6» заявилось 10 «шестерок», во 2-й группе «тонников» – только три яхты: «Асмодей» (ГУВК – СПб государственный университет водных коммуникаций), «Мария» (ЛенВМБ) и «Россия» (РЯК). Четырнадцатым судном был крейсерский катамаран «Янус» из г. Приморска. Так как по Положению о гонке в группе должно быть не менее трех яхт, то катамаран был допущен к гонке только в общем зачете. Результаты гонки определяются по действительному времени прохождения дистанции. Старт был дан 29 июня в 10 часов утра рядом с фортом Обручев. Из-за слабого ветра перед стартом дистанцию было решено сократить до 104 миль по генеральному курсу, то есть яхтам предстояло обогнуть правым бортом о. Нерва и возвращаться к маяку Толбухин, южнее которого был назначен финиш. После старта при слабом переменном ветре «Ника» вместе с «Янусом» и «Марией» значительно оторвалась от основной группы яхт. Около двух часов ночи при посвежевшем ветре мы первыми обогнули о. Нерва и легли на обратный курс. Через некоторое время «Ника» прошла между плотно идущими к Нерве «шестерками». Видно было, что между ними идет интересная и упорная борьба. На оставшейся части дистанции «Ника» шла 7-узловым ходом в галфвинд при южном умеренном ветре и финишировала первой среди яхт 1-й и 2-й групп, проиграв в общем зачете только быстроходному катамарану «Янус». 

     Победные старты "Ники" Регата «Паруса Выборга-2002». 14–16 июля в Выборге проходил Международный морской фестиваль «Паруса Выборга-2002», в рамках которого 15 июля состоялась гонка. В регате приняли участие две финские яхты, 10 «шестерок» (9 из С.-Петербурга и одна – «Родина» из Выборга), «Мария» (я/к ЛенВМБ), «Эолика» (Выборг) и другие. Яхты заявлялись на две дистанции по выбору: короткую – до пролива Трапезунд и обратно («Пивной рейс») и длинную – до о. Северный Березовый и обратно («Ромовый рейс»). Учитывая слабые ветра и большую насыщенность мероприятиями программы фестиваля, все десять «шестерок» заявились на короткую гонку и были выделены в отдельную зачетную группу. Результаты в группе «Л-6» определялись по действительному времени. Утром 15 июля после парада парусов напротив городского пляжа при очень слабом ветре был дан общий старт обеих гонок для всех зачетных групп. Мы стартовали плохо, так как пришлось уступить дорогу «Чайке» (Стрельна), и после поворота «Ника» почти остановилась. За нами была лишь одна «Дайла» (Стрельна), запоздавшая на старт из-за проблем с якорем. Из «шестерок» первой со старта ушла «Лилия» (Стрельна), а за ней – «Лена» (РЯК). В начале гонки, идя против слабого ветра на фарватере, мы то обходили некоторые яхты, то они обходили нас. Все же верхний знак мы обогнули вторыми в группе после «Лилии». Во второй половине гонки попутный ветер усилился, но «Лилия» была далеко, и догнать ее не удалось. В результате мы заняли второе место в группе «Л-6». 

      Открытый чемпионат Речного яхт-клуба. Чемпионат РЯК состоял из 4-х гонок, которые были проведены в Невской Губе 3, 4,10 и 11 августа. В группу «Л-6» заявились три «шестерки», и, следовательно, эти гонки вошли в рейтинг Ассоциации класса. В группу «тонников» заявился только один «Асмодей» (ГУВК), и по решению гоночного комитета он был включен в группу «Л-6». Результаты гонок определялись по действительному времени. В этих гонках основная борьба состоялась Победные старты "Ники"между «Никой» и «Асмодеем», так как «Амур» и «Онега» (обе яхты из РЯК) участвовали не во всех гонках. Из 4-х гонок стоит рассказать о последней (ее история поучительна). Перед последним стартом результаты были таковы, что и «Ника», и «Асмодей» могли выиграть всю регату в своей группе. Для этого надо было выиграть последнюю гонку. В этот день – 11 августа – перед стартом ветер был слабым и неустойчивым по направлению. Стартовали достаточно плотно. «Асмодей» шел практически рядом с нами под легкой генуей, но проигрывал в крутизне. Затем на нем решили заменить геную, потому что ветер, вроде бы, стабилизировался и отошел. Однако при замене генуи, как выяснилось позже, на «Асмодее» заклинило фал, и, потеряв много времени на его освобождение, «Асмодей» сошел с гонки, считая, что шансов догнать соперников не осталось. Мы, действительно, оторвались ото всех яхт почти на полмили и первыми обогнули Северный буй банки Каменная. Поставив спинакер, мы уже думали, что гонка выиграна. Пройдя половину пути до финиша при опять «скисающем» ветре в гордом одиночестве, мы попали в штилевое пятно. Между тем, идущие сзади яхты имели ветер и быстро приближались. Самым обидным было то, что правее курса в кабельтове от нас появилась ветровая рябь на воде, но наши паруса безжизненно висели. Приближающиеся яхты заметили по нам штилевую зону и стали обходить ее справа. Уже два «Картера-30» «Горн» и «Борей» из группы «полутонников» обошли нас справа, а «Онега» подошла к нашему правому траверзу. «Амур» был сзади, но довольно близко от нас. Но в этот критический момент легкое дуновение ветра дошло и до нас, и все началось сначала, как после старта. В конце концов, мы обошли «Борей» и не пропустили вперед «Онегу». На финише впереди на полкорпуса был только «Горн». В таких условиях «Асмодей» имел все шансы бороться за победу, не сойди он с гонки в самом ее начале. В своей группе «Ника» выиграла гонку и всю регату. 

      Vl-я Санкт-Петербургская парусная неделя. 6-я СПбПН в этом году проводилась 17–25 августа и состояла из трех коротких гонок в Невской Губе и двух длинных – до Выборга и обратно. В группе яхт «Л-6» в регату заявилось 11 «шестерок», а результаты определялись по действительному времени прохождения дистанции. Из пяти гонок регаты нам наиболее запомнились вторая и третья. 
      Во второй гонке при довольно слабом западном ветре «Дайла» (Стрельна), «Ника» и «Лилия» (Стрельна) практически одновременно обогнули северный буй банки Победные старты "Ники"Каменная. Немного сзади шли «Онега», «Лена» (обе из РЯК) и другие «шестерки». Слабый ветер менялся от западного до северо-западного, а яхтам предстояло обогнуть буй № 13 Северного фарватера. Мы с «Лилией» пошли левым галсом, а «Дайла», «Онега» и другие «шестерки» продолжали идти правым галсом. У нас с «Лилией» шла интересная и упорная борьба, и «Лилия» обогнула знак немного раньше нас. Впереди нас были также «Дайла» и «Онега», до которых раньше дошел немного посвежевший ветер. Таким образом, второй знак мы обогнули четвертыми в своей группе. Поставив спинакер на правом галсе, мы пошли за «Лилией», так как «Дайла» и «Онега» пошли севернее левым галсом, но вскоре также сделали поворот. Ветер постоянно то отходил, то заходил, то скисал совсем, то немного оживал. Казалось, что в таких условиях догнать «Лилию» уже не удастся. «Онега» постепенно отставала, а «Дайла» после поворота на правый галс привелась и прошла у нас по носу и по корме у «Лилии», но почему-то бороться с ней не стала, а пошла еще правее, зачем-то залезла в гущу других яхт и там завязла. Каким-то чудом мы приблизились к «Лилии» с подветра и постепенно вышли на ее траверз на расстоянии один-два корпуса и так шли практически до самого финиша. Перед финишем мы немного привелись к ветру и финишировали буквально на несколько секунд раньше «Лилии» первыми в своей группе. 
      Третья гонка должна была стартовать у форта Обручев 19 августа в 14 часов, но из-за усиливающегося западного ветра была отложена. Старт был дан 20 августа в 10 часов утра при западном 5-балльном ветре. После старта ветер понемногу усиливался, и на некоторых яхтах взяли первый риф. «Ника» шла довольно хорошо под генуей и полным гротом, но в районе якорной стоянки судов на правом галсе у нас лопнул стаксель-фал. Генуя осела, а оборванный основной фал ушел внутрь мачты. Мы завели запасной фал с капроновым ходовым концом и через Победные старты "Ники"стопор на рубке обтянули его лебедкой, установленной также на рубке. Однако стопор плохо держал фал, и вся нагрузка приходилась на довольно слабую лебедку, ось которой постепенно начала деформироваться. Мы быстро сняли фал с рабочей части барабана лебедки и, не выхлестывая его из стопора, через нижнюю часть барабана рубочной лебедки (как через блок) завели его на наветренную мощную шкотовую лебедку. Через пять минут капроновая часть фала лопнула на перегибе у рубочной лебедки. Мы успели связать узлом оборванные концы фала до того, как он ушел в мачту, и обтянули его напрямую свободной шкотовой лебедкой. Пока все это длилось, яхта продолжала идти правым галсом и была уже у южного берега Невской Губы. При выполнении поворота оверштаг нам пришлось одновременно травить стаксель-фал (чтобы освободить шкотовую лебедку) и стаксель-шкот, затем обтягивать фал уже другой шкотовой лебедкой и только потом добирать шкот на Победные старты "Ники"освободившейся подветренной шкотовой лебедке. Таким образом, мы выполняли повороты вплоть до самого финиша гонки. После поворота выяснилось, что все яхты, державшиеся северного берега, ушли вперед. Немного сзади нас шла только «Дева» (ЛенВМБ). К вечеру ветер усилился до 30 узлов, и мы взяли первый риф на гроте. Самое интересное было в том, что мы не смогли бы заменить геную на стаксель при дальнейшем усилении ветра, так как из-за узла на стаксель-фале убрать геную, не обрезав фал, было бы невозможно. Однако ветер больше не усилился. Подходя к о. Большой Березовый, мы увидели «шестерку» на контр-галсе. Это 
была «Лилия». Она прошла с нами совсем рядом под полными парусами с большим креном и опять исчезла в сумерках. Затем мы видели еще одну «шестерку», но опознать ее в темноте не удалось. В этом же районе рядом с нами прошли обратным курсом «Дайла» и «Северное сияние» (ГМТУ), сошедшие с гонки. Ночью, когда мы обогнули Нерву, ветер «скис», а затем слабо задул от норд-норд-оста. И опять была лавировка вплоть до самого финиша перед Высоцком. В этой единственной гонке из пяти мы пришли вторыми в своей группе после «Онеги», которая финишировала на 19 минут раньше нас. В этой же гонке несколько яхт сошли с дистанции. Вот некоторая информация о повреждениях яхт:

  • «Л-6» «Дайла» сошла с гонки из-за потери устойчивости наветренной нижней металлической краспицы, при этом экипаж, вовремя сделав поворот, сумел спасти мачту, выполнить в Приморске аварийный ремонт и стартовать в следующих двух гонках регаты.
  • «Л-6» «Сольвейг» сошла с гонки из-за поломки лебедок. В дальнейших гонках не стартовала.
  • Полутонник «Северное сияние» сошел с гонки из-за водотечности корпуса. В дальнейших гонках яхта не стартовала.
  • Полутонник «Джина» сошел с гонки из-за повреждения вантпутенса и отформовки подмачтовых усилений корпуса. В дальнейших гонках яхта не стартовала.
  • На «Цетусе» «Заря» лопнули основ­ной и запасной стаксель-фалы. Яхта сошла с гонки. В дальнейших гонках яхта стартовала.

      В двух последних гонках регаты «Ника» прошла очень хорошо, обогнав не только все «шестерки», но и все, кроме одной, яхты группы «тонников». Таким образом, мы выиграли регату в классе «Л-6» и, как выяснилось позже при награждении, «Ника» выиграла Кубок ОАО «Морской порт «Санкт-Петербург», разыгрывавшийся в одной из гонок регаты. 

      Чемпионат Санкт-Петербурга. Гонки Чемпионата СПб по парусному спорту среди крейсерских яхт состоялись 7, 8, 14 и 15 сентября в Невской Губе. 7-го и 14-го проводились по две короткие гонки на треугольной дистанции, а 8-го и 15-го – по одной длинной. В гонки, среди прочих, заявилось 16 яхт Ассоциации класса «Л-6», и, согласно Положению о соревнованиях, они были выделены в отдельную зачетную группу. Результаты в группе «Л-6» определялись по действительному времени. 
    Победные старты "Ники"  Запомнилась первая гонка, в которой «Ника» и «Амур» (РЯК) после упорной борьбы финишировали практически одновременно. Как выяснилось сразу после гонок 7 сентября, по финишному протоколу мы в первой гонке все-таки финишировали на 1 секунду раньше «Амура». Во второй гонке мы были вторыми после «Лилии» (Стрельна). 
      Старт третьей гонки откладывался из-за отсутствия ветра. Почти 2,5 часа мы ждали решения судей, и в 14.20 при слабом весте был дан старт гонки без сокращения дистанции, хотя, согласно Гоночной инструкции, финиш закрывался для всех групп в 19:00. После старта «Ника» пошла за удачно стартовавшими «Лилией» и «Чайкой» к Морскому каналу. Тем временем многие «шестерки», стартовавшие хуже, в том числе и «Амур», пошли левым галсом к северному берегу. Через некоторое время мы заметили, что впереди идущие к южному берегу яхты попали в почти штилевую область, и «Ника» сделала поворот. На контргалсе где-то за о. Верперлуда перед нами прошли «Онега» и «Синяя птица» (обе из РЯК). Впереди были почти все «шестерки», ушедшие к северному берегу. «Амур» был уже очень далеко впереди, видимо, он первым сделал поворот к северу после старта и первым получил более свежий ветерок. Через некоторое время сделали поворот и южные «шестерки», но они уже прошли за нашей кормой. Тем не менее, яхты не одолели еще две трети пути до первого знака, и всем стало ясно, что никто не уложится в контрольное время. Мы уже собирались поворачивать назад и связались по рации с «Хортицей» (ГМТУ), наблюдавшей за гонкой, на предмет буксировки домой. От нее-то мы и узнали, что судейское судно будет принимать финиш у первого знака дистанции. Несмотря на то, что рация была включена на нужном канале всю гонку, мы такого сообщения не слышали. Пришлось продолжать гонку. «Ника» обошла еще несколько яхт своей группы и финишировала пятой, выиграв у «Лилии», но упустив «Амур». Второй в нашей группе пришла «Онега», а третьим – «Варяг» (РЯК). 
 Победные старты "Ники"     В четвертой и пятой коротких гонках запомнилось только то, что нам постоянно прикрывали ветер то «Форвард» (РЯК), то «Дева» (ЛенВМБ), с которыми мы не гонялись, но из-за общего старта шли кучно. Этим пользовались «шестерки», имеющие чистый ветер. Кроме того, при выполнении большого числа поворотов оверштаг мы теряли больше времени, чем другие, так как нижний бэби-штаг на «Нике» затрудняет переход генуи на другой борт. Тем не менее, в этих двух гонках мы пришли вторыми и третьими. В последней, шестой гонке, чтобы выиграть чемпионат, «Нике» достаточно было финишировать сразу после «Амура», но не ниже седьмого места. Задача была вполне выполнимой, но... 
      С утра 15 сентября дул 6-балльный вест-зюйд-вест. При выходе из клуба на последнюю гонку мы взяли риф на гроте, но, Победные старты "Ники"придя к месту старта, рифы отдали, так как на первый знак ветер позволял идти полным бейдевиндом. Правда, после банки Каменная предстояло приводиться на буй № 13 Северного фарватера, но ветер имел тенденцию к повороту на север. Стартовали мы неплохо: 4-ми или 5-ми в своей группе, но главное, что «Амур» и «Онега» были сзади. На полпути до первого знака «Амур», выйдя на ветер, поставил спинакер и стал медленно приближаться. Ветер отошел немного к северу, и мы тоже поставили малый спинакер. «Ника» шла 8-узловым ходом, но минут через 20 помощник заметил, что кант наветренной шкаторины в верхней части спинакера разошелся по шву, и крайнее полотнище разорвалось на 30 см до ближайшего радиального шва. Мы быстро убрали спинакер и пошли под генуей. Первый знак мы обогнули пятыми. За кормой шла «Онега», а «Амур» отстал при огибании знака еще больше. Приведясь, мы обошли с наветра «Варяг». Был достаточно большой крен, и генуя иногда черпала воду. Внезапно лопнул огон стаксель-шкота, и мы сделали поворот на левый галс, чтобы не терять ход и перевязать шкот. Это было сделано быстро, и мы снова повернули на правый галс, но генуя не перешла на левый борт, так как в суматохе левый шкот провели неправильно. Пока перезаводили шкот, нас обошли почти все «шестерки». На втором знаке между «Амуром» и «Никой» было уже четыре яхты нашей группы. На Победные старты "Ники"последнем участке дистанции яхты шли в галфвинд, а при порывах ветра в полный бейдевинд 8-узловым ходом, как приклеенные друг к другу. Тем не менее, нам удалось обойти «Диану» (ЛенВМБ) и «Синюю птицу». Впереди где-то шла «Онега», а непосредственно перед нами были три «шестерки»: «Амур», «Ассоль» (Кронштадт) и «Нептун» (РЯК), которые и финишировали в указанном порядке с интервалом в 2 секунды. В этой гонке «Амур» пришел восьмым, «Онега» – шестой, а «Ника» – 11-й. Было обидно, тем более, что в форпике лежал абсолютно новый запасной шкот, который и следовало поставить на гонку. «Амуру» повезло, но повезло и «Нике», так как в 4-й гонке на финишировавший первым «Варяг» был подан и выигран протест с «Аризоны» (МЯК – Санкт-Петербургский Морской яхт-клуб). В результате 50%-го штрафа «Варяг» в этой гонке стал 9-м. Если бы этого не произошло, быть бы нам с 11-м результатом в последней гонке по сумме очков только третьими. «Варяг» был бы вторым, так как последнюю гонку он завершил третьим. В итоге у нас второе место. 

      Гонка «Золотая осень». Гонка проводилась яхт-клубом ЛенВМБ 21 сентября, в субботу. В группу «Л-6» заявилось 8 «шестерок». Результаты определялись во всех зачетных группах по действительному времени. Старт был дан против слабого переменного норд-оста, а верхним знаком был 2-й буй левой стороны Петровского фарватера. Стартовали мы неважно, но, удачно использовав заходы и отходы ветра, обогнули первый знак раньше всех стартовавших яхт. До знака у о. Верперлуда «Ника» сохранила лидерство. После поворота фордевинд под спинакером мы пошли на знак банки Каменная и, обогнув его первыми, привелись к ветру. Тем временем ветер усилился, и до финиша предстояла лавировка. Так как яхты шли плотно, то на последнем отрезке дистанции на контр-галсах впереди оказывались то «Ника», то «Форвард» (РЯК), то «Аризона» (МЯК), обе из группы «тонников». В конце концов, финишный створ «Ника» пересекла на три секунды позже «Грезы» из 1-й группы яхт, но раньше «Форварда» и «Аризоны» соответственно на одну и на две секунды и, таким образом, победила в классе «Л-6», обогнав заодно и все яхты группы «тонников». 

      Гонка «Приз старшего морского начальника». Эта гонка также проводилась яхт-клубом ЛенВМБ 22 сентября, в воскресенье. В группу «Л-6» заявилось уже 9 Победные старты "Ники"«шестерок». Результаты определялись во всех зачетных группах по действительному времени. Старт был дан против свежего норд-оста, а верхним знаком был тот же 2-й буй левой стороны Петровского фарватера. Стартовали мы левым галсом, уступив дорогу всем яхтам, шедшим на старт правым галсом и продолжавшим почему-то идти этим галсом еще довольно долго. «Ника» и шедшая за ней вплотную яхта типа Алькор «Дельта» (РЯК) тем же левым галсом вышли к первому знаку и обогнули его раньше всех стартовавших яхт. На втором отрезке дистанции до буя №14 Северного фарватера для нашего спинакера было крутовато, и мы шли под генуей. Немного сзади подветреннее также без спинакера шла «Дельта», а наветреннее и также сзади и без спинакера шел «тонник» «Мария» (ЛенВМБ). Медленно, но верно «Мария» приблизилась и обошла нас. Постепенно вперед вышла и «Дельта». Второй знак с незначительным отрывом друг от друга первыми обогнули «Мария», «Дельта» и «Ника». Третий знак на банке Каменной обогнули в том же порядке при усилившемся ветре. На последнем участке дистанции яхты шли в крутой бейдевинд левого галса. Лавировки не было, и положение яхт на финише не изменилось. В итоге в группе «Л-6» мы заняли второе место. Первой была «Дельта», также включенная в группу «шестерок». 

      Кубок «Квартета». Эта гонка ежегодно проводится в яхт-клубе ГМТУ в первое воскресенье октября и организуется яхтой «Квартет». В этом году она прошла 6 октября. В группу классических деревянных яхт заявились только две яхты: «Ника» и Алькор «Эос» (ГМТУ), поэтому эта гонка не вошла в рейтинг яхт Ассоциации класса «Л-6.» Результаты в зачетных группах определялись по действительному времени. Гонка проходила по следующей дистанции: старт и финиш в устье Средней Невки, напротив клуба ГМТУ, далее вдоль берега до Лахты, затем по Лахтенскому, Петровскому и Поперечному фарватерам в Среднюю Невку к финишу. Старт был общим при слабом восточном ветре, и малые легкие яхты имели преимущества. Мы стартовали в середине и в середине финишировали, но пришли раньше «Эос» и в своей группе заняли 1-е место. 

      Итак, в 2002 году «Ника» участвовала в 12-ти соревнованиях, заняв в них в своей зачетной группе 6 первых, 5 вторых и 1 третье место. Всего в этих соревнованиях яхта прошла 26 гонок и заняла в них 13 первых, 8 вторых, 2 третьих, 1 пятое, 1 шестое и 1 одиннадцатое место. 
      В 23-х гонках из 26-ти участвовало не менее трех яхт Ассоциации класса «Л-6», и поэтому их результаты вошли в рейтинг «шестерок» за 2002 год. Подсчет рейтинга показал, что «Ника» набрала 286 очков и стала лучшей яхтой Ассоциации класса «Л-6» в 2002 году. Второе место заняла «Онега» (228 очков), а третьей стала «Лилия» (163 очка). 
      Более подробную информацию о гонках, походах, истории создания яхт класса «Л-6», об их прошлом и настоящем можно найти в журнале «Катера и яхты» №180 (Лето 2002 г.), а также в Интернете на сайтах www.l-6.org и nika-l6.16mb.com. Участвуя в большом числе освещаемых в СМИ соревнований 2002 года от имени ГМТУ и заняв в них только призовые места, «Ника» и ее экипаж, состоящий из студентов и выпускников «Корабелки», способствовали повышению известности и престижности нашего Университета.


В. Манухин 
к.т.н., доцент кафедры СМК, 
капитан яхты «Ника», 
Президент Ассоциации яхт класса «Л-6»
© 2021 команда яхты "Ника"