Кубок Балтийского моря 2011

Кубок


"НИКА" выиграла Кубок Балтийского моря в 2011 году!


Подробнее о регате на сайте организаторов www.balticseacup.org



О всех значимых событиях регаты рассказывает фильм Алексея Игнатьева "Кубок Балтики 2011"


Первая гонка в Санкт-Петербурге

Слабый ветер не помешал организаторам провести 2 июля запланированную гонку на призы Международного военно-морского салона, объединенную с первым этапом международной регаты «Кубок Балтийского моря». К линии старта, запланированного на 11.00, в этот солнечный и практически безветренный день на почти зеркальную воду Невской губы вышли 35 яхт в пяти зачетный группах. Главный судья, оценив погодные условия, принял решение отложить начало гонки, надеясь на изменение ситуации. Во время ожидания ветер несколько зашел, вынудив организаторов передвинуть верхний знак и стартовую линию, после чего усилился до 2 м/с, позволив дать старт первой группе в 11.50, а далее всем остальным по регламенту. Яхты оперативно вышли на дистанцию, началась лавировка к первому бую, после огибания которого над акватории запестрели спинакеры. После нижних ворот флот пошел длинным галсом к северному берегу, откуда уже лавировались на верхний знак. К моменту выхода первой яхты («Lady in Red») на вторую петлю ветер снова стал стихать. Последив некоторое время за тенденцией, главный судья принял решение сократить дистанцию, приняв финиш на нижнем знаке. Первой из флота так и осталась «Lady in Red», за ней пришла «Грёза», потом начали массово финишировать яхты класса Л-6 и другие участники.

Финиш принимался до 14.30, после чего большинство яхт, участвовавших в гонке, направились в выставочный комплекс «Ленэкспо», где проходит Международный военно-морской салон. С приветственным словом и традиционными пожеланиями хорошей погоды к участникам регаты «Кубок Балтийского моря» обратились Президент регаты на призы Международного военно-морского салона, Герой России контр-адмирал Дронов Владимир Николаевич, а также и. о. Президента Санкт-Петербургского парусного союза Черных Андрей Николаевич, после чего в торжественной обстановке призерам и победителям гонки были вручены награды и памятные призы.

Михаил Чайкин, главный судья:

Гонка прошла нормально, если не считать слабого и переменчивого ветра. В какой-то момент закралась мысль, что ветер совсем скиснет и половина флота не сможет финишировать, поэтому пришлось сократить дистанцию. Погода была в какой-то степени лотерейной, так что некоторые признанные лидеры в своих группах не попали на пьедестал. Как сказал один из них про ветер – куда ни повернешь, всё в морду.



 Гонка Санкт-Петербург-Таллин

Поздним вечером 4 июля в таллинском яхтенном порту Ноблесснер финишировали участники второго этапа регаты. Организаторы эстонского этапа были удивлены таким быстрым появлением флота.

Всё началось в воскресенье 3 июля с парада парусов, проведенного в акватории Невы в честь дня работников речного и морского флота. Яхты флота сделали несколько кругов недалеко от Благовещенского моста, после чего отправились на прохождение пограничного и таможенного контроля перед стартом в сторону Эстонии. Пронизанные бездушной бюрократией процедуры с заполнением документов на выход неприлично затянулись, что привело к отложению старта с 19.00 до 23.00, когда все яхты наконец смогли собраться возле Кронштадта. Гонка началась в штилевых условиях при слабом западном ветре, но уже через полчаса после сигнала «старт открыт» началось усиление. Сначала яхты шли в крутой бейдевинд, затем ветер отошел к норду, а уже через пару часов стало раздувать с норд-оста – появились спинакеры. В первое время нести их было довольно просто, но постепенно увеличилась попутная волна, раскачивавшая яхты из стороны в сторону. После огибания острова Гогланд утром 4 июля ветер усилился до 10 м/с, волна держала рулевых в напряжении, норовя развернуть яхту в сторону непроизвольного поворота фордевинд или кинуть в брочинг. У шедшей впереди флота «Онеги» порвался спинакер-фал, что позволило выйти в лидеры «Нике», а «Дельте» занять на некоторое время второе место. Экипаж «Онеги», не желавший упускать конкурентов, поднял человека на мачту и перезавел фал на место, что позволило снова идти под спинакером. Вечером яхты класса Л-6 обогнули маяк Хельсинки, приведясь к галфвинду. На сильном ветру сначала порвался спинакер у «Онеги», затем у «Дельты», которая до финиша шла под одним гротом, так как вдобавок ко всему вышел из строя штаг-пирс, и невозможно было поставить стаксель. Все эти события оказались на руку «Нике», финишировавшей в гордом одиночестве раньше остальных участников «Кубка Балтийского моря» в 22.50, за ней почти одновременно пришли «Онега» и «Бриз» (23.01), остальные яхты подходили в течение еще двух часов.

 

Видеоролик о гонке. Или "как рвутся паруса"


6 июля яхтенный порт Ноблесснер проведет короткую гонку в Таллинском заливе, а в пятницу 8 июля будет дан старт второму морскому этапу Таллин – Рухну.



Гонка и пребывание в Таллине

Утром 6 июля в Таллинском заливе прошла короткая гонка – третий этап регаты «Кубок Балтийского моря». На дистанцию в виде петли протяженностью 6,2 мили в этой солнечный, но достаточно ветреный день вышли 10 яхт (по пять в каждой группе). Стартовали все вместе довольно плотно на правом галсе, через некоторое время в поисках более выгодной позиции некоторые лодки скронтрились и полезли на ветер. Первой к верхнему знаку – бетонному сооружению, некогда корабельному заправочному причалу – вышла яхта «Онега», преследуемая «Никой» и «Варягом». После огибания знака лодки пошли в лавировку бакштаг под спинакерами, и на некоторое время разошлись, пытаясь получить преимущество на более полном или более остром курсе. Ближе к финишу стало понятно, что «Ника» и «Онега» придут одновременно, так что на последних метрах дистанции началась отчаянная борьба за победу в гонке. «Ника» находилась в более выгодной позиции, т.к. была выше «Онеги» и прикрывала последней ветер, норовя погасить конкуренту спинакер. Более того, к окончанию гонки ветер стал стихать, так что нести спинакер нужно было предельно осторожно, стараясь лишними действия не уронить его. Шкотовые, работавшие с парусами, боялись дышать, а рулевые вымеряли каждое движение пальца, направляя яхту по наиболее выгодному пути. Судейский свисток прозвучал два раза с разницей в секунду – именно с таким отрывом «Онега» пришла первой. Примерно такой же напряженной оказалось борьба за четвертое место – там яхта «Дельта» выиграла секунду у «Былины». В группе ORC, соревнующейся по пересчету, первым по факту и в протоколе стал «Горн», второе место досталось «Вее», третье – «Бризу».

 

Видеоролик Эстонского телевидения о Кубке Балтийского моря 2011


Короткая гонка в Таллине:

После окончания гонки и подведения итогов участники «Кубка Балтийского моря» отправились на прием к вицу-мэру Таллина Михаилу Кылварту в здание городской ратуши. Вице-мэр тепло приветствовал яхтсменов, отметив необходимость налаживания тесного контакта между Россией и Эстонией, а также высказал слова глубокого уважения к людям, соревнующимся под парусами на водах Балтийского моря. После награждения призеров второго и третьего этапов регаты слово взял командор яхт-клуба Ноблесснер Янус Тамм. Он сказал, что рад принимать в своей гавани «Кубок Балтийского моря» уже во второй раз, и выразил уверенность в большом будущем регаты. С российской стороны к собравшимся обратился Андрей Березкин – член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, Президент ассоциации яхт класса Л-6. Андрей Алексеевич пригласил эстонских яхтсменов участвовать в соревнованиях, проходящих в Санкт-Петербурге, а также особо отметил старые традиции, связывающие наши страны. После официальной части для всех гостей была проведена экскурсия по различным залам старой ратуши, а вечером яхтсмены разошлись гулять по улочкам средневекового центра Таллина. Вечером 7 июля для участников «Кубка Балтийского моря» в яхт-клубе Ноблесснер будет проведена прощальная вечеринка, а утром 8 июля флот отправился в переход до острова Рухну.

Во время пребывания в Таллине застали ярмарку местных ремесел, где отметились в качестве бойцов-рыцарей, а капитан испытал себя в кузнечном искусстве и выковал настоящий гвоздь!

 


Гонка Таллин-Рухну

Старт самого продолжительного этапа регаты был дан 8 июля в 11 утра по эстонскому времени в Таллине при умеренном северо-восточном ветре. После непродолжительной лавировки яхты легли на курс в сторону пролива Муху-Вяйн, который предстояло пройти яхтам группы ORC (шли по сокращенной дистанции), и оставить слева группе Л-6. До самой ночи ветер не менялся по направлению, но периодически ослабевал до штиля, так что лодки ползли под спинакерами со скоростью не больше 3-4 узлов. После полуночи на подходе к острову Хийумаа стал сбываться прогноз – ветер выключился, но иногда приходили слабые дуновения с непредсказуемых направлений, так что приходилось менять стаксель на спинакер через каждые десять минут. Бывало, что во время поворота фордевинд ветер вдруг заходил в нос, а к моменту уборки спинакера и постановки генуи отходил снова в корму. Так экипажи развлекались примерно до шести утра, когда ветер окончательно отошел к зюйд-весту и немного усилился, что позволило пойти в лавировку. К этому моменту в группе ORC уверенно лидировал «Странник», а «Онега» боролась с «Никой» за первое место в группе Л-6. Весь день ушел у «шестерок» на огибание островов Хийумаа и Сааремаа, и к моменту их входа в Ирбенский пролив на Рухну уже финишировала первая яхта флота – «Станник». Всю ночь с 9 на 10 июля оторвавшиеся от преследователей «Ника» и «Онега» шли под спинакерами через Рижский залив. «Онега» на этом отрезке была впереди, а конкурент предпринимал различные действия для изменения ситуации. В какой-то момент «Нике» удалось сократить разрыв, но ближе к финишу преимущество «Онеги» опять увеличилось, и в итоге она была первой, опередив соперника на 16 минут (на дистанции 230 миль).

После окончания гонки экипажи ошвартованных яхт разбрелись по острову изучать его красивые природные пейзажи и общаться с местными жителями. 

Утром 12 июля будет дан старт последнего этапа «Кубка Балтийского моря», на котором участникам предстоит преодолеть больше 200 миль, пройдя от острова Рухну до финского города Котка через пролив Муху-Вяйн.


Стоянка на Рухну

Пока стояли на Рухну экипажи отдыхали, изучали остров и местный колорит.


 Гонка Рухну-Котка

В пятой гонке, закрывающей соревнование, решалась судьба медалей в обеих группах: в классе Л-6 «Ника» и «Онега» боролись за первое место, «Варяг» с «Дельтой» бились за третье, а в группе ORC «Бриз» разыгрывал с яхтой Laska серебро. В гонке участникам предстояло пройти по Рижскому заливу от острова Рухну до пролива Муху-Вяйн, преодолеть его и, оказавшись, в северо-западной Балтике, дойти по прямой до финского города Котка. Яхты стартовали у Рухну во вторник 12 июля в 10 утра по эстонскому времени при северо-западном ветре силой 7-8 м/с. «Бриз», Laska и «Варяг» сразу вырвались вперед, за ними шла группа из яхт класса Л-6, «Странник» следовал последним. Погодные условия вынудили многих начать гонку под рифами и стакселями, но в течение первых двух часов ветер немного стих, что позволило идти под полными парусами. При входе в пролив Муху-Вяйн ветер усилился до 10 м/с, заставив снова работать над площадью парусности. В этот момент лодки шли плотной группой, но при замене генуи на стаксель «Онега» отстала, дав конкурентам вырваться вперед. Сильное дутье и короткая жесткая волна сильно вымотали яхтсменов за те часы, что пришлось преодолевать пролив, но после выхода на открытую воду легче не стало – увалившись на полный курс в сторону Котки, участники регаты получили сильный попутный ветер и разогнавшуюся на морских просторах волну. Идти под спинакером было сложно - яхту постоянно бросало в привод, раскачивало из стороны в сторону, а волна норовила привести к непроизвольному повороту фордевинд. Всю ночь с 12 на 13 июля и весь следующий день лодки неслись полным курсом к финишу, периодически меняя галс, и никаких перемен на этом длинном отрезке уже не произошло. Почти у самого финиша ветер стал стихать, но это никак не повлияло на итоговую расстановку: первым из флота финишировал «Бриз», за ним с небольшой разницей пришли «Ника» и «Варяг», остальные лодки заканчивали гонку ближе к полуночи.

 

Видеоролик о гонке с борта "Ники":

После старта лодки идут в пролив Муху-Вяйн

 

Муху-Вяйн позади. Впереди - финиш в Котке


Стоянка и награждение в Котке

Яхты пришли в Котку в ночь с 13 на 14 июля, и за прошедшие до подведения официальных итогов дни занимались изучением достопримечательностей города. В четверг 14 июля был свободный день, а в пятницу 15 июля принимающая сторона (New Port Kotka) организовала для участников «Кубка Балтийского моря» культурную программу. Начался день с завтрака для всех экипажей, перед которым яхтсмены послушали небольшой рассказ об истории финского порта и получили бесплатные билеты в морской центр Vellamo и местный бассейн, где яхтсмены пробыли до вечера.

Субботнее утро началось с рассмотрения протестов, после чего предварительные результаты стали официальными. Изменения коснулись только количества очков у яхты «Странник», дисквалифицированной в третьей гонке за столкновение с «Варягом», но на итоговую расстановку яхт в протоколе это не повлияло.

В 15.00 по местному времени участники регаты собрались на набережной New Port Kotka, где состоялась церемония награждения призеров и победителей. С приветственным словом к присутствующим обратился депутат городского Совета депутатов, член комиссии по физкультуре и спорту Йорма-Калеви Меривирта (Jorma-Kalevi Merivirta), выразивший в своей речи уважение к русским яхтсменам и отметивший уверенность в дальнейшем развитии «Кубка Балтийского моря». После вручения памятных подарков организаторам регаты от города Котка с российской стороны выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, и.о. Президента Санкт-Петербургского парусного союза Андрей Николаевич Черных, поблагодаривший финских яхтсменов за теплый прием регаты и пообещавший более серьезную поддержку соревнования со стороны администрации северной столицы России. Затем началась самая главная часть мероприятия – награждение. За третьи места в своих группах были награждены экипажи яхт «Варяг» (Л-6) и «Горн» (ORC), кубки и медали за второе место достались «Онеге» (Л-6) и «Бризу» (ORC), а большие переходящие кубки получили «Ника» (Л-6) и северодвинский «Странник» (ORC). Более того, «Ника» получила кубок быстрейшей яхте регаты, учрежденный журналом «Катера и яхты». Капитан «Ники» Вадим Манухин поблагодарил организаторов и судей за проведение «Кубка Балтийского моря», а также соперников, не дававших расслабиться до самого финиша последней гонки.


 Большой кубок регаты у Ники

По окончании награждения Президент ассоциации яхт класса Л-6, член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Андрей Алексеевич Березкин вручил сувениры от оргкомитета регаты представителю городского Совета депутатов Котки и командору местного-яхт-клуба, а председатель оргкомитета и идейный вдохновитель «Кубка Балтийского моря» Никита Бриллиантов подытожил мероприятие небольшой речью:

«Пятая регата «Кубок Балтийского моря» состоялась, всё прошло в намеченные сроки по запланированному маршруту. Гонки были интересными, при разной погоде и с разными исходами, не обошлось без поломок и протестов, но все невредимы и довольны. В этом году спонсорскую помощь оказали ЗАО «Экосинтез» (поддерживает регату с 2007 года) и ГК «СЭР», информационную поддержку обеспечили журналы «Катера и яхты» и Yacht Russia, официальный сайт ВФПС, а также порталы Sport812.ru, Planetpics, OCEAN TV и SeaExpo.ru. Приглашаем яхтсменов Балтики на регату 2012 года, со своей стороны постараемся сделать соревнование более динамичным и не менее интересным. Маршрут пока не разработан, но однозначно будут посещены яхтенный порт Ноблесснер в Таллине и New Port Kotka, остальное пока в планах. До встречи на стартах, всем удачной дороги домой!».

Обмен памятными призами

После спуска флага «Кубка Балтийского моря» все экипажи были приглашены на торжественный ужин, организованный в ресторане New Port Kotka, по окончании которого несколько яхт отдали швартовы и отправились в Россию, а некоторые остались, чтобы продолжить путешествия по европейским портам.

В частности "Ника" готовилась к 350-мильному переходу в Швецию.

 

© 2021 команда яхты "Ника"