Примечания


1. Яхта выброшена на камни о.Мохни. При возвращении в Ленинград, после завершения гонок за «Кубок Балтики» 2 августа 1976 года экипажем было принято решение отстояться у юго-западного берега о.Мохни и переждать усиление северного ветра. В результате поворота ветра к западу через северо-запад яхта была выброшена на берег. Подробнее см. статью Г.В. Забрускова «Западня» в КиЯ № 5 (81) за 1979 г. или на сайте Ассоциации класса «Л-6» l-6.org. Через некоторое время после аварии яхта «Хортица» из я/к ЛКИ доставила на о.Мохни ремонтные материалы. На правый борт «Ники» была наложена заплата, после чего она была стянута на глубокую воду и на буксире «Хортицы» приведена в ближайший порт Локса (Эстония), где была поднята на стенку судоремонтного завода.

2. Капитальный ремонт яхты в я/к ЛКИ на о.Бычий. В декабре 1976 года «Ника» была привезена на трейлере в Ленинград. Поскольку мастерская я/к ЛКИ находилась на о.Бычий и ее габарит по высоте не позволял поставить туда яхту как есть, был отдан фальшкиль. При отдаче фальшкиля одна из 10-ти шпилек начала проворачиваться в цементной заделке фальшкиля и ее пришлось перепилить. Впоследсвии она была заменена новой. Облегченная таким образом на 3 тонны яхта с уменьшенным габаритом по высоте была перетащена в санях по льду через р.Виновка с помощью клубной электролебедки на о.Бычий и поставлена в мастерскую. Во время ремонта были заменены руль, несколько шпангоутов, часть привального бруса и вся обшивка правого борта за исключением кормового свеса. После ремонта в августе 1977 года «Ника» с помощью лебедки была по слипу спущена на воду, перетянута через р.Виновка и с помощью автокрана поставлена на фальшкиль. В сентябре 1977 года «Ника» совершила первый выход после капитального ремонта.

3. На 2-м этапе регаты утерян руль. На 2-ом этапе Мухувяйнской регаты, после старта в Хаапсалу, идя в бейдевинд, на яхте заклинило руль. После ныряния было установлено, что раздалась контровка осепа баллера руля на пятке фальшкиля, и осеп отсутствует. При установке нового руля во время ремонта яхты после аварии на о. Мохни штатная промежуточная скоба баллера руля на ахтерштевне установлена не была. Штатная конструкция осепа позволяла ему свободно проходить через отверстие в пятке фальшкиля снизу вверх и сверху вниз. В результате расконтровки осеп ушел вниз, и руль под собственным весом отошел от ахтерштевня и заклинился о корпус. Капитаном яхты было принято решение отбуксировать яхту в Куйвасту за БГК, выполнявшим роль судейского судна регаты. Однако, т. к. команды закрепить руль концами не последовало, а самый малый ход у БГК оказался 6-7 узлов, перо руля было оторвано при буксировке и утоплено. Корпус яхты не пострадал. В Куйвасту был изготовлен временный 5-метровый руль в виде кормового весла, закрепленного на центральной стойке кормового релинга. С этим аварийным рулем под парусами яхта совершила 25-мильный переход в Хельтерму, где имелся портовый козловой кран.

4. Поставлен руль с «Л-6» «Паллада». В то время как изготавливалось аварийное кормовое весло в Куйвасту, в Ленинграде был приобретен штатный руль с «Л-6» «Паллада», на которой после установки двигателя был изготовлен новый руль с вырезом под гребной винт. «Родной» руль с «Паллады» и вновь изготовленный верхний баллер были доставлены в Хельтерму на яхте «Хортица» из я/к ЛКИ. «Ника» была поднята на стенку портовым краном и в тот же день спущена с новым рулем. Руль с «Паллады» подошел к «Нике» без какой либо подгонки! Сейчас «Ника» ходит с тем же рулем с «Паллады». На ахтерштевне установлена штатная промежуточная скоба, а новый осеп имеет буртик, не позволяющий ему выйти вниз при возможной расконтровке. Изменена и сама контровка осепа. Для нее используется болт М8, проходящий через пятку фальшкиля и осеп, с расклепанным на гайке хвостовиком.

5. 02.08 на 2-м этапе регаты сломана мачта. На 2-м этапе Мухувяйнской регаты, после старта в Хаапсалу, пройдя в крутой бейдевинд о.Вирелайд и выйдя в Рижский залив, яхта встретилась с крутой короткой встречной волной. Неся полную парусность, яхта хорошо шла левым галсом с креном около 15-20°. Внезапно алюминиевая мачта изогнулась дугой в районе нижних краспиц под углом 90-100°. Яхта встала лагом к волне, и изогнутая мачта начала сильно раскачиваться при бортовой качке яхты. Сразу были убраны не пострадавшие паруса. В результате раскачивания мачта переломилась ниже нижних краспиц и упала за борт, т. к. степс был установлен на палубе. Через некоторое время мачта была поднята на борт, а подошедшая яхта «Эос» из я/к ЛКИ сошла с гонки и отбуксировала под парусами «Нику» в Куйвасту. В Куйвасту была установлена аварийная мачта из 9-метрового верхнего куска сломанной мачты, на которой можно было нести трисель и штормовой стаксель. Причиной поломки мачты явились не заложенные своевременно в азарте гонки нижний штаг и нижний бакштаг, в результате чего на волне мачта стала «гулять» в продольной плоскости в районе нижних краспиц, и наветренная нижняя стальная краспица вывернулась вперед.

6. Ночной шторм под аварийной мачтой. Под аварийной оснасткой «Ника» перешла в Хельтерму. Ночью усилился навальный восточный ветер, а волна стала бить в подзор яхты, ошвартованной носом к стоявшему у причала судна. При развороте яхты на швартовах носом к ветру якорь начал ползти. Было принято решение перейти под двигателем на противоположный берег пролива к Рохукюла и переждать там непогоду. Однако попытка поднять якорь не удалась. Позже выяснилось, что якорный канат каким-то образом зацепился за валун на дне. Времени возиться с якорем не оставалось и он вместе с канатом и томбуем был оставлен на грунте. Яхта выгребала под мотором на ветер, но на крутой короткой волне гребной винт иногда оголялся, и обороты двигателя резко увеличивались. В результате на середине пролива срезало шпонку винта, и яхта потеряла ход. Попытки поставить трисель не удались, т. к. фал закусывало в блоке, до которого было не добраться. Был поставлен только штормовой стаксель, который когда-то был штатным стакселем с «Дракона». Под стакселем яхта могла идти только в галфвинд. Попытки выйти к Рохукюле не увенчались успехом. Пришлось ходить попеременно галсами вдоль оси пролива, ориентируясь в темноте по огням на берегу и по счислению. Несмотря на многочисленные островки и банки, яхта лишь один раз мягко коснулась грунта килем, оказавшись между двумя большими волнами. Через некоторое время было замечено, что на одном из верхних швов у филающей задней шкаторины стакселя появился надрыв. Стало ясно, что стаксель долго не выдержит. В этой ситуации оставалось только подготовить запасной якорь, связать друг с другом все имеющиеся запасные и штатные концы, чтобы получился канат около 100 метров длиной, и подыскивать песчаный участок без камней на подветренном берегу, который уже был слегка виден в предрассветной мгле. Как и ожидалось, стаксель лопнул. Дрейфуя под рангоутом, в намеченном месте был отдан запасной якорь Матросова и вытравлено около 80 метров каната. Яхта развернулась носом к ветру и волне и несколько часов простояла на якоре до ослабления ветра. По сути дела был использован последний шанс спасти яхту. Сразу после постановки на якорь был зашит стаксель и перезаведен трисель-фал. Днем, когда ветер и волна утихли, яхта снялась с якоря и под парусами ошвартовалась на прежнем месте в Хельтерме. Несмотря на все ночные злоключения, корпус яхты не получил ни одной царапины, а гребной винт не сорвало с вала. Основной якорь и канат были подняты со дна, и через некоторое время яхта продолжила плавание под аварийным вооружением.

7. 12-14 августа в Северном море прошли через 9-балльный шторм от NNW. При выходе из Шорем-бай-си (Шорехам, Англия) ветер от NN0 усилился до 7 баллов. За мысом Бичи-Хед усилилось волнение, и ухудшилась видимость. Яхта «Воля» (Картер-30, я/к ЛКИ), в эскадре с которой шла «Ника», исчезла из виду, радиосвязь пропала. Несмотря на то, что «Ника» могла идти против ветра дальше, было решено вернуться под прикрытие английского берега и разыскать «Волю», которая перед исчезновением сделала поворот оверштаг. Ночью, маневрируя под английским берегом между Дувром и о.Уайт, «Ника» дважды пересекала нулевой меридиан, а утром при ослабевшем ветре и хорошей видимости встретила в районе Ньюхейвена «Волю», которая туда заходила для аварийного ремонта вант-путенса нижней ванты. На «Нике» ночью сломалась вилка талрепа нижнего штага, который был заменен запасным. Через сутки в Северном море ветер от N-NNW усилился до 8-9 баллов. Высота волны достигала 5-6 метров. Обрушивающиеся гребни достигали длины 100-200 метров, но их можно было объезжать. Несколько раз «Нику» накрывало гребнем. Наверху был только рулевой в страховочной сбруе и спасжилете. Яхты долго шли недалеко друг от друга под одними штормовыми стакселями в полный бейдевинд при плохой видимости, но ночью в районе Западных Фризских островов потерялись. На последнем сеансе радиосвязи было решено идти в Куксхафен, куда яхты и пришли порознь без повреждений. В яхтенной гавани Куксхафена висело предупреждение о 9-балльном шторме. Позже выяснилось, что несколько яхт терпели бедствие в районе о. Гельголанд и были спасены береговой охраной. Подробнее об этом плавании можно прочитать в газете СПбГМТУ «За кадры верфям» в №№ 9-10 (2150-2151) за 1994 в статье В.Манухина «Хождение за два моря».

8. Гонка из Выборга шла при сильном тумане. При выходе за о.Вихревой яхты вошли в плотный туман. Идя в лавировку, на знаки «Ника» выходила только по счислению, ориентируясь по глубинам с помощью эхолота, т. к. других приборов, кроме компаса и лага не имелось. На маяк Крестовый вышли точно, а скалу Халли огибали по счислению с запасом. Увидеть Халли не удалось. Идя вдоль островов Западный и Большой Березовый, ориентировались по счислению, глубинам и шуму прибоя с левого борта. Один раз чиркнули килем о грунт. Не обнаружив в расчетное время маяк Толбухин, легли в дрейф. Залезали на мачту, пытаясь подняться над туманом и увидеть ориентиры, но безрезультатно. Через два часа туман стал рассеиваться, и показались огни кронштадских маяков. «Ника» оказалась рядом со счислимым местом и продолжила гонку.

9. Оформлено Постановление на 3 МРОТа. Во время стоянки у моста о. Подберезовый в воскресенье к яхте подошла моторная лодка с морскими пограничниками из Высоцка. Были проверены документы. В судовой роли, отмеченной на КПП форта Константин и на КПП Выборга, о.Подберезовый вычеркнут не был. Тем не менее, ссылаясь на Постановление губернатора Ленобласти № 261 от 13.08.1999, пограничниками была потребована калька маршрута перехода. На наш вопрос, кем такая калька должна быть подписана и утверждена, членораздельного ответа не последовало. Такой кальки на яхте не было, а по сему было оформлено Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в 3 МРОТа на заранее подписанном и проштампованном бланке. Платить штраф на месте мы отказались. Таким же образом была оштрафована и стоявшая рядом «Дельта». По возвращении в С.-Петербург капитаном «Ники» было написано заявление в Северо-Западное региональное управление Федеральной пограничной службы РФ с просьбой отменить необоснованно наложенное взыскание с подробным описанием обстоятельств плавания и проверки яхты. Заявление было рассмотрено в 10-дневный срок, и в письменном ответе штраф был заменен предупреждением с предложением впредь пунктуально выполнять указанное выше Постановление губернатора Ленобласти.

10. Сошли с гонки из-за обрыва стаксель-фала. После старта у форта Обручев яхты встретились с крепким встречным ветром от W и волной около 1.5 метров. На траверзе м.Песчаный на «Нике» лопнула первая генуя, которую пришлось заменить на вторую. До м.Стирсудден с гонки сошли 6 «шестерок» из 10 стартовавших. «Ника» с трудом лавировала на второй позиции после «Чайки» , но в районе пролива Бьерке-Зунд ее обошла «Лилия». Сзади далеко шла «Синяя птица». В районе о.Большой Березовый волна стала еще круче, и через некоторое время после очередного поворота на «Нике» лопнул стаксель-фал из нержавеющего троса диаметром 4 мм. Попытка поставить геную на запасном стаксель-фале успеха не имела, т. к. ходовая капроновая часть фала оказалась перетерта. Генуя была поставлена на капроновом спинакер-фале, но он сильно тянулся, и парус работал плохо. Через некоторое время «Нику» легко обошла «Синяя птица», и мы, пройдя еще десяток миль, поняли, что шансов на призовое место у нас нет, а фал долго не продержится. До о.Нерва оставалось еще 20 миль лавировки. В конце концов «Ника» сошла с гонки и вернулась на форты, а зря. Позже выяснилось, что и «Синяя птица» сошла с дистанции, и, не прекрати мы гонку, у «Ники» оставался бы шанс занять в ней третье место в классе «Л-6». В этой гонке «Вела» сломала мачту, у «Варяга» открылась течь, и даже у финишировавших «Чайки» и «Лилии» были порваны паруса и сломана лебедка.

11. 19.07 прошли через три сильных шквала в р-не о.Нерва. Утром 19.07.2001 на переходе из С.-Петербурга к о.Сантио (Финляндия) в районе о.Нерва яхта прошла через три сильных грозовых шквала. Первый шквал был встречен в бакштаг под гротом, но управлять яхтой было крайне тяжело, поэтому, приведясь до бейдевинда, яхта быстро вышла из шквала. Второй шквал встретили в бейдевинд под зарифленным до верхних краспиц гротом. Третий шквал был самым сильным и длился минут 20-25. Сила ветра достигала на глаз 20-25 м/с, а может и больше, т. к. анемометр не работал. В результате грот лопнул по задней шкаторине. Яхта еще минут 10 дрейфовала под рангоутом с креном до фальшборта, пока заводили трисель. Когда шквал прошел, обнаружили, что рукоятка патент-рифа, удерживающая грота-гик с зарифленным парусом от вращения, скручена на 30-35°. Других повреждений не было. Грот, вероятно, лопнул из-за того, что при патент-рифе не усиленная боутами задняя шкаторина оказывается чрезмерно напряжена возле гика. Именно в этом месте обычно рвется зарифленный патент-рифом парус. При таком способе рифления должна быть усилена вся задняя шкаторина грота по крайней мере на 2/3 высоты паруса. Как выяснилось позже, в Хамине в это же утро одним из шквалов была сорвана с бочки 9-метровая килевая яхта и выброшена на берег. К счастью повреждения на ней были небольшие, и никто не пострадал.

12. В гонке СПб-Выборг лопнул стаксель-фал. Как и в прошлом году стаксель-фал из того же троса опять лопнул примерно в таких же условиях гонки. Учитывая опыт прошлого года и благодаря запасному фалу с трудом, но гонку удалось завершить. «Ника» в Выборг пришла второй после «Онеги», обогнав «Лилию». Многие яхты на этом этапе имели повреждления, а некоторые сошли с дистанции.

13. Без огибания о.Гогланд. В 4-й гонке сломан аутригер и порван спинакер. В четвертой гонке из Приморска в Высоцк с огибанием о.Нерва дул свежий WSW, и яхты подходили к Нерве в бейдевинд правого галса. Первыми остров обогнули «Онега» и «Лилия». Между «Велой» и «Никой», которая была немного сзади, шла упорная борьба. Огибая Нерву вплотную к берегу, «Ника» вышла немного вперед и поставила спинакер, не разрифляя грот. «Вела» отдала рифы и пыталась поставить спинакер, но неудачно, и через некоторое время его убрала. Выйдя из под прикрытия острова, «Ника» стала наращивать отрыв, но ее стало сильно приводить на волне. Спинакер несколько раз касался воды. На одном из таких приводов разлетелся на части аутригер из монолитного бруса красного дерева диаметром 40 мм. Спинакер-гик ударился о штаг, при этом спинакер лопнул вдоль обеих боковых шкаторин. После этого, не выходя из гонки, сразу была поставлена генуя, спинакер вытащен на борт, и отданы рифы на гроте. Вероятная причина поломки аутригера – косослой в дереве плюс значительное трение между брасом и клювом аутригера, повлекшее за собой его изгиб об вантину при растяжении браса под нагрузкой на приводе.

14. С огибанием о.Гогланд. Лопнула нижняя кормовая вантина. На подходе к о.Гогланд при свежем SW при ударе о встречную волну на лидирующей «Нике» лопнул нижний огон основной кормовой ванты наветренного левого борта. Не сходя с дистанции, дополнительно обтянув нижний бакштаг левого борта, и немного приведясь к ветру для ослабления нагрузки (поворот оверштаг в данной ситуации означал явный проигрыш в гонке), с помощью зажима был сделан временный огон, поставлены дополнительные скобы, и вантина была обтянута. Причина обрыва – коррозия огона под клетневкой.

15. Штормовали в проливе Хари-Курк. При возвращении в С.-Петербург из Пярну после Юбилейных торжеств и гонки в честь 100-летия яхт-клуба в Пярну «Ника» шла проливами Муху-Вяйн в Таллинн. На подходе к о.Вирелайд уже дул сильный W до 6 баллов. В районе Хельтермаа – Рохукюла уже была волна до 1 метра и ветер от NW до 15 м/с. Решив в таких условиях не идти через узкий пролив Воози-Курк, «Ника» под глухо зарифленным гротом и стакселем стала пробиваться на север через более широкий пролив Хари-Курк. У о.Харилайд волна стала еще больше, а ветер сильнее. Был поставлен штормовой стаксель. Справа по борту под ветром еще находился о.Вормси, а к северу от него многочисленные банки и камни. Поскольку было замечено, что фаловый боут на гроте стал отрываться по шву от паруса, было решено убрать грот и увалиться под стакселем назад под прикрытие южного берега о.Вормси, там поставить штормовой грот и попытаться снова отлавировать узкий пролив. Тем временем ветер усилился до 17-20 м/с, а волна стала круче, кроме того, было отмечено встречное SSO течение. В этих условиях при частых поворотах оверштаг яхта почти не выходила на ветер. По полученному прогнозу из порта Рохукюла к вечеру ожидалось ослабление ветра, а на следующие сутки вновь усиление при сохранении направления от NW. Было решено дождаться ослабления ветра под прикрытием о.Вормси, а затем снова попытаться отлавировать пролив Хари-Курк. Однако ветер не ослаб и не изменил направления, а пролив был покрыт крутыми волнами с пенными гребнями. В этих условиях было принято решение вернуться и отстояться у пирса в Куйвасту, немного прикрытого берегом, т. к. заходить в Хаапсаалу, Рохукюлу или Хельтерму было опасно. Яхта быстро на фордевинд прошла проливы и еще до наступления темноты ошвартовалась у южной стороны паромного пирса в Куйвасту, где уже стояли с десяток яхт на рейде и у пирса. «Ника» простояла в Куйвасту еще следующий день и ночь, в течение которых ветер не менял ни направления, ни силы. За это время экипаж успел хорошо отдохнуть, зарядить аккумуляторы и выполнить мелкий ремонт матчасти. Кроме того, было интересно побродить по Куйвасту, занимающему в истории «Ники» не последнее место (см. примеч. 3 и 5). После отстоя при еще свежем, но явно слабеющем ветре «Ника» прошла проливом Воози-Курк в Финский залив и благополучно достигла Таллинна.

16. С заходом на о.Гогланд. Перепетии гонки. После огибания правым бортом о.Гогланд в 3-ей гонке регаты «Ника», а за ней вплотную и «Онега», приближались левым галсом к финишу у входа в бухту Сууркюла-Лахти. Стояла темная ночь, а свежий SO ветер прижимал яхты к берегу острова и дул прямо в бухту. Судейской яхты не было видно, связь по рации была неустойчивой. Были видны зеленые ходовые огни финиширующих яхт, не огибавших Гогланд и идущих прямо в бухту. Яхта имела 7-узловой ход, а большая генуя закрывала обзор впереди по курсу. В последний момент вблизи мола были замечены салинговые огни судейской двухмачтовой «Звезды», еще до финиша была убрана генуя, и «Ника» на фордевинд влетела в бухту, кишащую трудноразличимыми в темноте яхтами. Часть из них носилась по бухте в поисках места швартовки, большинство же стояло у причала подветренного берега бухты и у каменного мола, перекрыв якорными концами свободные промежутки между собой. Заведя двигатель и убрав паруса, «Ника» долго маневрировала в поисках места, уклоняясь от других яхт и не решаясь подойти к полуразрушенному пирсу у северного берега бухты. В конце концов, благодаря решительным действиям капитана «Л-6» «Лена» Яковлева А.Ф., который сходу ошвартовался как раз у этого пирса, сюда же встали «Онега», «Ника», а затем и «Былина».
Во время 4-й гонки вокруг о.Гогланд при слабом ветре «Ника», сильно отстав на лавировке, смогла наверстать отставание под спинакером. У северного мыса острова впереди была только «Онега» и вплотную, чуть впереди – «Лена». Стремясь сократить путь, «Ника» шла под спинакером на корпус ближе к берегу, чем «Лена». Завязалась интересная тактическая борьба в довольно сложных навигационно-ветровых условиях. Яхты шли на пределе осадки по кромке ветровой тени. Волны не было, и ветер был слабый, прикрываемый северной сопкой. Проходя каменистую гряду у северного мыса с минимальным запасом по GPS, «Ника» коснулась фальшкилем камней, но хода не потеряла. В трудной борьбе с «Леной» «Ника» финишировала на несколько секунд раньше. После финиша подводный осмотр показал, что повреждений руля не было, а на фальшкиле остались небольшие царапины.
В 5-й гонке, снова огибая северный мыс Гогланда левым бортом и идя круто к ветру левым галсом, яхты опять шли довольно близко к берегу. Ближе всех была «Онега», рядом с ней «Лена», чуть впереди и дальше от берега – «Ника». «Онега» и «Ника» прошли без касаний, а «Лена» похоже нашла тот самый камень, что и «Ника» в предыдущей гонке. Несмотря на то, что скорость яхты была большой, видимых последсвий удара не было, и «Лена» спокойно продолжала гонку.

17. С огибанием о.Гогланд. Перепетии гонки. При подходе к северной оконечности о.Гогланд «Ника» лидировала, неся спинакер и грот на правом галсе. Подойдя к мысу, при подготовке к повороту фордевинд оказалось, что подветренный бакштаг зацепился за обух на передней части мачты между верхними и нижними краспицами. Как потом выяснилось, произошло это из-за того, что в гонке перетерся шкертик, соединяющий обух с ромбо-вантами. Попытки освободить бакштаг с палубы ни к чему не приводили, т. к. бакштаг в районе обуха оказался прижатым к мачте работающим спинакер-фалом. В этой критической ситуации задержка с поворотом грозила пропуском вперед «Онеги» и «Лены», висевших буквально на хвосте у «Ники». Неожиданно старпом Александр Кульцеп ухватился за фалы и полез на раскачивающуюся с борта на борт мачту, несущую грот и спинакер. Рулевому оставалось только держать яхту как можно ровнее на волне и молить бога, чтобы он не сорвался с 10-метровой высоты. К счастью (слава Богу!) все обошлось, бакштаг был освобожден, поворот сделан своевременно, соперники были позади, а старпом как ни в чем не бывало приступил к своим штурманским делам: яхты опять «облизывали» берег Гогланда.

18. Сопровождали яхту «Элизабет». Находясь на о.Густой, приняли звонок с яхты «Элизабет» (капитан Сергей Тихонов), находящейся с 15.04.07 в плавании до Нью-Йорка. Оказалось, что яхта, дойдя до Бреста, возвращается в Санкт-Петербург с неисправным двигателем и находится у о.Гогланд. Сергей попросил его подстраховать на случай отсутствия ветра и сопроводить «Элизабет» по Кронштадскому корабельному фарватеру и далее в Пассажирскую гавань на таможню и к пограничникам, а затем в Морской яхт-клуб по месту базирования. Мы договорились встретиться у форта Александр I (Чумной), что и случилось ночью 5.08.07. Днем яхты благополучно добрались до базы ВИФК, где с сентября 2006 г. базируется «Ника», а через день «Элизабет» была перегнана в МЯК.

19. С заходом на о.Гогланд. Перепетии гонки. В последней шестой гонке во время старта в Приморске налетел шквал с грозой. В группе Л6 «Ника», «Онега» и «Лена» стартовали под полной парусностью с сильным креном при отсутствии видимости из-за дождя. Затем шквал прошел, но остался сильный ветер от SW. В этой гонке решалось, кто станет Чемпионом: «Онега» или «Ника». На «Онеге» взяли рифы и она стала отставать. Во время последнего поворота оверштаг на лавировке к о.Нерва на «Нике» порвалась генуя по задней шкаторине (вероятно, от давления нока краспицы). Однако, набранного преимущества ей хватило, чтобы, заменив геную, обогнуть Нерву первой и выиграть гонку.

20. Буксировка за «Adveture» из Котки в Хельсинки. С целью экономии бензина и моторесурса вечером 16.07.09 на стоянке в Котке договорился с капитаном яхты «Adventure» Шпаковым А.Ю из 81 СКФ, также участвовавшей в TSR-2009, о буксировке «Ники» по шхерам в Хельсинки. На следующий день вышли из Котки в 5 часов утра, встали на буксир. Сначала шли со скоростью 6 узлов, но днем ветер от S-SW усилился до 5 баллов, развел волну до 1 метра, и скорость упала до 3 узлов. К 13:30 были примерно на середине пути до Хельсинки. К 16-17 часам ветер повернул к WSW и еще больше усилился. Так как «Adventure» шла внешними фарватерами, то приходилось преодолевать крупную волну до 1.5 метров. Скорость упала до 2 узлов. Когда проходили близко к подветренным камням, было жутковато – лопни буксир, и мы на камнях. Ветер дул в лоб, и паруса не стояли, а завести двигатель СМ557Л сразу не так-то просто. Но так или иначе мы пришли в Хельсинки благополучно – буксирный конец, трехпрядный синтетический – 16 мм, подаренный нам еще в 1993 немцами на о.Фемарн, не подвел. В час ночи мы ошвартовались на о.Суоменлинна, пройдя на буксире 83 мили по лагу за 20 часов. Такого плавания у «Ники» еще не было.

21. Вода в редукторе. Старт последней гонки из Выборга в Санкт-Петербург, как всегда был назначен на Малом Транзундском рейде. «Ника» стояла в Выборге и на старт пошла под мотором, т. к. ветра почти не было. Где-то у знака Дубовый из отверстия верхней пробки редуктора стало разбрызгиваться масло, перемешанное с водой. Чтобы успеть на старт, пришлось продолжать движение под мотором, заткнув отверстие. На старт мы успели и финишировали третьими, но редуктор пришлось заменить новым. Хорошо, что это случилось не на TSR BALTIC – 2009.
 
22. Тонем! Обогнув первыми в своей группе о.Нерва, шли на левом галсе в бейдевинд под полными парусами с большим креном, испытывая удары о волны. За нами где-то шла «Лена», но видно ее не было. В какой-то момент старпом, бывший внизу, подошел к капитану, сидевшему на руле, и тихо сказал «Тонем…». Вода дошла до пайолов каюты и на крене выплескивалась из под них. Откачав воду, определили, что она поступает в момент ударов через паз обшивки левого борта в районе листовых флоров на длине 30-40 см. Заменив геную на стаксель и зарифив грот на один ряд, удары смягчились, и течь несколько уменьшилась. Поскольку было темно и конкурентов было не видно, мы думали, что сильно отстали. Однако утром, в непосредственной близости на контр-галсе разошлись с «шестеркой» под полной парусиной, которой оказалась «Лена». Мы отдали риф, но стаксель менять не стали, хотя ветер немного утих, и волна уменьшилась. Пользуясь преимуществом в парусности, «Лена» финишировала почти на 3 минуты раньше нас.

23) Лопнул бакштаг. В гонке Королевского дворца в Туллгарне на последнем галсе перед финишем заметили, что на оцинкованной стропке подветренного правого бакштага в том месте, где он проходит через палубный блок, четыре пряди из шести лопнули. Хорошо, что больше поворотов делать не пришлось. Мы финишировали, и позже на стоянке заменили стропки на обоих бакштагах.

24) Лопнул ахтерштаг. Стартовав в гонке за пару минут до закрытия старта в темноте при крутой встречной зыби, яхта испытывала резкую килевую качку. В какой-то момент рулевой заметил отдавшийся флаго-фал государственного флага на ахтер-штаге. При попытке закрепить фал оказалось, что лопнул ахтер-штаг. Так как ахтерштаг на лавировке не был нагружен и болтался, от рывков лопнул нижний огон. Позже выяснилось, что причиной явилась коррозия оцинкованного троса под клетневиной огона. Не выходя из гонки, с помощью винтовых стяжек был сделан временный огон, который после гонки был заплетен по всем правилам.

25) 68 шлюзований. Плавание до Соловков проходило в эскадре вместе с 8-ю яхтами, семь из которых были иностранными: три из Польши, по одной из Германии, Финляндии, Норвегии и Эстонии. После Соловков Экстонская яхта ушла назад. Из Архангельска шли вместе с двумя польскими яхтами. Мачты не убирали – шли под разводку мостов. Часто пользовались буксиром. За весь путь туда и обратно прошли 42 шлюза – два на Свири и 19 в Беломорско-Балтийском канале (ББК). Из 19-ти шлюзов ББК 13-ть являются двухкамерными, т.о. на всем пути пришлось шлюзоваться 68 раз! В этом плавании была достигнута рекордная северная широта – 65°12’ и восточная долгота Архангельска, а также рекордная высота над уровнем моря -103м в ББК на бьефе между 7-м и 8-м шлюзами.

26) Ночью с 7 на 8 августа ветер задул от юго-запада с усилением и заходом к западу. 8 августа «Ника» уже вышла в Северную Балтику. Весь день ветер усиливался, а высота волн росла, причем они оставались короткими. По сообщениям «Таллин-радио» и «Турку-радио» западный ветер дул со скоростью 15-20 м/с. Прогноз на 9 августа обещал усиление западного ветра до штормового. Высота волн достигала 2,5-3,0 м. К ночи ветер еще усилился. Мы убрали грот и оставили штормовой стаксель, надеясь снизить скорость яхты и ослабить удары о волны. Но при этом яхта пошла увалистее, и скорость уменьшилась незначительно. Время от время удары повторялись. Кроме того, часть экипажа укачалась, а один из членов экипажа при уборке грота получил травму, к счастью, оказавшуюся не серьезной. В 4-ом часу утра было принято решение пойти на о.Утё, до которого было примерно 12 миль. По мере приближения к шхерам волны становились выше, и маяк часто скрывался за их гребнями. «Ника» шла в бакштаг под штормовым стакселем со скоростью 7 узлов. Было жутковато, но уже светало.  В 6 ч утра ошвартовались в гавани о.Утё и залегли спать. На Утё простояли сутки. 27) С Утё вышли 10 августа в 10 ч утра. Ветер был встречный порывистый 20-25 узлов, высота волны в среднем 2,5-3,0 м. Отдельные гребни достигали 3,5-4,0 м. Опять началась лавировка. Примерно в 16 ч на одной из наиболее крутых волн после удара корпуса о волну лопнул нижний огон наветренного правого бакштага. Трос был оцинкованный, и огон под клетневиной частично прокорродировал. В этот момент, поскольку яхта шла под двумя рифами, были заложены оба бакштага, и мачта не пострадала. Мы сделали поворот и быстро восстановили бакштаг, основав огон стяжками на болтах.

© 2017 команда яхты "Ника"